Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Арбитражный суд тюменской области. ФЗ «О противодействии коррупции» с последними изменениями 273 фз рф о противодействии коррупции

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции
Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции
Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции
Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции
Статья 6. Меры по профилактике коррупции
Статья 7. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции
Статья 7.1. Запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами
Статья 8. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
Статья 8.1. Представление сведений о расходах
Статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений
Статья 10. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе
Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов
Статья 11.1. Обязанности служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного
Статья 12. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора
Статья 12.1. Ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности
Статья 12.2. Ограничения и обязанности, налагаемые на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами
Статья 12.3. Обязанность передачи ценных бумаг, (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов
Статья 12.4. Ограничения, запреты и обязанности, налагаемые на работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами
Статья 12.5. Установление иных запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения
Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения
Статья 13.1. Увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия
Статья 13.2. Увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих (занимающих) должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в связи с утратой доверия
Статья 13.3. Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции
Статья 13.4. Осуществление проверок уполномоченным подразделением Администрации Президента Российской Федерации
Статья 14. Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения
Статья 15. Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия

Статья 12. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора

1. Гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

1.1. Комиссия в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, а также проинформировать гражданина о принятом решении.

2. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

3. Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, заключенного с указанным гражданином.

4. Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 настоящей статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Проверка соблюдения гражданином, указанным в части 1 настоящей статьи, запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского или муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином осуществляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Страница 1 из 16

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 25 ДЕКАБРЯ 2008 Г.
N 273-ФЗ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ"

(Постатейный)

Ответственный редактор и руководитель
авторского коллектива
доктор исторических наук, профессор
С.Ю. НАУМОВ

Научный редактор
кандидат юридических наук, доцент
С.Е. ЧАННОВ

Комментарий подготовлен коллективом преподавателей Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина.
Вступительное слово декана юридического факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, депутата Саратовской областной Думы, доктора юридических наук, профессора Г.Н. Комковой.

Вступительное слово

Слово "коррупция" происходит от латинского coruptio - портить, развращать, подкупать. Коррупция угрожает основанной на верховенстве закона устойчивости демократических институтов, конституционным принципам равенства и социальной справедливости, нормальному становлению рыночной экономики, становится причиной как моральных, так и социальных потрясений.
Особое значение коррупция приобретает в современной России, которая находится в сложных экономических и социальных условиях. Профессор И. Мени по этому поводу отмечает: "Современная коррупция не столь уж отличается от "старой", но ныне для ее развития сложилась особенно благоприятная атмосфера: переход от командной экономики к рыночной, появление новых "правил игры", эрозия традиционных ценностей придают этому феномену необыкновенно острый характер" <1>.
То, что 75,9% россиян в большей или меньшей степени уверены в коррумпированности власти на всех уровнях <1>, является стереотипом массового сознания. Это отрицательно влияет на имидж страны, негативно воспринимаемый как самими россиянами, так и иностранцами - потенциальными инвесторами, предпринимателями, туристами. Таким образом, борьба с коррупцией является не только внутренним делом России, но и явлением, имеющим международный аспект.
Коррупция прежде всего посягает на принцип справедливости, который, по мнению Л.С. Явича, выражается в равном юридическом масштабе поведения и в строгой соразмерности юридической ответственности допущенному правонарушению <1>.
Явления коррупции уничтожают веру человека в справедливый окружающий их мир. Ведь каждый человек безотчетно убежден, что мир устроен гармонично и любой получает в жизни то, чего заслуживает своими личностными качествами и своим поведением. Как отмечает Н.С. Бондарь, "справедливость - одновременно и правовой принцип, и нравственно-этическая категория. В совокупности со свободой и требованиями равенства она представляет собой действенный социальный фактор, нормирующий, упорядочивающий социальную жизнь" <1>.
Если человек незаслуженно получает то, что ему не положено, то картина гармоничности мира для окружающих его людей рушится. Феномен коррупции отрицательно влияет на общую обстановку в стране и обществе. Ведь жить с сознанием того, что окружающая тебя действительность несправедлива, добродетель в ней не всегда вознаграждена, а нередко бывает и попрана, строить какие-либо планы, надеяться на светлые перспективы невозможно. Коррупция, таким образом, лишает народ будущего, ведет к упадку и деградации нации.
Коррупционная деятельность способствует необоснованному увеличению объема прав и свобод одних лиц перед другими (например, при незаконном получении земельного участка или здания в аренду). Коррупция - это прежде всего не предусмотренное законом предоставление и использование объектов материального мира и нематериальных преимуществ, благ в результате реализации публичных полномочий либо с использованием своего служебного положения должностными лицами <1>. В результате несправедливого распределения материальные и иные ценности сосредоточиваются в руках небольшой группы людей, провоцируя большинство на социальный взрыв. Такая дискриминация и есть грубое нарушение принципа равенства всех перед законом, которое способствует недоверию как к самому государству, так и к его носителям - государственным служащим. Как отмечает И.С. Морозова, "незаконные привилегии являются своего рода неписаными решениями, основанными на субъективных усмотрениях конкретного должностного лица, улучшающими положение отдельных субъектов сверх установленной меры, нарушающими важнейшие принципы права" <2>. Эти принципы прежде всего закрепляются в законодательстве, которое должно носить антикоррупционный характер и соответствовать международным обязательствам России.
Реализация антикоррупционной законодательной программы должна подкрепляться подготовкой и принятием нормативных актов, охватывающих различные сферы регулирования, так или иначе связанные с посягательством на принцип равенства всех перед законом. Прав Н.И. Матузов, отмечая, что закон может быть наполнен различным содержанием, что он может как выражать идеалы добра, равенства и справедливости, так и служить проводником эгоистических интересов <1>.
Борьба с коррупцией требует системного подхода, поскольку данное явление - нарушение порядка управления государством. Помимо выработки плана борьбы с ней необходимы усилия не только органов государства, но и гражданского общества для обеспечения принципа равенства перед законом и судом.
В этом смысле принятие Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <1> является важным шагом по нормализации общественных отношений в данной сфере. Казалось бы, зачем нужен данный Закон, разве не содержит действующее законодательство норм, устанавливающих различные виды ответственности за взятку, коммерческий подкуп, злоупотребление полномочиями и т.п.? Безусловно, все это так, однако помимо карательных функций государство и право должны обеспечивать профилактику, предупреждение коррупции. А вот для этого требуется целый комплекс мер, позволяющих обеспечить недопущение коррупционного поведения, а также своевременное выявление и пресечение фактов подобных действий. Интенция подобных организационно-правовых механизмов содержится в данном Законе.
Коррупция как социальное явление требует не только внимательного и тщательного научного исследования ее причин и проявлений, но и мобилизации усилий органов государства и институтов гражданского общества по преодолению условий и последствий ее существования. Необходимо подключать средства массовой информации (СМИ) как один из эффективных инструментов гражданского общества для воспитания неприятия коррупционной деятельности, осуждения коррупционеров. Причем антикоррупционное воспитание должно начинаться еще в школе, где детей должны учить противостоять вымогателям взяток. Пока же взяточников рассматривают в качестве удачливых дельцов, которые могут "решить любой вопрос", все дело в его цене. Антикоррупционное воспитание - тяжкий и кропотливый труд, который в конце концов должен привести к тому, что и давать, и брать взятки станет недостойно и невыгодно для любого гражданина, какую бы он должность ни занимал.
Понятие равенства перед законом выступает в качестве базового принципа правового государства, сущность которого заключается в одинаковом положении людей по закону. Нарушение данного фундаментального политического и правового принципа влечет соответствующее нарушение других правовых норм и институтов. Здесь можно говорить о предании интересов государства, отказе от независимости судей, посягательстве на свободу предпринимательской деятельности, о незаконном получении образования и других искажениях. Именно поэтому в целях сохранения дееспособного, сильного Российского государства его органы обязаны принимать меры по противодействию коррупции и обеспечению реализации конституционного принципа равенства. Ведь коррупция не только негативно влияет на экономику, ослабляет государственные институты, приводит к неэффективности государственной власти, снижает инвестиционную привлекательность государства, но и, что более важно, является прямым или косвенным нарушением равенства прав и свобод человека, являющегося базовым принципом правового демократического государства. Конституционный принцип равенства перед законом и судом будет находиться под угрозой до тех пор, пока не будут созданы надежные правовые, экономические, административно-организационные и иные нормы, процедуры и механизмы борьбы с коррупцией, пока государство и гражданское общество не найдут пути эффективного взаимодействия в борьбе с коррупцией.

Введение

Коррупция сопровождает человечество с древнейших времен, являясь постоянным (хотя и нежеланным) спутником государства. Хорошо известно, что еще Законами Хаммурапи (почти 4 тыс. лет назад) предусматривалось наказание за взяточничество. Одно из древнейших упоминаний о коррупции встречается в клинописях древнего Вавилона. Массовые проявления коррупции зафиксированы в исторических документах, касающихся вавилонского пленения евреев в 597 - 538 гг.
Великий древнегреческий философ Аристотель писал: "Самое главное при всяком государственном строе - это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться".
Причины возникновения коррупции различны в разные периоды и эпохи, но связь ее с государственным аппаратом неизменна. Сложно сказать, можно ли победить коррупцию полностью. Однако предпринимать меры юридического, экономического и организационного характера для минимизации этого социального явления необходимо для любого государства, являющегося правовым.
Для российского общества проблема коррупции приобрела особую значимость, поскольку масштабы коррупции в стране достигли уровня социального бедствия. В Национальном плане противодействия коррупции, утвержденном Президентом РФ 31 июля 2008 г. N Пр-1568 <1>, констатируется, что несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.
Заметный рост коррупции в России отмечают как российские исследователи фонда "Индем", так и международные неправительственные организации. По данным международной антикоррупционной неправительственной организации "Трансперенси Интернешнл", по индексу восприятия коррупции в 2008 г. из 180 стран Россия заняла 147-е место.
В этих условиях принятие Федерального закона "О противодействии коррупции" является мерой, которую ждали много лет. Судьбу этого законодательного акта не назовешь простой. Проект Закона о борьбе с коррупцией несколько раз принимался к рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации еще в 90-е годы XX в. Наконец, в 1997 г. Президент РФ отклонил уже принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации проект Федерального закона "О борьбе с коррупцией". В 2001 и 2002 гг. проекты Законов "О борьбе с коррупцией" и "О противодействии коррупции" остановились на первом чтении во все той же Государственной Думе. И лишь в конце 2008 г. указанный нормативный акт удалось довести до логического завершения - подписания его Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым.
Характеризуя Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" следует подчеркнуть, что это в значительной мере не только нормативно-правовой, но и программный документ. Он определяет основные направления государственной деятельности в сфере борьбы с коррупцией, устанавливает сферу применения антикоррупционной политики (в первую очередь как сферу служебных отношений), фиксирует социальные ожидания в данном виде деятельности. И именно с этих позиций следует оценивать определенную критику, последовавшую после его принятия и касающуюся предполагаемых сложностей с его реализацией. Являясь нормативным актом программного характера, комментируемый Закон, естественно, требует для своего осуществления принятия ряда развивающих его положения документов. В силу этого - это акт систематизации различных норм права, имеющих целью борьбу с коррупцией. Появление комментируемого Закона является первым шагом в формировании самостоятельной отрасли законодательства по противодействию коррупции. Закон определяет ряд противоправных деяний, содержащихся в действующем законодательстве в качестве коррупционных, содержит формулировки основных понятий, дефиниций, принципов. Намечен круг нормативных правовых актов, совершенствование которых приведет к снижению рисков коррупциогенности.
В то же время следует отметить, что комментируемый Закон выступает и актом прямого регулятивного действия, что повышает его социальную ценность. Многие содержащиеся в этом документе ограничения, запреты, обязанности непосредственно начнут применяться в системе государственной и муниципальной службы в самое ближайшее время.

Все это позволяет нам говорить о том, что рассматриваемый Закон выступает системообразующим звеном правовой основы противодействия коррупции.

Статья 12.2. Ограничения и обязанности, налагаемые на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами

Если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные для федеральных государственных служащих, проходящих службу в соответствующих федеральных государственных органах, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами федеральных государственных органов.

Статья 12.3. Обязанность передачи ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов

(введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

1. В случае, если владение лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, должность государственной службы, должность муниципальной службы, должность в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, должность на основании трудового договора в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, указанное лицо обязано передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ)

2. Требования части 1 настоящей статьи распространяются на служащих Центрального банка Российской Федерации, занимающих должности, включенные в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации.

Статья 12.4. Ограничения, запреты и обязанности, налагаемые на работников, замещающих должности в государственных корпорациях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами

(введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

На работников, замещающих должности в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, распространяются с учетом особенностей, обусловленных их правовым статусом, ограничения, запреты и обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, настоящим Федеральным законом и пунктом 5 части 1 статьи 16, статьями 17, 18, 20 и 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

(в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ)

Статья 12.5. Установление иных запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения

(введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

1. Федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной службы, должности муниципальной службы, должности в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в целях противодействия коррупции могут устанавливаться иные запреты, ограничения, обязательства и правила служебного поведения.

(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 24-ФЗ)

2. Положения части 1 настоящей статьи распространяются на служащих Центрального банка Российской Федерации, занимающих должности, включенные в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации.

(часть 2 введена Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

Статья 13.3. Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции

(введена Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

1. Организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

2. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Сравнительно недавно слово "коррупция" достаточно часто звучало по телевидению, появлялось в периодических печатных изданиях и в прочих СМИ. Многие люди имеют лишь отдаленное представление об этом явлении, понимая только, что оно связано с какими-то неправомерными действиями. Точно же определить, что такое коррупция, может далеко не каждый. Далее в статье рассмотрим это явление более подробно.

Терминология

Само слово имеет латинские корни. Что такое коррупция по латыни? В дословном переводе слово corrumpere означает "растлевать", а corruptio — "порча" или "подкуп". На основании этой трактовки было сформулировано общее определение. Говоря о том, что такое коррупция, в широком смысле под ней следует понимать использование должностными лицами вверенных им прав и властных полномочий, связанных с официальным их статусом возможностей, авторитета и имеющихся связей для личной выгоды. Такое поведение противоречит моральным устоям и юридическим нормам. Что такое коррупция, знают многие люди, проживающие в мафиозных странах. В них это понятие трактуется как подкуп должностного лица, его продажность. В европейских языках термин имеет более широкую семантику. Она исходит из дословной трактовки латинского понятия. Мировой банк, Transparency International и ряд других организаций также дают определение рассматриваемому явлению. Они трактуют понятие как злоупотребление вверенной властью в личных целях. В практике используются и другие определения того, что такое коррупция. Эти трактовки вносят те или иные уточнения или используют строгие юридические понятия.

Отечественное право

Коррупция в России - это злоупотребление должностным лицом служебным положением, получение или дача взятки, коммерческий подкуп или иное неправомерное использование гражданином своего статуса, противоречащее интересам страны и общества. Такое поведение направлено на получение выгоды, которая может выражаться в виде ценностей, денег или иных вещей и объектов, услуг или прав имущественного характера для себя либо других лиц. Данные деяния могут также совершаться в интересах либо от имени юрлиц.

Особенности явления

В качестве одного из характерных признаков коррупции выступает конфликт между поведением должностных лиц и интересами их нанимателей либо между действиями выборного субъекта и свободами и правами общества. Большая часть таких деяний аналогична мошенничеству. Такое поведение относится к категории преступлений, направленных против государства. Вероятность злоупотребления существует в тех институтах, в которых должностные лица обладают дискреционной властью в области распределения тех или иных ресурсов, не принадлежащих им, по собственному усмотрению. К таким подверженным коррупции субъектам можно отнести администраторов, судей, депутатов, чиновников. Коррупция в органах власти обусловливается возможностью получить высокую экономическую прибыль. Однако данное явление сдерживается риском разоблачения и наказания.

Общая характеристика

Злоупотребление - это одна из форм, в которой выражается государственная коррупция. Однако это понятие недостаточно полно характеризует данное явление. Одна из ратифицированных в России конвенций признает коррупцию уголовным преступлением юрлиц и граждан. За одно и то же неправомерное деяние в РФ можно получить наказание по УК и КоАП. Коррупция в России отличается системным характером. Он обусловливается принудительной силой данного явления, действующей на тех, кто занимает властное положение в тех или иных институтах. По политэкономическим и макроэкономическим исследованиям коррупция причиняет существенный ущерб, формирует препятствия для роста хозяйственной и прочих систем страны, развития общества.

Пути решения проблемы

Сегодня не существует четких методов ни в менеджменте, ни в педагогике, используя которые можно было бы гарантировать "воспитание" идеальных чиновников. Однако в настоящее время существует достаточно много стран, в которых уровень коррупции довольно низок. Более того, в истории есть примеры, когда определенные действия способствовали достижению значительных успехов. Такая ситуация, например, характерна для Швеции, Португалии, Гонконга, Сингапура. Эти примеры доказывают, что существуют эффективные методы, посредством которых можно оказывать противодействие коррупции. Формально, если не будет власти, то не будет и этого явления. Однако многие государственные функции имеют достаточно веское обоснование, в связи с чем не могут быть аннулированы. К примеру, нельзя устранить неправомерное поведение в налоговых службах отменой всех обязательных отчислений в бюджет. Однако в условиях, когда коррупция достигает угрожающих масштабов, именно роспуск "особо опасных" органов можно считать одним из наиболее эффективных, хоть и радикальных, методов. Кроме этого, существуют и другие варианты устранения этого неблагоприятного явления. Рассмотрим их далее.

Внутреннее противодействие коррупции

Этот подход предусматривает усиление механизмов и стимулов, существующих непосредственно в самом административном аппарате. В частности, речь идет о формировании более четких стандартов исполнения обязанностей должностными лицами, строгом контроле над каждым сотрудником. Для обеспечения надзора выделяются особые управления, функционирующие автономно. К примеру, правоохранительные структуры зачастую находятся в подчинении главы исполнительной власти, равно как и бюрократический аппарат, существуя, однако, относительно независимо.

Внешний контроль

Борьба с коррупцией может осуществляться посредством механизмов, обладающих существенной независимостью от исполнительной власти. Многие из этих инструментов определяются в Конвенции ООН. В частности, формирование независимого судебного института, при котором бюрократ, нарушивший закон, может быть быстро признан виновным, значительно уменьшает потенциальную привлекательность коррупционной деятельности. В качестве одного из эффективных способов устранения явления выступает свобода СМИ и слова. Внешний контроль, как правило, используется в странах с либеральной демократией и рыночной экономикой. Вероятно, это обусловливается тем, что для обеспечения нормального товарооборота необходимо формирование жестких правил, создание четких механизмов реализации обязательств. В их числе и эффективная система права, обеспечивающая здоровые конкурентные условия.

Общие меры

Борьба с коррупцией предполагает ужесточение существующих и принятие новых нормативных актов, предусматривающих те или иные ограничения для граждан и юрлиц. Однако многие из них, напротив, вызывают сопротивление в обществе и провоцируют людей на совершение тех или других неправомерных действий. Исключением являются нормы, относящиеся к конституционным свободам и правам граждан. Они накладывают определенные ограничения не столько на обычных людей, сколько на институты власти. Конституционные нормы выступают в качестве гарантий против завышенных законодательных требований и наделения тех или иных органов дискреционными полномочиями.

Закон "О коррупции"

В нормативном акте установлены общие принципы, на основании которых осуществляется работа по устранению рассматриваемого явления. К ним относят следующие:


Закон "О коррупции" предусматривает определенные меры международного взаимодействия РФ с прочими странами. Данная работа осуществляется на основании соответствующих соглашений или принципа взаимности. Главной целью является выявление лиц, совершивших коррупционные действия, имущества, ставшего предметом неправомерных сделок. Взаимодействие правительств, госструктур обеспечивает обмен информацией, координацию мероприятий по профилактике и устранению нарушений и их последствий.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме