Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

1 владимирская икона божией матери. Как икона получила свое название

ВЕРА

«Наша Среда online» 6 июля Русская Православная Церковь отмечает память Владимирской иконы Божией Матери. Праздник этот установлен в память об освобождении Москвы от хана Ахмета в 1480 году.

Описание Владимирской иконы Пресвятой Богородицы:

Согласно преданию, Владимирская икона Божией Матери написана святым апостолом и евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы на доске стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство. Владимирская икона Божией Матери оставалась в Иерусалиме до 450 года. При Феодосии Младшем её перенесли в Константинополь. В начале XII века Патриарх Лука Хрисоверг послал специальный список (копию) с неё в дар великому князю Киевскому Юрию Долгорукому.

Сын Юрия Долгорукого Андрей, впоследствии прозванный Боголюбским, отправляясь с юга России на север для создания независимого от Киева владения, взял с собою Владимирскую икону Божией Матери. После краткого отдыха в городе Владимире князь Андрей продолжил своё путешествие, но, отъехав на несколько верст от города, лошади, везшие икону, неожиданно встали, и все попытки заставить их стронуться с места были безуспешны. Смена лошадей также ни к чему не привела.

Во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела оставить Владимирскую чудотворную икону Богородицы во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества. Ко всеобщей радости жителей Владимира князь Андрей возвратился в город вместе с чудотворной иконой. С тех пор икона Божьей Матери стала называться Владимирской.

Русская Православная Церковь установила троекратное празднование Владимирской иконе Божьей Матери. Каждый из дней празднования связан с избавлением русского народа от порабощения иноплеменниками по молитвам ко Пресвятой Богородице. 8 сентября по новому стилю (26 августа по церковному календарю) – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году. 6 июля (23 июня) – в память избавления России от ордынского царя Ахмата в 1480 году. 3 июня (21 мая) – в память спасения Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.

В 1480 году Владимирская икона Божьей Матери была перенесена на постоянное хранение в Москву в Успенский собор. Во Владимире же остался точный, так называемый «запасной», список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым. В 1918 году Успенский собор в Кремле закрыли, а чудотворный образ перенесли в Государственную Третьяковскую галерею. 8 сентября 1999 года чудотворная икона была перенесена из Третьяковской галереи в храм святителя Николая в Толмачах, соединенный с музеем небольшим коридором.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Владимирская» молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, о наставлении в Православной вере, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России.

Молитва Божьей Матери перед Ея иконой, именуемой «Владимирская»

О Всемилостивая Госпоже Бо­городице, Небесная Царице, Все-мощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохра­ни град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Гос­подина и Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепис­копа, или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашес­кий чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Хри­стовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух бла­гочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии - воздержание, к ближним любовь, ко врагом все­прощение, в добрых делех преус­пеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой Владимирской

Тропарь, глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, к ней же ныне мы притекающе и молящеся, Тебе взываем сице: о, пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет души наши, яко Милосерд.

Кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Владимирская»

Кондак 1
Взбранной Воеводе, Заступнице нашей, взирающе на пер-вописанный образ Твой, хвалебное пение воспеваем Ти раби Твои, Богомати. Ты же, яко имущая державу непобедимую, сохрани и спаси благодарне Тебе вопиющия: Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Икос 1
Ангельския Силы на Небеси немолчно воспевают Тя, Пречистая, зряще Славу Пребожественную, еюже Сын Твой прослави Тя; но и нас, земных, не оставила еси, яко некую лучу, ниспославши нам икону Твою, святым Лукою первописанную. О ней бо некогда изрекла еси: «С сим образом благодать Моя и сила да пребудут». Темже вернии раби Твои, по вся дни и на всяцем месте сбытие словес Твоих зряще, ко образу Твоему цельбоносному притекаем и, яко же Самей Ти, с нами сущей, вопием: Радуйся, Ангелов Царице; Радуйся, всего мира Владычице. Радуйся, на Небеси присно славимая; Радуйся, и на земли величаемая. Радуйся, благодать Твою иконе Твоей сей даровавшая; Радуйся, на спасение человеков тую поставившая. Радуйся, Божия благости скорая Подательнице; Радуйся, молений наших усердная Послушнице. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 2
Видя чудес множество, от принесенныя в Вышград святыя иконы Твоея бываемое, благоверный князь Андрей возгореся духом и умоляше Тя, да скажеши святую волю Твою и да благословиши его в пределы Ростовския отъити. Темже, улучив желаемое и икону Твою взем, идяше в путь свой, радуяся и поя Богу: Аллилуиа.

Икос 2
Разумеша вси людие дивное шествие Твое, Царице Небесная, от Киева в землю Ростовскую, болящий бо исцеляхуся и ина знамения и чудеса бываху всем с верою притекающим ко образу Твоему. Сего ради воспеша Тебе: Радуйся, чудесы шествие иконы Твоея знаменавшая; Радуйся, многи немощныя исцелившая. Радуйся, воздыхания наша не отвергающая; Радуйся, недостойныя молитвы наша приемлющая. Радуйся, Матерния щедроты Твоя на нас изливающая; Радуйся, иконою Твоею нам благодеющая. Радуйся, во обстоянии сущим скорую помощь дарующая; Радуйся, отчаянным надежду возвращающая. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 3
Силою Твоею ограждаем, благоверный князь Андрей предел Владимирских достиже и зде благую волю Твою, Владычице, позна. В нощном бо видении тому явльшися, повелела еси от места сего не отходити и чудотворную икону Твою зде, во граде Владимире, поставити, да будет Северней стране нашей в благословение и людем Твоим в покров, вопиющим Богу: Аллилуиа.

Икос 3
Имея в себе благодатное сокровище — икону Твою Владимирскую, преуспеваше от силы в силу Отечество наше. Во дни бо обстояний и напастей не оставила еси род наш, Владычице, и во благовремении близ была еси, всесильным предстательством Твоим верныя люди Твоя заступающи, поющия Ти: Радуйся, гнев Божий, праведно на ны движимый, утоляющая; Радуйся, на милость к нам, грешным, Господа преклоняющая. Радуйся, яко смиренным мольбам рабов Твоих внемлеши; Радуйся, яко утешение Твое нам подати поспешаеши. Радуйся, яко иконою Твоею от всяких нас бед ограждаеши; Радуйся, яко тою козни вражия разрушаеши. Радуйся, в час скорби люди Твоя укрепляющая; Радуйся, тихое и безмятежное житие тем дарующая. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 4
Бурю помышлений сумнительных пройде благоверный князь Андрей, от множества врагов некогда обстоимь: Ты же, Всепетая, дивным от иконы Твоея знамением славную победу тому предвозвестила еси. Темже верою обновився и о имени Твоем дерзая, воспе Богу: Аллилуиа.

Икос 4
Слышавше мятежницы убиение благовернаго князя Андрея, град Владимир расхитити устремишася, но икону Твою чудотворную, на стогна града изнесенную, внезапу узревше, умилишася сердцем и на колена падше во гресе своем покаяшася. Благочестивии же людие, таковому от иконы Твоея благодатному явлению радующеся, песнь благодарственную воспеша Тебе: Радуйся, междоусобных браней утоление; Радуйся, ожестевших сердец умягчение. Радуйся, яко заблуждшия на путь правый возвращаеши; Радуйся, яко от соблазнов суетных нас ограждаеши. Радуйся, пагубы вседушевныя низлагающая; Радуйся, душевредная научения обличающая. Радуйся, к Царствию Небесному путь невозбранный нам указующая; Радуйся, мир вечный и радость нам подающая. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 5
Боготечная звезда отцем нашим бысть икона Твоя, Владычице, еяже светом ведоми, многажды побеждаху царствия, возмогаху от немощи, обращаху в бегство полки чуждих и путь к темному преуспеянию и небесному спасению обретаху. Сего ради по долгу славит Тя земля Российская, поющи Богу: Аллилуиа.

Икос 5
Видевше некогда людие владимирстии в чуднем видении град свой на воздусе вознесен и икону Твою верху его, якоже солнце, сияющу, со умилением разумеша, Владычице, неотступный покров Твой граду их и, Твое милостивое промышление о них славяще, воспеша Ти: Радуйся, Мати милосердия; Радуйся, Источниче чудес. Радуйся, бодрая наша Хранительнице; Радуйся, граду нашему Покрове. Радуйся, горе к Небесным сокровищем ум наш возводящая; Радуйся, любовь к Богу в сердцах верных насаждающая. Радуйся, маловерныя вразумляющая; Радуйся, неверных смыслы просвещающая. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 6
Проповедник неизреченных чудес Твоих, Владычице, явися соборный храм Твой во граде Владимире, святою иконою Твоею украшенный. Попущением бо Божиим все благолепие его некогда во огни погибе, икона же святая Твоя, яко же купина неопалима пребысть, да и видевше и осязавше присутствие Твое, вернии воспоют: Аллилуиа.

Икос 6
Возсия паки свет иконы Твоея, Богородице, во дни лютаго нашествия Батыева. Аще бо нечестивии агаряне и пожгоша огнем соборный храм Твой и святителя Владимирскаго и люди, молящияся в церкви, умертвиша и вся конечному истреблению предаша, обаче икона Твоя и паки невреждена обретеся, подвизающи пети Тебе: Радуйся, Купино Неопалимая: Радуйся, Сокровище неиждиваемое. Радуйся, Стено несокрушимая; Радуйся, Прибежище всем уповающим на Тя. Радуйся, икону Твою и во пламени целу сохранившая; Радуйся, нам во утешение и спасение тую оставившая. Радуйся, Ты бо еси наше Защищение; Радуйся, Ты бо еси всех благочестивых непрестанное радование. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 7
Хотя великий князь Василий защищение стяжати стольному граду своему, повеле Владимирскую икону Твою в Москву пренести. И во сретение ея усердно исшедше князь и святитель Московский Киприан со освященным Собором и всем множеством людей, до земли пред нею поклонишася, якоже бо Самую Тя, Пречистая, к ним приходящую сретаху, зовуще Тебе: «О Мати Божия, спаси землю Русскую», вкупе же и погоще Богу: Аллилуиа.

Икос 7
Новое знамение сотворила еси, Пренепорочная, в день празднования сретения иконы Твоея Владимирския в Москве: в грозном бо видении, яко всемогущая Царица, множеством воинств Небесных обстоима, со святители Московскими явилася еси нечестивому агарянскому хану и от предел земли Русския отъити повелела еси. Тогда вернии людие Твои, врага видевше посрамлена и бежаща, с веселием пояху Тебе: Радуйся, победо непобедимая; Радуйся, Царице Небесных Сил. Радуйся, врага грозное посрамление; Радуйся, рабов Твоих Радосте нечаянная. Радуйся, Надеждо всех лишенных надежды; Радуйся, спасение во дно адово нисшедших. Радуйся, пришествием иконы Твоея Москву возвеселившая; Радуйся, заступленном Твоим и град Владимир не оставившая. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 8
Странную победу всесильною помощию Твоею, Владычице, без брани совершившуюся, и до ныне Церковь Православная светло прославляет. Сретение иконы Твоея Владимирския празднующи и вся верная чада Своя созывающи милости Твоя благодарне исповедати, Сыну же Твоему и Богу пети: Аллилуиа.

Икос 8
Всю Тя Бог освяти, Пренепорочная, и яко Матерь Свою в готовое прибежище и теплый покров всем нам дарова. Темже от меньших земли и незнаемых возвеличися благословенный Тобою град Москва, благочестно икону Твою почитаяй; вся бо племена русская воедино собра и область свою над окрестными языки от моря и до моря и даже до конец земли распростре, всем веру Христову возвещаяй, Тебе же вопия: Радуйся, земли нашея забрало; Радуйся, Церкве утверждение. Радуйся, молитвенников наших похвало. Радуйся, людей Твоих спасение; Радуйся, враги наша устрашающая. Радуйся, полки чуждих далече отгоняющая. Радуйся, яко Тобою Русь Православная содержится; Радуйся, яко Тобою род христианский хвалится. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 9
Всякое естество ангельское восхваляет Тя, Богородительнице, у престола Сына Твоего предстоящую и за страну нашу и вся Христианы молящуюся. Мы же, людие Твои, молитв Твоих действо разумевающе, к чудотворней иконе Твоей с любовию притекаем и Богу прилежно вопием: Аллилуиа.

Икос 9
Витий земных художество не довлеет по достоянию благохвалити Тя, Пресвятая Всенепорочная, и иконы Твоея чудеса исчислити, имиже Церковь Православная величается, грады наша утверждаются и вси христиане Божественне веселятся. Темже за премногую любовь Твою к нам и вся милости Твоя приими от нас сие хвалебное пение: Радуйся, Собором святых, в стране нашей просиявших, окружаемая и славимая;
Радуйся, предстателей наших, чудотворцев российских, моления приемлющая. Радуйся, ходатайством Твоим о нас Бога умилостив-ляющая; Радуйся, честным покровом Твоим нас присно осеняющая. Радуйся, страны нашея преславная Защитнице; Радуйся, призывающим Тя скорая Помощнице. Радуйся, труждающихся благодатное укрепление; Радуйся, кающихся грешников несумненное спасение. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 10
Спасения ищуще, к Тебе прибегаем, Милосердная Мати, и, чудотворную Твою икону ныне обстояще, вся милости Твоя, тою отцем нашим явленныя, с любовию воспоминаем. Да не тщетна будет, Владычице, и наша надежда на Тя, на немощь нашу умилосердися и спаси вопиющия Богу: Аллилуиа.

Икос 10
Стена еси и заступление всем с верою прибегающим к Тебе, Всеблаженная Отроковице, всегда бо милости Твоя роду христианскому являла еси и отцем нашим многочастне и многообразие бла-годеяла еси, от нашествия иноплеменных и от всякия беды и нужды тех избавляющи. Не оскудей и ныне, Владычице, утоляющи лютыя на ны возстания греховныя и облак искушений отжени, Тебе бо навыкохом пети: Радуйся, Мати Божия, Матернюю любовь к нам, грешным, простирающая; Радуйся, силою Твоею нашу немощь восполняющая. Радуйся, милосердие Божие разумети нас научающая; Радуйся, к делом милосердия и нас возбуждающая. Радуйся, страх Божий в сердца верных влагающая; Радуйся, грешники к покаянию призывающая. Радуйся, невниманию нашему долготерпящая; радуйся, от сна лености нас возставляющая. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 11
Пение похвальное воспеша московстии людие, спасение Твое некогда улучивше: верху бо явльшися, светозарною одеждою одеяна, храм Твой и град Москву от запаления огненнаго ризою Твоею защитила еси. Неотступна пребуди, Всемощная, от места сего и ныне и нам избавление Твое видети даруй, да веселящеся воспоем: Аллилуиа.

Икос 11
Свет радости возсияла еси, Владычице, и во дни тыя, егда смотрением Божиим древняя красота церковная к нам паки возвратися и Священный Собор граду Москве Патриарха, всей же стране нашей единаго пастыря и молитвенника утверди. Ты же, Пречистая, от иконы Твоея Владимирския жребий первосвятительства сего избраннику Твоему даровала еси, да расточенныя овцы словеснаго стада Церкве Российския паки воедино соберет. Сего ради вопием Тебе: Радуйся, скорбящих радосте; Радуйся, обуреваемых Пристанище. Радуйся, в напастех нас не оставившая; Радуйся, во уничижении нашем свет надежды нам возсиявшая. Радуйся, на смиренныя призревшая; Радуйся, низшедшия возвеличившая. Радуйся, Церкве нашея Похвало:
Радуйся людей Твоих веселие. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 12
Благодать Твою не отыми от нас, милости Источниче, якоже во дни лихолетия святителей наших Иова и Ермогена услышала еси и землю Русскую от конечного расхищения, православную же веру в ней от истребления спасла еси, да избавленнии Тобою Богу воспоем: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще неисчетныя милости Твоя, от лет древних роду нашему явленныя и доныне не оскудевающия, хвалим Тя, Пречистая, яко неусыпную Хранительницу нашу и заступление, и Матернюю любовь Твою к стаду Сына Твоего ведуще, со дерзновением, аще и раби неключими есмы, вопием Тебе: Радуйся, Русь Православную возлюбившая; Радуйся, веру истинную в ней утвердившая. Радуйся, отцы наша во благочестии сохранившая; Радуйся, и наше неможение не отринувшая. Радуйся, Утверждение наше незыблемое; Радуйся, Надеждо наша непостыдная. Радуйся, Молитвеннице наша теплая; Радуйся, Заступнице усердная. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 13
О Всепетая Мати, Заступнице Всемилостивая, Дево Богородице, обычным Твоим милосердием малое моление сие наше приемлющи, якоже древле, тако и ныне помилуй землю нашу Русскую и от всяких бед рабы Твоя избави, о Тебе вопиющия: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Cретенский монастырь был основан и получил свое название в честь встречи Владимирской иконы Божией Матери, с которой связывают победу русских войск над войском хана Тимур-Тамерлана. Предлагаем вниманию читателей очерк из истории церковного искусства, написанный преподавателем Сретенской духовной семинарии кандидатом богословия Олегом Викторовичем Стародубцевым.

Благодать Святого Духа непрестанно пребывает в Церкви. Эта благодать подается в таинствах Церкви, через мощи святых угодников Божиих, через чудотворные иконы.

Во все времена существования Церкви Русской, чудотворные иконы были и остаются неотъемлемой ее частью, ее видимым образом и благодатным началом. По-разному и в разных условиях подается через иконы эта божественная благодать. В одних случаях, большинство икон, выходящих из-под кисти иконописца-подвижника, в силу его подвига, становятся, почитаемы и известны. В других случаях, Промысел Божий открывает Божественную Благодать через образы неизвестных иконописцев, скрывая их происхождение и авторскую принадлежность. Но во всех случаях, в какое бы время, какими мастерами и техниками ни были бы написаны образы, Божественная Благодать всегда присутствует на них.

По Вознесении Господа на небо св. апостол Лука, как повествует Священное Предание, написал на доске образ Богородицы. Первый образ был показан Божией Матери, который Она благословила словами «Благодать рождшегося от Меня и Моя с сею иконою да будет». Образ этот был отправлен св. апостолом Лукою в Александрию к Феофилу. По другим источникам, эта икона хранилась до 450 года в Иерусалиме. Позднее образ был перенесен в Константинополь и много столетий находился во Влахернском храме. Святой апостол Лука, как повествует церковное Предание, написал еще несколько икон Богоматери.

По данным летописи, икона Богородицы, писанная ап. Лукою, была прислана около 1131 года на Русь в период княжения Юрия Долгорукого патриархом Цареградским Лукою Христовергом. Из этих же источников известно, что в это время принесена была и другая икона Богородицы. Последняя находилась в одном из храмов Киева, построенном в 1132 году, и, вероятно, от него же получила наименование «Пирогощая».

По церковному Преданию, образ «Владимирской Богоматери» восходит к работе самого апостола и евангелиста Луки.

В 1155 г. св. блг. князь Андрей Боголюбский, покидая Киев и направляясь в родовую Суздальскую землю, тайно взял с собой дивную икону Богородицы, писанную по преданию ап. Лукою, из Вышгорода, который к этому времени стал его удельным городом. Эта икона получила впоследствии наименование «Владимирская».

По церковному Преданию, образ «Владимирской Богоматери» восходит к работе самого апостола и евангелиста Луки. Однако исследователи датируют эту икону значительно более поздним временем (XII в.). Для нас безусловным является то, что этот дивный образ, будучи написанным в позднее время восходит к первообразу и является списком с иконы, написанной ап. и евангелистом Лукою.
Св. благ. кн. Андрей привез дивный образ во Владимир, и после завершения постройки Успенского собора икона была помещена там. Уже в 1161 году, как повествует летописец, икону богато украсили золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом.. Богатство этого оклада поразило летописца, который особо отмечает старания св. князя Андрея: «и вкова в ны боле триидесят гривен золота (около 12 кг), кроме серебра и камня драгого и жемчуга». Икона с тех пор стала именоваться «Владимирской», а св. князь Андрей получил прозвище «Боголюбский».

Во время мятежа 1175 года, когда был убит св. благ. кн. Андрей, священник Николай с клиром совершили крестный ход с иконой «Владимирской Богоматери» по улицам города – и мятеж утих. Преемники св. блгв. кн. Андрея Боголюбского -Ярополк и Мстислав – незаконно присвоили себе многие богатства, в том числе, и сокровища храмов, а икону Богородицы отдали князю Глебу Рязанскому. Возмущенные беззакониями и кощунством жители города прогнали князей, а икону вернули обратно.

Ночью спящему Тамерлану во сне явилась лучезарная Дева в чудном сиянии, в сопровождении небесных воинств и святителей – и повелела уходить захватчикам прочь.

В конце тридцатых годов XIII века русские земли подверглись многочисленным страшным набегам татарских орд. Среди многих русских городов был разорен и Владимир. За короткое время были уничтожены все жители города « <…> от уного и до старца и сущего младенца <…>«. Был штурмом взят Успенский собор, в котором укрылись последние жители города. Были украдены или уничтожены многие святыни храма. Чудотворный образ «Владимирской Богоматери» лишился драгоценного оклада: «чудную икону одраша украшену златом и серебром и камнем драгым…».

Но вскоре икона «Владимирской Богоматери» была вновь украшена радением боголюбивых горожан и поставлена в Успенском соборе. Возможно, именно к этому времени относится и увеличение размеров иконы, благодаря добавлению широких полей. Первоначальный размер иконы 0, 78 ? 0,54 м; с добавлениями – 1, 036 ? 0, 68 м.

За судьбой иконы «Владимирской Богоматери» с особым вниманием следили русские летописцы. Мы знаем не только ее последовательное местопребывание, но и историю главнейших реставрацией, которой она подвергалась на протяжении веков. Икону поновляли с периодичностью примерно один раз в сто лет. Церковная история повествует о том, что икону поновляли и первосвятители Московские. Так, в 1514 году икону поновлял митрополит Симеон, а в 1567 году – митрополит Афанасий. Последний раз перед 1917 годом икону поновляли тайно к коронации св. Николая II. Во всех этих случаях лик Богородицы и Спасителя оставляли нетронутыми.

В 1395 году на Русь напал Тамерлан (хан Тимур). С огромным войском подошел он к границам Московского княжества. Для укрепления духа русских людей икона «Владимирской Богоматери» была перенесена в Москву. Весь православный народ Москвы вместе со свт. Киприаном и князьями встречал икону далеко за окраинами города. 26 августа произошла торжественная встреча иконы. «Яко заря солнечная» заблистала святыня русской земли в Москве. На этом месте в 1397 году, в память об этом событии, был основан Сретенский монастырь. В память об этом событии икону каждый год 26 августа торжественным крестным ходом приносили из Успенского собора Кремля в Сретенский монастырь.

Ночью спящему Тамерлану во сне явилась лучезарная Дева в чудном сиянии, в сопровождении небесных воинств и святителей – и повелела уходить захватчикам прочь. Пораженный этим чудом, в страхе, не переходя реки Оки у Коломны, Тамерлан вместе с войском быстро удалился за пределы земли Русской.

Чудное заступничество за землю Русскую от иконы «Владимирской Богоматери» произошло и в 1408 году, при нашествии ордынского хана Едыгея, и в 1451 году, при нашествии царевича Мазовша. Победа 1480 года тоже связана с заступничеством Богородицы через Её икону. В память о последнем событии, 23 июня было установлено второе празднование иконы. В память чудного спасения Москвы в 1521 году от казанских татар во главе с Махмет-Гиреем было установлено третье празднование в честь этой иконы – 21 мая.

Много столетий икона «Владимирской Богоматери» находилась в Успенском соборе Московского Кремля, слева от Царских врат, в специальном киоте.

В начале XV в. для иконы было устроено два золотых оклада, один из которых, впрочем, предназначался для списка (XIV-XV вв.). К одному из окладов была присоединена часть уцелевшего басменного оклада XIII века с изображением семифигурного Деисуса. Второй оклад на икону представлял собой золотое поле, покрытое сканью (средник иконы не был закрыт). На нем были укреплены 12 килевидных пластин с чеканными изображениями двунадесятых праздников. В XVII веке все поле иконы (кроме ликов) было закрыто золотой ризой. В это же время были добавлены золотые венцы с изумрудами и рубинами и цата – подвеска, усыпанная крупным жемчугом.

Много столетий икона «Владимирской Богоматери» находилась в Успенском соборе Московского Кремля, слева от Царских врат, в специальном киоте. Киот был устроен наподобие бывшего в Успенском соборе Владимира. Это достаточно глубокий футляр, в глубине которого помещалась икона. Киот венчался килевидным завершением и был украшен басменным окладом из серебра. У киота были две глухие створки, которые закрывали икону. Створки открывали только на большие церковные праздники или при сугубом молитвенном пении перед этой иконой. После закрытия Успенского собора в 1919 году, в 1921 году икону «Владимирской Богоматери» отправили в запасники Третьяковской галереи. Позднее ее перевезли в Государственную реставрационную мастерскую, где был удален драгоценный оклад и была проведена первая полная расчистка иконы от поздних наслоений и олифы. Впервые после долгого времени икону поместили в экспозицию Третьяковской галереи только в конце 30-х годов XX века.

В 1993 году, в тяжелый для России период икону на несколько часов привезли в патриарший кафедральный Богоявленский собор Москвы для сугубой молитвы и поклонения православных. В 1995 году, в память избавления Москвы от Тамерлана (600 лет), икону на несколько дней установили в соборе Сретенского монастыря. Тогда же состоялся и первый крестный ход со списком иконы из Успенского собора Кремля в Сретенский монастырь, который возглавил Святейший Патриарх Алексий II с сонмом епископов, духовенства и многочисленных мирян.

В середине 90-х годов XX века Святейший Патриарх Алексий II и Священный Синод Русской Церкви неоднократно обращались к Российскому правительству с просьбой вернуть святыню на ее законное место – в Успенский собор Кремля. До настоящего времени этот вопрос не разрешен. Правительство пошло лишь на уступку, разрешив перенести эту икону в храм свт. Николая при Государственной Третьяковской галерее, где она ныне и находится.

Сегодня икона не представляет собой памятника иконописи, созданного кистью одного иконописца, но является совмещением разновременных добавлений к уцелевшим фрагментам древнего оригинала и добавлений к этим добавлениям.

Древних икон, подобных «Владимирской Богоматери», не сохранилось, но сохранились иконы, приближающиеся к ней по иконографии и силе образа.

Замечательная икона дошла до нас во фрагментах, но Богу было угодно сохранить самые драгоценные части этого великолепного произведения мирового искусства. Несмотря на все жесткие испытания, которым вместе с русской государственностью и Церковью подвергалась эта икона, на ней уцелели от древнего оригинала лики.

Около левого глаза Богоматери сохранился небольшой фрагмент зеленовато-синего чепца, с правой стороны – фрагмент желтой каймы мафория с золотыми штрихами, оставшимися от первоначального живописного слоя. Из первоначальных облачений Богомладенца сохранилась лишь часть около правого плеча, по характеру и отделке она характерна фрагменту мафория. Ниже идут уже поздние вставки; самая древняя из них, видимо, принадлежит XIII веку и, вероятно, вызвана была той порчей, которая была причинена иконе татарским разгромом. Здесь, на фоне рубашки темно-багряного цвета с золотым асистом уцелели еще кончики пальцев левой руки Богоматери. Фрагмент прозрачной белой рубашки на той же правой руке Младенца и несколько фрагментов фона с частью надписи дополняют наше представление о первоначальном виде и колорите иконы.

Древних икон, подобных «Владимирской Богоматери», не сохранилось, но сохранились иконы, приближающиеся к ней по иконографии и силе образа. Существует и огромное количество списков с этой иконы, прославленных как чудотворные. Например, иконографический образ, который известен на Руси как «Умиление».

С этим чудотворным образом связаны все важнейшие события Русского государства на протяжении многих столетий. Всемилостивый Господь через образ «Владимирской Богоматери» во все времена посылает заступление всем в молитве к ней прибегающих.


На одном из первых мест в списке наиболее почитаемых в России образов стоит икона Владимирской Божьей Матери. Значение ее для страны огромно. В свое время молитва к ней не единожды спасала Россию от сокрушительных набегов захватчиков. Только благодаря заступничеству Божьей Матери этого удалось избежать.

Величественна история и значение Владимирской иконы Прежде всего для русского народа, ведь она поистине его защитница.

Происхождение и странствие иконы Владимирской Божьей Матери

О возникновении иконы гласит древнее предание. Написал ее тогда, когда еще была жива Богородица. Создавался образ на доске от стола, где происходила трапеза всего Святого Семейства.

До 450 года икона находилась в Иерусалиме, в этом же году ее отправили в Константинополь. Там она хранилась где-то приблизительно до 1131 года.

В XII веке икона Владимирской Божьей Матери была подарена Киевской Руси Лукой Хрисовергом (Константинопольский патриарх). Ее направили в Богородичный монастырь в Вышгороде.

Когда она пробыла там некоторое время, икону увозит оттуда Андрей Боголюбский (сын Юрия Долгорукова). В своем странствии он останавливается в городе Владимире, где ему и было знамение Богородицы. На месте этого чуда был воздвигнут храм, в котором и осталась икона. Теперь она стала именоваться Владимирской.

Нынче же там хранится список, который был написан Андреем Рублевым. Оригинал иконы был перенесен в 1480 году в Успенский собор, который находится в Москве. Затем образ еще два раза переносили: в 1918 году - в Третьяковскую галерею, а в 1999 году - в храм Святителя Николая. В последнем она и хранится до сих пор.

Великой святыней является Владимирская икона Божией Матери. Об истории и значении иконы для русского народа записано множество историй, которые случались в древние времена и в нынешнее время.

Чудесные явления, связанные с этой иконой

Таковых действительно великое множество. И не только с оригиналом иконы они связаны, но и со списками, которых было создано большое количество.

Помимо троекратного и зафиксированного спасения земли русской от нашествия иноземного ига, Богородица не раз проявляла свою волю через нее. К примеру, где должна остаться была икона (во Владимире), там князю Андрею Боголюбскому было знамение во время молитвы.

Помимо этого, еще в храме в Вышгороде были зафиксированы случаи перемещения иконы. Она как бы не находила себе места. Три раза ее находили в разных частях храма, в итоге после молитвы Андрей Боголюбский взял ее с собой в Ростовскую землю.

Затем же были многочисленные случаи исцеления простого люда. К примеру, водой, омывшей икону, могли излечить болезнь. Так происходили исцеления глаз, сердца.

Так становилась Владимирской Божьей Матери. Значение ее как для простого люда, так и для великих мира сего было неоспоримым. Она была свидетельницей многих важных действий в России. Это и назначение патриархов, и военные походы. Также перед ней присягали на верность родине и проводили коронацию нескольких монархов.

Молитва перед иконой Владимирской Божьей Матери

Молитва Владимирской иконе Божией Матери - это поистине спасение для государства, в котором случилась смута или раскол. Она позволит стихнуть страстям, умерить гнев и вражду. Помимо этого, при возникновении еретических настроений также следует возносить молитву этому образу.

Многие верующие обращаются к иконе во время болезни, а также при необходимости принять какое-либо важное решение.

Молитва начинается с почтительного обращения: “О Всемилостивая Госпоже Богородице”. Далее просится оградить людей и землю русскую от разных потрясений, защитить весь чин духовный. Молитва Богородице укрепляет веру и дает силу для преодоления напастей и бед.

Значение иконы для России

Владимирская икона Божией Матери - самая любимая икона на Руси. И на самом деле она столько защищала ее от всего, было явлено многочисленное количество знамений, исцелений.

Пожалуй, интересным знамением было то, что Божья Матерь сама выбрала место для пребывания своей иконы, которая в дальнейшем стала называться Владимирской. Это было уже упомянутое ее явление Андрею Боголюбскому.

Затем были еще некоторые знамения ее заступничества за землю русскую. К примеру, в 1395 году ожидалось великое нашествие завоевателя Тамерлана, который покорил уже множество земель и приближался к границе русичей. Казалось, не миновать уже сражения, однако всеобщая молитва Владимирской иконе Божьей Матери не позволила этому случиться.

По одной из версий, Тамерлан узрел во сне Величественную Богородицу, которая приказала ему оставить эту землю.

И так случалось не один раз. Вера людей все увеличивалась после каждого очередного спасения. стала действительно чудотворной и наиболее почитаемой. С нее писалось большое количество списков, которым также поклоняются верующие. Всегда было важным значение икон. Владимирская Божия Матерь на Руси особенно почиталась.

Дни празднования

Так как икона считается избавительницей от внешних нападений на Российскую землю, а также ее защитницей, то празднование в честь нее происходит три раза в году. Каждая из этих дат выбрана не просто так.

  • 26 августа поклоняются иконе Владимирской Божией Матери за освобождение от Тамерлана в 1395 году.
  • 23 июня происходит празднование в честь победы над татарским игом, которое случилось в 1480 году.
  • 21 мая - празднование в честь победы над ханом Махмет-Гиреем, которая произошла в 1521 году.

Молитва Владимирской иконе Божией Матери спасала не раз Россию.

Списки иконы Владимирской Божьей Матери

Существуют многочисленные списки, которые были написаны с этой иконы. Самыми известными можно считать такие:

  • Оранская икона. Она была написана в 1634 году.
  • Ростовская икона. Этот образ датируется XII веком.
  • Красногорская икона. Ее написание относится к 1603 году.
  • Чугуевская икона. Точная дата создания не известна.

Это далеко не все имеющиеся списки с иконы. Первые из них были написаны тогда, когда образ только появился на российской земле. Позже также создавали с нее списки, самых древних сейчас осталось два.

Очевидно, такое многообразие говорит, что очень почитается икона Владимирской Божьей Матери, значение которой для верующих велико.

Иконография образа

Если говорить о написании этого образа, то его стиль относят к “ласкающему”. Он характеризуется тем, что иконы этого типа говорят об общении Богородицы и ее Сына, т. е. это глубоко человеческая сторона Святого Семейства.

Считается, что в раннехристианском искусстве не существовало подобного стиля написания икон, он появился уже значительно позже.

Этот стиль написания содержит две центральные фигуры. Это Божья Матерь и младенец Иисус Христос. Их лики тесно соприкасаются, Сын обнимает Матерь рукой за шею. Этот образ очень трогателен.

Особенность, которую имеет икона Владимирской Божьей Матери, значение ее, - появление пяточки младенца, чего нет на других, подобных этому типу.

Эта икона двусторонняя. На обороте изображен престол и символы Страстей. Это говорит о том, что сама икона несет в себе особую идею. Это будущая жертва Иисуса и оплакивание его Матерью.

Также существует мнение, что эта икона - это список Богоматери Ласкающей из Влахернской базилики. В любом случае Владимирский образ уже давно стал самостоятельным чудесным ликом.

Другие почитаемые иконы Божьей Матери

Помимо Владимирской Богородицы, существует еще множество чудотворных образов, к которым обращаются. Итак, перед какой иконой Божией Матери о чем молятся обычно?

  • К примеру, молитва перед Иверской иконой помогает увеличить плодородие земли, а также она является утешительницей в различных бедах.
  • Молитва перед Боголюбской иконой является помощью во время эпидемий (холера, чума).
  • При раковых заболеваниях возносят молитвы образу Божьей Матери Всецарицы.
  • Казанская икона является благословляющей на вступление в брак, а также защитницей от различных нашествий и в тяжелые времена.
  • Образ Божьей Матери "Млекопитательница" очень почитаем кормящими матерями, также ему возносят молитвы во время родов.

Как видно, очень много образов, которые своими чудесами помогают верующим. Всегда следует обращать внимание на значение икон. Владимирская Божия Матерь не исключение. Просто каждый из образов берет на себя заступничество в различных ситуациях. Божья Матерь как бы охватывает все горести и печали своих подданных, помогая им в трудностях.

Владимирская икона Божией Матери изображает Богородицу. Она является одной из самых почитаемых реликвий Русской Православной Церкви.

Владимирская икона Божией Матери: предание

По благочестивому преданию, образ Божией Матери Владимирской был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

До половины V века икона оставалась в Иерусалиме. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 г. она была прислана на Русь как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в девичьем монастыре города Вышгорода, недалеко от Киева, где она сразу прославилась многими чудотворениями. В 1155 г. сын Юрия Долгорукого, св. князь Андрей Боголюбский, желая иметь у себя прославленную святыню, перевез икону на север, во Владимир, и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской.

Во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар, в 1164 г., образ «святой Богородицы Владимирской» помог русским одержать победу над врагом. Икона сохранилась во время страшного пожара 13 апреля 1185 г., когда сгорел Владимирский собор, и осталась невредимой при разорении Владимира Батыем 17 февраля 1237 года.

Дальнейшая история образа связана уже всецело со стольным градом Москвой, куда ее впервые принесли в 1395 году во время нашествия хана Тамерлана. Завоеватель с войском вторгся в пределы Рязани, полонил и разорил ее и направил свой путь на Москву, опустошая и уничтожая все вокруг. В то время как московский великий князь Василий Дмитриевич собирал войска и отправлял их под Коломну, в самой Москве митрополит Киприан благословил население на пост и молитвенное покаяние. По взаимному совету Василий Дмитриевич и Киприан решили прибегнуть к оружию духовному и перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пречистой Богоматери.

Икону внесли в Успенский собор Московского Кремля. Летопись сообщает, что Тамерлан, простояв на одном месте две недели, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов. Произошло великое чудо: во время крестного хода с чудотворной иконой, направлявшегося из Владимира в Москву, когда бесчисленное множество народа стояло на коленях по обеим сторонам дороги и молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!», Тамерлану было видение. Перед его мысленным взором предстала высокая гора, с вершины которой спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.

В память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божьей Матери 26 августа / 8 сентября был установлен торжественный церковный праздник Сретения этой иконы, а на самом месте встречи был воздвигнут храм, вокруг которого позднее расположился Сретенский монастырь.

Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году (память совершается 23 июня / 6 июля), когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата.

Встреча татар с русским войском произошла у реки Угры (т. н. “стояние на Угре”): войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки.

Третье празднование Владимирской Матери Божией (21 мая / 3 июня) вспоминает избавление Москвы от разгрома Махмет-Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.

Перед Владимирской иконой Божией Матери совершились многие важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.), а также во все века перед ней приносились присяги на верность Родине, совершались молебны перед военными походами.

Иконография Владимирской Божией Матери

Икона Владимирской Божией Матери относится к типу «Ласкающей», известной также под эпитетами «Елеуса» (ελεουσα – «Милостивая»), «Умиление», «Гликофилуса» (γλυκυφιλουσα – «Сладкое лобзание»). Это наиболее лиричный из всех типов иконографий Богородицы, открывающий интимную сторону общения Девы Марии со Своим Сыном. Образ Божией Матери, ласкающей Младенца, его глубокая человечность оказались особенно близки русской живописи.

Иконографическая схема включает две фигуры – Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг к другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукою Мать за шею. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа “Умиление”: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

В этой трогательной композиции, помимо прямого смысла, заключена глубокая богословская идея: Богородица, ласкающая Сына, предстает как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Кроме того, объятия Марии и Сына наводят на мысль о будущих крестных страданиях Спасителя, в ласкании Матерью Младенца провидится его будущее оплакивание.

Произведение пронизано совершенно явной жертвенной символикой. С богословской точки зрения ее содержание можно свести к трем основным темам: «воплощение, предназначение Младенца жертве и единение в любви Марии-Церкви с Христом-первосвященником». Такое истолкование Богоматери Ласкающей подтверждается изображением на обороте иконы престола с символами Страстей. Здесь в XV в. написали изображение престола (этимасии – «престола уготованного»), покрытого алтарным покровом, Евангелие со Святым Духом в виде голубя, гвозди, терновый венец, за престолом – Голгофский крест, копие и трость с губкой, внизу – пол алтарного настила. Богословское толкование этимасии основано на Святом Писании и сочинениях отцов Церкви. Этимасия прообразно знаменует Христово воскрешение и Его суд над живыми и мертвыми, а орудия Его мучений - жертву, принесенную ради искупления грехов человечества. Сопоставление Марии, ласкающей Младенца, и оборота с престолом наглядно выражало жертвенный символизм.

Выдвигались доводы в пользу того, что икона еще с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги обеих сторон. В византийской традиции были нередки изображения креста на обороте Богородичных икон. Начиная с XII века, времени создания «Владимирской Богоматери», в византийской стенописи этимасия часто помещалась в алтаре в качестве заалтарного образа, визуально раскрывая жертвенный смысл Евхаристии, происходящей здесь же на престоле. Это наводит на мысль о возможном местоположении иконы в древности. Например, в вышгородской монастырской церкви она могла помещаться в алтаре как двусторонняя запрестольная икона. В тексте Сказания содержатся сведения об использовании Владимирской иконы в качестве заалтарной и выносной, перемещавшейся в церкви.

Роскошный убор Владимирской иконы Божией Матери, который она имела по известиям летописей, также не свидетельствует в пользу возможности ее расположения в алтарной преграде в XII в.: «И въскова на ню боле тридесяти гривенъ золота, кроме серебра и кроме дорогаго камения и жемчюгу, и украсивъ ю, постави въ ц(е)ркви своеи в Володимери». Но многие из выносных икон позднее укреплялись именно в иконостасах, как и Владимирская икона в Успенском соборе в Москве, первоначально помещенная справа от царских врат: «И внесши ю <икону> в преимнитый храм славнаго ея Успения, иже есть великая Соборная и Апостольская Церкви Русская Митрополiя, и поставиши ю в киоте на десной стране, идеже и доныне стоит зрима и поклоняема всеми» (См.: Книга Степенная. М., 1775. Ч. 1. С. 552).

Существует мнение, что «Владимирская Богоматерь» была одним из списков иконы Богоматери «Ласкающей» из Влахернской базилики, то есть списком со знаменитой древней чудотворной иконы. В Сказании о чудесах иконы Владимирской Божией Матери она уподоблена Ковчегу Завета, как и сама Дева Мария, а также ее Ризе, хранившейся в ротонде Агиа Сорос во Влахернах. В Сказании говорится также об исцелениях, которые совершаются в основном благодаря воде от омовений Владимирской иконы: эту воду пьют, омывают ею больных, в запечатанных сосудах посылают для исцеления больных в другие города. Это подчеркнутое в Сказании чудотворение вод от омовения Владимирской иконы также могло корениться в ритуалах влахернского святилища, важнейшей частью которого была часовня источника, посвященного Богоматери. Константином Багрянородным был описан обычай омовений в купели перед мраморным рельефом Богоматери, из рук которой истекала вода.

Кроме того, в пользу этого мнения говорит тот факт, что при князе Андрее Боголюбском в его Владимирском княжестве получил особое развитие культ Богоматери, связанный с влахернскими святынями. Например, на Золотых воротах города Владимира князь возвел церковь Положения Ризы Богоматери, прямо посвятив ее реликвии Влахернского храма.

Стиль Владимирской иконы Божией Матери

Время написания Владимирской иконы Божией Матери, XII век, относится к так называемому комниновскому возрождению (1057-1185). Этот период в византийском искусстве характеризуется предельной дематериализацией живописи, осуществляемой за счет прорисовки ликов, одежд многочисленными линиями, белильными движками, подчас прихотливо, орнаментально ложащимися на изображение.

В рассматриваемой нами иконе к древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона. Эти немногочисленные сохранившиеся фрагменты представляют собой высокий образец константинопольской школы живописи комниновского периода. Здесь нет свойственной времени нарочитой графичности, напротив, линия в этом образе нигде не противопоставляется объему. Главное средство художественной выразительности построено на «соединении нечувственных плавей, придающих поверхности впечатление нерукотворности, с геометрически чистой, зримо выстроенной линией». «Письмо личного представляет собой один из самых совершенных образцов «комниновских плавей», соединяющих многослойную последовательную лепку с абсолютной неразличимостью мазка. Слои живописи – неплотные, очень прозрачные; главное – в их соотношении между собой, в просвечивании нижних сквозь верхние. <…> Сложная и прозрачная система соотношения тонов – зеленоватых санкирей, охр, теней и высветлений – приводит к специфическому эффекту рассеянного, мерцающего света».

Среди византийских икон комниновского периода Владимирскую Богоматерь выделяет также свойственное лучшим произведениям этого времени глубокое проникновение в область человеческой души, ее скрытых тайных страданий. Головы Матери и Сына прижались друг к другу. Богородица знает, что Ее Сын обречен на страдания ради людей, и в Ее темных задумчивых глазах затаилась скорбь.

Мастерство, с которым живописец сумел передать тонкое духовное состояние, скорее всего, и послужило возникновению предания о написании образа евангелистом Лукой. Следует напомнить, что живопись раннехристианского периода – времени, когда жил прославленный евангелист-иконописец, была плоть от плоти искусства позднеантичного времени, с его чувственной, «живоподобной» природой. Но, в сравнении с иконами раннего периода, образ Владимирской Богоматери несет печать высочайшей «духовной культуры», которая могла быть только плодом вековых христианских раздумий о пришествии Господа на землю, смирении Его Пречистой Матери и пройденном ими пути самоотречения и жертвенной любви.

Чтимые чудотворные списки с иконами Владимирской Божией Матери

С Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на протяжении столетий было написано множество списков. Некоторые из них прославились чудотворениями и получили особые именования в зависимости от места происхождения. Это:

  • Владимирская – Волоколамская икона (память Мр. 3 /16), которая была вкладом Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь. Ныне находится в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
  • Владимирская – Селигерская (память Д. 7/20), принесенная на Селигер Нилом Столбенским в XVI в.
  • Владимирская – Заоникиевская (память М. 21./ Ин.3; Ин. 23/ Ил.6, из Заоникиевского монастыря), 1588 год.
  • Владимирская – Оранская (память М. 21/ Ин. 3), 1634 год.
  • Владимирская – Красногорская (Черногорская) (память М. 21/ Ин. 3). 1603 год.
  • Владимирская – Ростовская (память Ав. 15/ 28), XII век.

Тропарь иконе Божией Матери Владимирская, глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва, / яко зарю солнечную восприимше, Владычице, чудотворную Твою икону, / к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе взываем сице: / о, пречудная Владычице Богородице, / молися из Тебе воплощенному Богу нашему, / да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, // и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак Владимирской иконе Божией Матери, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшихся от злых пришествием Твоего честнаго образа, / Владычице Богородице, / светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: // радуйся, Невесто Неневестная.

Молитва Владимирской иконе Божией Матери

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии – воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

______________________________________________________________________

Эти длительные и многочисленные передвижения иконы в пространстве поэтически осмыслены в тексте Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери, которое впервые было найдено В.О. Ключевским в Четьях-Минеях Милютина, а опубликовано по списку сборника Синодальной библиотеки № 556 (Ключевский В.О. Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. – СПб, 1878). В этом древнем описании они уподобляются тому пути, который проходит солнечное светило: «Когда Бог сотворил солнце, то не на одном месте поставил сиять, но, обходя всю Вселенную, лучами освещает, так и сей образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии не на одном месте… но, обходя все страны и весь мир, просвещает…»

Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиции влахернского богородичного культа на Руси в XI-XIII вв. // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. – М.: «Прогресс-Традиция», 2000, с. 139.

Там же, с. 137. Кроме того, Н.В. Квилидзе обнародовала роспись дьяконника церкви Троицы в Вяземах конца XVI в., где на южной стене изображена литургия в храме с алтарем, за которым представлена икона Владимирской Богоматери (Н.В. Квилидзе. Новооткрытые фрески алтаря церкви Троицы в Вяземах. Доклад в Отделе древнерусского искусства в Государственном институте искусствознания. Апрель 1997 г.).

Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь»…

На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия, в 1521 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля и перед коронацией Николая II в 1895-1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках.

Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. – СПб: Изд-во «Азбука-Классика», 2004, с. 407.

Там же, с. 407-408.

Вы прочитали статью «». Вам также может быть интересно:

Дни празднования иконы:
3 июня – в честь спасения Москвы от хана Махмет-Гирея в 1521 году.
6 июля – в память об избавлении Руси от хана Золотой Орды Ахмата в 1480 году.
8 сентября — Сретение Владимирской иконы, в память об избавлении Москвы от войск Тамерлана в 1395 году.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Владимирской Иконе Божией Матери всегда молились о сохранении страны, о помощи в защите от врагов. К этой иконе обращаются во время различных бедствий и просят о помощи в исцелении от болезней.
Богородица через этот образ помогает примирить враждующих людей, смягчает человеческие сердца, помогает принять верное решение, укрепляет веру.
Были случаи, когда молитвы Владимирской иконе избавляли от бесплодия или болезней детородных органов. Икона особо охраняет матерей и их детей, способствует легким родам, дает здоровье малышам, помогает при болезнях сердца и сердечно-сосудистой системы.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ИСТОРИЯ ЯВЛЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Согласно преданиям, святой образ Божией Матери этой иконы был создан апостолом и евангелистом Лукою прямо на поверхности стола, за которым совершали трапезы Спаситель и Пречистая Дева:

“ Написав Твой всечестный образ, божественный Лука, богодухновенный списатель Христова Евангелия, изобразил Творца всех на руках Твоих”.

Увидев сотворенный образ, Богородица произнесла:

«Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

В начале 12-го века с этой иконы сделали специальный список, сама же Владимирская икона в то время, находилась в Константинополе. Список передали в качестве дара Юрию Долгорукому, великому князю Киевскому. Святую икону привезли в Киев и поместили в Богородичный монастырь.
У Юрия Долгорукого было несколько сыновей, они постоянно ссорились друг с другом из-за отцовского наследства. Одному из сыновей, князю Андрею, надоели ссоры братьев и в 1155 году тайно от отца, взяв из Богородичного монастыря икону, он направляется на север государства, чтобы там создать свое княжество, которое было бы независимым от Киева.

Для иконы сделали площадку и повезли на специальной упряжке. На протяжении всего пути, князь Андрей усердно молился Богородице.
После отдыха во Владимире, князь собрался продолжить движение, но отъехав совсем немного от города, его лошади остановились. Их пытались заставить идти дальше, но все попытки были безуспешны. Даже после смены лошадей, ничего не изменилось – караван не двигался. Князь Андрей начал горячо молиться Божией Матери и во время молитвы ему явилась сама Царица, повелев чудотворную икону оставить во Владимире, а домом для нее станет собор, который князь должен будет построить. Так этот образ и получил название – Владимирская икона Божией Матери.
В Москву Владимирская икона была перевезена в 1480 году. Ее разместили в Успенском соборе, а во Владимире остался список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым.

Место встречи (или «сретение») иконы в Москве увековечено Сретенским монастырем, который был воздвигнут в честь этого события, а улица получила название Сретенка.

Сразу после революции Успенский собор в Кремле был закрыт. В 1918 году чудотворный образ Богородицы был перенесен в Государственную Третьяковскую галерею, где икона находилась до 8 сентября 1999 года. Потом она была перенесена из Третьяковской галереи в храм святителя Николая в Толмачах.

НЕКОТОРЫЕ ЧУДЕСА, КОТОРЫЕ СОТВОРИЛА ИКОНА ВЛАДИМИРСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В истории есть немало свидетельств о необычных чудесах, происходивших с Владимирско иконой Божией Матери.
В 1395 году хан Тамерлан со своими войсками напал на Русь. В это время, крестным ходом, больше десяти дней, несли на руках икону из Владимира в Москву. Люди стояли по обеим сторонам пути и молились Святому образу на иконе: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!». По этим молитвам Тамерлану приснился сон, что с вершины высокой горы спустились христианские святители, в руках они держали жезлы из золота, а над ними появилась Величавая Женщина и велела ему оставить Русь в покое. Тамерлан проснулся в тревоге и послал за толкователями снов, которые объяснили хану, что сияющая Женщина и есть образ Божией Матери, защитницы всех христиан. Прекратив свой поход, Тамерлан покинул Русь.

В 1451 году, во время нападения татар на Москву, митрополит Иона пронес икону крестным ходом вдоль городских стен. Ночью нападавшие слышали сильный шум и решили, что это на помощь осажденным идет со своим войском князь Василий Дмитриевич, утром они сняли осаду и отступили от городских стен.

В 1480 году должна была состояться битва русских войск с татаро-монголами. Противники стояли на разных берегах реки и готовились к битве, но она так и не состоялась. Это «великое стояние на реке Угре» закончилось бегством татаро-монгол, в которое обратила их Божия Матерь через свою Владимирскую икону, находившуюся впереди войска русского.

В 1521 году войска хана в очередной раз подошли к Москве, начали жечь посады, но неожиданно отошли от города, не причинив столице существенного вреда. Это событие также связывают с защитой чудотворной иконы, в честь которого был установлен ее третий праздник.

Икона Владимирской Божией Матери всегда принимала участие в важных событиях нашего государства. С ней народ шел в Новодевичий монастырь к Борису Годунову, чтобы посадить его на царство, эта икона встречала войска Минина и Пожарского, которые в 1613 году изгнали польских захватчиков.

Для нашей страны икона Владимирской Божьей Матери имеет огромное значение. Во времена тяжелых испытаний молитвы к ней не один раз спасали Русь от разрушительных вражеских нападений, которые были отражены, благодаря заступничеству Богородицы через Ее святую икону.

Интересный факт

Часть от образа иконы Владимирской (глаз и нос) были взяты для логотипа созданной в 1989 году Мелом Гибсоном кинокомпании Icon Productions. Эта студия выпустила такие фильмы, как «Страсти Христовы» и «Анна Каренина».

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем, величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем образ Твой
святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

ВИДЕОФИЛЬМ



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме