Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что представляет собой законодательство в области обеспечения безопасности и защиты от черезвычайных ситуаций? В технологической сфере. В информационной сфере

Наряду с политической, экономической, военной, социальной и экологической безопасностью составной частью национальной безопасности Российской Федерации является информационная безопасность.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Информационная сфера представляет собой совокупность информационных ресурсов и информационной инфраструктуры объекта защиты.

Совокупность хранимой, обрабатываемой и передаваемой информации, используемой для обеспечения процессов управления, называют информационным ресурсом.

К информационным ресурсам относятся:

· информационные ресурсы предприятий оборонного комплекса, содержащие сведения об основных направлениях развития вооружения, о научно-техническом и производственном потенциале, об объемах поставок и запасах стратегических видов сырья и материалов;

· информационное обеспечение систем управления и связи;

· информация о фундаментальных и прикладных НИР, имеющих государственное значение и др.

Информационная инфраструктура – это совокупность информационных подсистем, центров управления, аппаратно-программных средств и технологий обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации.

Информационная инфраструктура включает:

· информационную инфраструктуру центральных, местных органов государственного управления, научно-исследовательских учреждений;

· информационную инфраструктуру предприятий оборонного комплекса и научно-исследовательских учреждений, выполняющих государственные оборонные заказы либо занимающихся оборонной проблематикой;

· программно-технические средства автоматизированных и автоматических систем управления и связи.

Под угрозой безопасности информации понимается совокупность условий и факторов, создающих потенциальную или реально существующую опасность, связанную с утечкой информации и (или) несанкционированными и (или) непреднамеренными воздействиями на нее. Угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на внешние и внутренние.

Внешними угрозами, представляющими наибольшую опасность для объектов обеспечения, являются:

· все виды разведывательной деятельности зарубежных государств;

· информационно-технические воздействия (в том числе радиоэлектронная борьба, проникновение в компьютерные сети);

· диверсионно-подрывная деятельность специальных служб иностранных государств, осуществляемая методами информационно-психологического воздействия;

· деятельность иностранных политических, экономических и военных структур, направленная против интересов Российской Федерации в сфере обороны.

К внутренним угрозам, которые будут представлять особую опасность в условиях обострения военно-политической обстановки, относятся:

· нарушение установленного регламента сбора, обработки, хранения и передачи информации, находящейся в штабах и учреждениях силовых структур Российской Федерации, на предприятиях оборонного комплекса;

· преднамеренные действия, а также ошибки персонала информационных и телекоммуникационных систем специального назначения;

· ненадежное функционирование информационных и телекоммуникационных систем специального назначения;

· возможная информационно-пропагандистская деятельность, подрывающая престиж силовых структур Российской Федерации и их боеготовность;

· нерешенность вопросов защиты интеллектуальной собственности предприятий оборонного комплекса, приводящая к утечке за рубеж ценнейших государственных информационных ресурсов.

К угрозам безопасности уже развернутых и создаваемых информационных и телекоммуникационных средств и систем относятся:

· противоправные сбор и использование информации;

· нарушения технологии обработки информации;

· внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные документацией на эти изделия;

· разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно-телекоммуникационных систем, в том числе систем защиты информации;

· уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи;

· воздействие на парольно-ключевые системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации;

· компрометация ключей и средств криптографической защиты информации;

· утечка информации по техническим каналам;

· внедрение электронных устройств, предназначенных для перехвата информации, в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи, а также в служебные помещения органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;

· уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации;

· перехват информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрование этой информации и навязывание ложной информации;

· использование несертифицированных отечественных и зарубежных информацион­ных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи при создании и развитии российской информационной инфраструктуры;

· несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных;

· нарушение законных ограничений на распространение информации.

Основными направлениями совершенствования системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:

· систематическое выявление угроз и их источников, структуризация целей обеспечения информационной безопасности и определение соответствующих практических задач;

· проведение сертификации общего и специального программного обеспечения, пакетов прикладных программ и средств защиты информации в существующих и создаваемых автоматизированных системах управления и связи, имеющих в своем составе элементы вычислительной техники;

· постоянное совершенствование средств защиты информации, развитие защищенных систем связи и управления, повышение надежности специального программного обеспечения;

· совершенствование структуры функциональных органов системы, координация их взаимодействия.

Оценка состояния информационной безопасности базируется на анализе источников угроз (потенциальной возможности нарушения защиты).

Деятельность, направленную на предотвращение утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на нее, называют защитой информации. Объектом защиты является информация или носитель информации, или информационный процесс, которые нужно защищать.

Защита информации организуется по трем направлениям: от утечки, от несанкционированного воздействия и от непреднамеренного воздействия (см. рис. 4.1).

Первое направление – защита информации от утечки – деятельность, направленная на предотвращение неконтролируемого распространения защищаемой информации в результате ее разглашения, несанкционированного доступа к информации и получения защищаемой информации разведками.

Защита информации от разглашения направлена на предотвращение несанкционированного доведения ее до потребителя, не имеющего права доступа к этой информации.

Защита информации от несанкционированного доступа направлена на предотвращение получения информации заинтересованным субъектом с нарушением установленных правовыми документами или собственником, владельцем информации прав или правил доступа к защищаемой информации. Заинтересованным субъектом, осуществляющим несанкционированный доступ к защищаемой информации, может быть: государство; юридическое лицо; группа физических лиц, в том числе общественная организация; отдельное физическое лицо.

Защита информации от технической разведки направлена на предотвращение получения информации разведкой с помощью технических средств.

Второе направление – защита информации от несанкционированного воздействия – деятельность, направленная на предотвращение воздействия на защищаемую информацию с нарушением установленных прав и (или) правил на изменение информации, приводящего к ее искажению, уничтожению, блокированию доступа к информации, а также к утрате, уничтожению или сбою функционирования носителя информации.

Третье направление – защита информации от непреднамеренного воздействия – деятельность, направленная на предотвращение воздействия на защищаемую информацию ошибок ее пользователя, сбоя технических и программных средств информационных систем, природных явлений или иных мероприятий, приводящих к искажению, уничтожению, копированию, блокированию доступа к информации, а также к утрате уничтожению или сбою функционирования носителя информации.

Организовать защиту информации – значит создать систему защиты информации, а также разработать мероприятия по защите и контролю эффективности защитыинформации (см. рис. 4.2).

Рис. 4.2. Основная схема защиты информации

В ходе рассмотрения 1-го вопроса необходимо определить основные понятия (термины), применяемые в контексте изучаемой темы.

Основные понятия:

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Вопросы организации гражданской обороны (далее – ГО) и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) регламентированы рядом нормативно-правовых актов, основными из которых являются Федеральные законы (далее – ФЗ):

В области ГО - ФЗ от 12.02.98 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне";

В области защиты от ЧС - ФЗ от 21.12.94 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

А также ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации", который внес изменения и дополнения в вышеуказанные Федеральные законы.

Издание: Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов: Учебник для вузов. 2-е изд.

Глава 1
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. Безопасность и ее составляющие

Любая страна, будучи членом мирового сообщества, объединяет в своих границах различные по социальной и национальной принадлежности группы населения. Она испытывает на себе действие двух основных тенденций развития: центростремительной и центробежной, источниками зарождения которых служат внутренние и внешние причины. Поэтому на первый план деятельности государственных и общественных институтов выдвигается необходимость противостоять центробежным тенденциям, чтобы обеспечить жизнедеятельность, территориальную целостность, суверенитет страны, безопасность ее граждан, прогрессивное развитие и благосостояние всех членов общества путем наращивания экономического потенциала, проведения справедливой социальной политики. Из этого следует, что одно из основных условий нормального развития общества - безопасность страны.

Под безопасностью понимается защищенность состояния общественных отношений, обеспечивающих прогрессивное развитие общества в конкретных исторических и природных условиях, от опасностей, источником возникновения которых служат внутренние и внешние противоречия.

От чего зависит существование, степень безопасности? Мы говорим угроза, опасность - чего? В данном случае содержание угрозы, опасности зависит от интересов различных групп населения, институтов общества и государства и конкретно проявляется лишь на уровне обеспечения безопасности страны во всех сферах жизни общества: политической, военной, экономической, экологической и иной.

Естественна в таком случае и постановка вопроса: что угрожает безопасности? Прежде чем ответить на него, рассмотрим источники возникновения угрозы опасности обществу, каким образом сама опасность влияет на состояние общественных отношений. Известно, что источником любого движения, развития являются противоречия в различных сферах жизни. По-видимому, тут нет необходимости раскрывать весь спектр противоречий в каждой из этих сфер, ограничимся лишь некоторыми общими замечаниями, которые нужны для понимания существа дела.

Во-первых, в каждой из сфер любые противоречия имеют внутренний и внешний характер. Во-вторых, меняет свое содержание и направленность развития под воздействием внутренних и внешних факторов. В-третьих, не всегда точно определяются сами противоречия и их носители, субъекты, что неизбежно влечет за собой ошибки не только и не столько теоретического, сколько практического характера и, как следствие, приводит к принятию решений, которые могут усугубить это противоречие. Например, некоторые теоретики считают, что в основе противоречий в экологической сфере лежат противоречия между человеком и природой, хотя это и не укладывается в рамки представления о человеке как неотъемлемой части природы. Суть же проблемы в экологической сфере - это противоречие между стремлением обеспечить рост производства для повышения материального благосостояния членов общества и способом решения этой задачи с ущербом для природной среды. Противоречие в экологической сфере может возникнуть и как следствие гипертрофированных групповых интересов, которые ведут к бесконтрольному или варварскому вмешательству в природу под прикрытием общественных интересов.

Сегодня, в новых условиях, мы сталкиваемся с рождением новых и развитием старых противоречий, которые, если их вовремя не разрешить, могут повлечь за собой далеко идущие последствия для безопасности страны. Убедительный пример - противоречия в сфере межнациональных отношений.

Угроза как форма выражения противоречия всегда носит предметный характер. Она конкретна, наполнена определенным содержанием и, если ее опасность четко выражена, приобретает конкретную правовую характеристику. Эта характеристика и зафиксирована в законе, например, в статьях Уголовного кодекса об измене Родине, о терроризме, контрабанде.

Именно такой подход к изучению процессов зарождения и затухания противоречий позволяет законодателю своевременно вносить изменения в законодательство в соответствии с возникающими или отмирающими угрозами. Например, организованная преступность, как социальное явление, у нас в стране возникла не сегодня и не вчера. Однако отсутствие опережающего изучения этого явления в целом, а не каких-то отдельных его проявлений привело к тому, что законодатель весьма поздно осознал его как реальную угрозу безопасности и не сумел вовремя дать ему надлежащую правовую характеристику на уровне закона. Все остальные проблемы, связанные с этим, лишь следствие такого опоздания.

Таким образом, источником формирования угрозы безопасности страны является многообразие внутренних и внешних противоречий общественного развития в стране и на международной арене в разных сферах человеческой деятельности. Это одновременно и главный исходный критерий для выделения тех общественных отношений, которые и формируют систему социальных взаимодействий в области безопасности страны.

Каковы же пути решения этих противоречий как внутри страны, так и между странами? Разрешение противоречий происходит во взаимодействии их носителей. Взаимодействие предполагает две формы реализации: либо сотрудничество, либо борьбу. Несомненно, для любого общества предпочтительна первая: сотрудничество, предполагающее согласование зачастую альтернативных интересов различных групп, выбор оптимальных путей разрешения противоречий, в том числе и на основе компромисса, добровольного взаимно согласованного принятия на себя обязательств перед обществом в стране, перед другими странами, человечеством в целом.

Однако не всегда и не все противоречия можно преодолеть путем сотрудничества. В тех случаях, когда устранить противоречие таким образом уже невозможно (например, если упущено время), дальнейшее его обострение может стать необратимым, тогда устранить возникшую опасную ситуацию оказывается возможным только путем борьбы.

В стратегическом плане это общее положение предполагает:

  1. выработку приоритетов, целей и задач соответствующих направлений государственной деятельности всех звеньев законодательной, исполнительной, судебной властей;
  2. формирование в соответствии с целями и задачами общегосударственных программ в различных сферах жизнедеятельности общества, включая вопросы обеспечения безопасности в политической, военной, экономической, научно-технической и других сферах;
  3. определение структуры и механизма реализации конкретных программ обеспечения национальной безопасности;
  4. создание единой системы обеспечения национальной безопасности, включающей вертикальные и горизонтальные структуры.
Общее понимание безопасности страны как состояния общественных отношений в теоретическом и практическом плане подводит к необходимости выделить во всей системе этих отношений проблемы политической, экономической, военной, научно-технической, социальной, экологической и иной безопасности, которые выступают как виды, формирующие конкретное понятие национальной безопасности или безопасности страны. Государство представляет собой единый общественный организм, который состоит из подсистем (политической, экономической, социальной, духовной и др.), в каждой из которых внутри зарождаются и развиваются противоречия основных материальных и духовных ценностей. Именно они и формируют источники опасности не только и даже не столько для самой этой сферы отношений, сколько для безопасности страны в целом, для всей совокупности жизненных интересов общества.

Для того чтобы иметь объективную возможность отслеживать эти процессы, эффективно управлять и воздействовать на них, необходимо классифицировать весь спектр отношений в сфере безопасности на группы, имеющие свою сущностную характеристику, свои закономерности развития, поддающиеся системному, проблемному анализу. Постоянное отслеживание, изучение этих процессов в каждом отдельно взятом виде позволяет своевременно выявлять те из них, которые могут привести к формированию опасности, в том числе в ее наиболее опасных формах.

Понятно, что любая классификация в какой-то мере условна, определяется наличием естественных взаимосвязей и взаимозависимостей всех процессов друг от друга в едином ограниченном пространстве страны. Процессы, которые происходят в одной сфере, оказывают воздействие на другие. Причем это воздействие может быть как позитивным, так и негативным. Например, приоритет военной безопасности, понимаемый как необходимость иметь мощный военный потенциал, ввиду внешней опасности, приводит к милитаризации экономики, социальному опустошению, деформации отношений в других сферах жизни, а в конечном итоге - к формированию новых источников опасности, способных разрушить государственность или общество изнутри. Поэтому основой безопасности является сохранение необходимого баланса, равновесия, гармонии, которые бы соответствовали сегодняшнему состоянию страны, интересам всех социальных и профессиональных групп общества.

История показывает, что решить эту задачу можно лишь при системном подходе к учету различных - экономических, социальных, военных, экологических - факторов безопасности страны, а также сложного взаимодействия всех основных структур государства по обеспечению безопасности. Именно под таким углом зрения, как это вытекает из закона Российской Федерации «О безопасности», создается современная российская система безопасности, определяется компетенция соответствующих органов, реформируются старые и создаются новые структуры, идет поиск оптимальных форм управления ими.

Создание современной эффективной системы обеспечения безопасности России уже имеет определенную историю. Она связана, в частности, с отказом от ряда скомпрометировавших себя или устаревших подходов к построению системы безопасности страны, признанием необходимости выработки надежной правовой основы для ее функционирования, принятием на высшем государственном уровне ряда основополагающих нормативно-правовых актов о безопасности Российской Федерации, о реформировании отдельных ее звеньев.

Здесь важно выработать новые концептуальные подходы к пониманию сущности и содержания системы безопасности, доктрины ее обеспечения, которые могли бы рассматриваться как основа для разработки соответствующих стратегии и политики безопасности. Работа в данной области проходит в настоящее время под руководством Совета безопасности Российской Федерации при участии многих органов управления, спецслужб, правоохранительных органов, научных учреждений, видных ученых и практиков. Формирующаяся концепция должна дать адекватное понимание как системы внутренних и внешних угроз национальной безопасности, так и необходимых путей их предупреждения и локализации. Она должна содержать принципиальную основу для интегрирования усилий различных государственных органов России по достижению общих целей обеспечения безопасности страны.

Складывающаяся в России система обеспечения безопасности будет функционировать как единый комплекс государственных органов, тесно сотрудничающих с разноплановыми общественными структурами (информационно-аналитическими, научными, социологическими, пропагандистскими, общественно-политическими).

Эта система должна выполнять ряд функций:

  • во-первых , своевременно, оперативно выявлять, прогнозировать угрозы общенациональным интересам (безопасности) России и информировать о них руководство государства и заинтересованные органы. В число таких угроз входят как кризисные и иные негативные тенденции и процессы (политического, социального, техногенного, энергетического и экологического характера), так и целенаправленные действия, т. е. посягательства, извне и изнутри общества, представляющие опасность для интересов страны;
  • во-вторых , предупреждать, локализовывать или нейтрализовывать потенциальные и реальные угрозы для страны, принимая необходимые законодательные, административные, экономические, информационные (пропагандистские) меры;
  • в-третьих , непосредственно противодействовать угрозам безопасности страны и носителям (источникам) этих угроз посредством принятия военных, оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных, аварийно-спасательных, технико-организационных мер воздействия.
Очевидно, что на разных этапах развития страны определенный вид безопасности в общей системе безопасности может и должен быть приоритетным, определяющим, но при этом нельзя забывать, что эта приоритетность играет роль движущей силы для возникновения и актуализации периферийных угроз. Например, во время войны военная безопасность, несомненно, становится доминирующей, она определяет другие виды политики, но ее приоритет в условиях длительного мирного сосуществования обостряет экономические, экологические и иные угрозы. Поэтому именно баланс различных факторов должен стать основой выработки решений и подходов на уровне практической реализации программ обеспечения безопасности в конкретных ее видах и выбираемого приоритетного направления для конкретных общественных отношений. Так, в современных условиях стабилизация в сфере экономики благоприятно скажется в политической и социальной областях жизни общества, деятельности институтов государства.

Таким образом, безопасность страны в целом выступает как категория стратегическая, доктринальная. Она может и должна быть выражена на уровне закона, определяющего содержание, общий механизм обеспечения безопасности, приоритет, основные направления реализации.

В последнее время термин «безопасность» является предметом обсуждения юристов, политиков, социологов, философов, психологов, представителей естественных и технических наук. По-видимому, нет отрасли научных знаний, где бы вопросы безопасности не занимали определенное, порой весьма значимое место в системе их научных положений. Это объясняется тем, что науки, исследующие различные виды человеческой жизнедеятельности в сферах общественной жизни, а также взаимодействия живых и неживых систем, все чаще сталкиваются с проблемами защищенности, пространственно-временными характеристиками их существования, конечностью состояний и процессов. Все это естественно приводит к необходимости исследовать сам феномен безопасности. Тем самым исследование проблем безопасности и его обеспечения становится теоретической и методологической проблемой. Кроме того, вопросы безопасности всегда были реальной практической проблемой, предполагая осуществление комплекса конкретных мер по предупреждению, выявлению и преодолению последствий конкретных угроз. Таким образом, вопросы безопасности представляют собой как теоретическую проблему, требующую системного междисциплинарного подхода к ее изучению, так и практическую задачу, решение которой требует усилий не только одного или нескольких органов власти, но всей государственной системы обеспечения безопасности.

Вопросы безопасности и ее обеспечения затрагивают сферу регулятивности общественных отношений и именно поэтому должны входить в предмет исследования юридической науки. Это касается всех без исключения отраслей права, особенно административного и конституционного. По сути дела любая отрасль права, являясь формой регуляции того или иного вида общественных отношений, предполагает обеспечение безопасности, нормального функционирования процессов общественной жизни в соответствии с политическим строем, социальными и экономическими предпосылками. Цель права вообще, отраслей права в частности состоит в обеспечении безопасности общества и отдельных сторон его жизни. Поэтому безопасность не может не входить в систему правовых понятий.

Определение видов безопасности открывает путь перехода к конкретной практической деятельности на уровне обеспечения безопасности, которая реализуется через государственные или правительственные программы на конкретный период. Эти программы включают в себя задачи, направления деятельности, силы и средства, материально-технические и финансовые ресурсы, различные организации, ведомства, объединения и граждан как субъекты этой деятельности в пределах своей ответственности и компетенции. Только в этом случае открывается объективная возможность объединить усилия законодательной и исполнительной властей, общественных организаций и граждан страны.

Законодательная власть должна выработать и принять закон о безопасности страны, утвердить правительственную или государственную программу, контролировать ее реализацию, прежде всего с точки зрения соответствия законам. Исполнительная власть обеспечивает реализацию программ, в том числе и за счет контроля над деятельностью подведомственных органов. А общество через свои общественные и политические организации обеспечивает поддержку в их реализации, осуществляет общественный контроль с точки зрения адекватности интересам различных социальных групп и слоев. Такой доктринально-стратегический Закон Российской Федерации о безопасности был принят Верховным Советом Российской Федерации и утвержден Постановлением Верховного Совета от 5 марта 1992 г. - Закон Российской Федерации «О безопасности» . Системный подход, который был положен в качестве основополагающего принципа этого Закона, позволил в дальнейшем решать и практические вопросы создания системы обеспечения безопасности.

1.2. Понятия безопасности и угрозы безопасности

Действующий в настоящее время Закон Российской Федерации «О безопасности» закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора над законностью их деятельности. Он состоит из трех разделов.

В первом разделе даются понятия безопасности, ее объектов и субъектов, угроз безопасности, законодательные основы обеспечения безопасности. В ст. 1 Закона безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз . Жизненно важные интересы - это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность, ее права и свободы, общество и его материальные и духовные ценности, государство и его конституционный строй, суверенитет и государственная целостность.

Основной субъект обеспечения безопасности - государство, которое осуществляет функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. В Законе говорится о том, что государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государство гарантирует защиту и покровительство. Граждане, общественные или иные организации и объединения являются субъектами безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере.

В первом разделе также определено понятие угрозы безопасности . Это совокупность условий и факторов, которые создают опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Основа организации, планирования и функционирования системы обеспечения безопасности Российской Федерации состоит в анализе концепции угрозы, оценке характера реальных и потенциальных внутренних и внешних угроз, кризисных ситуаций, неблагоприятных факторов в различных сферах жизнедеятельности государства, представляющих опасность для жизненно важных интересов страны и препятствующих достижению поставленных государственных (национальных) целей. Такая оценка угрозы обязательна для всех видов хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации при планировании и принятии решений на всех уровнях в пределах полномочий, закрепленных действующим законодательством. Система реальных и потенциальных угроз не является статичной (постоянной); такие угрозы могут появляться и исчезать, нарастать и уменьшаться. При этом будет изменяться и их значимость в обеспечении безопасности.

Один из важных подходов к анализу угрозы - установление некоторой «шкалы приоритетов безопасности», классификация и ранжирование угроз по их характеру и степени той опасности, которую они представляют. При такой классификации угроз можно использовать различные признаки, в том числе:

  • по сфере человеческой деятельности (политическая, экономическая, социальная, правовая, военная, обострение межнациональных отношений, экологическая, демографическая, генетическая, научно-техническая, технологическая, идеологическая, психологическая, интеллектуальная, информационная, сырьевая);
  • по источнику угрозы (внутренняя - источник на территории РФ, внешняя - источник расположен за границей);
  • по отношению к человеческой деятельности (объективная - формируется независимо от целенаправленной деятельности; субъективная - создается сознательно, например, разведывательной, подрывной и иной деятельностью, организованной преступностью);
  • по вероятности реализации (реальные - могут осуществляться в любой момент времени; потенциальные - в случае формирования определенных условий);
  • по последствиям (всеобщие - отражаются на всей Федерации или большинстве ее субъектов; локальные - на отдельных субъектах).
«Шкала приоритетов безопасности» может претерпевать значительные изменения в зависимости от конкретной ситуации, характера и степени угроз. Так, в настоящее время в условиях глубокого кризиса главная угроза безопасности Российской Федерации находится во внутренней сфере и определяется внутренними проблемами социально-экономического, политико-правового, этнического, экологического и энергетического плана.

При системной структуризации потенциальных угроз безопасности их можно представить в виде трехмерного пространства в координатах X, Y, Z, где Х - отношение к человеческой деятельности (субъективная - объективная), Y - последствия (всеобщие, локальные, частные), Z - сфера проявления (политическая, экономическая, демографическая, технологическая, информационная и т. п.). Для большей наглядности это пространство разделяется на два квадранта, идентифицирующие области (виды) внутренних i и внешних е угроз безопасности. Каждой точке (координате) трехмерного пространства будет соответствовать определенное значение вероятности проявления соответствующей угрозы Р lk (t), которое может меняться во времени.

Очевидно, что вероятности Р lk i (t) и Р lk e (t) - взаимозависимые величины, т. е. Р lk i (t)= f[Р lk i (t,t-1),Р lk e (t,t-1)] Это обусловлено тем, что система угроз безопасности представляет собой динамическую систему причинно-следственных связей со значительным числом контуров обратных связей, наличие которых может существенно усиливать результаты реализации какой-либо конкретной угрозы безопасности (в силу проявления так называемого эффекта автогенерации после слабого начального воздействия). Эта особенность ярко проявляется на современном этапе развития государства, характеризующемся наличием большого числа локальных угроз безопасности и быстро нарастающими кризисными ситуациями вследствие их взаимодействия.

Рассмотренная система взаимодействия и динамического развития угроз безопасности однозначно приводит к выводу о необходимости комплексного, системного подхода к решению вопросов обеспечения безопасности на любом уровне управления, будь то государство, регион или отдельное предприятие.

При оценке характера реальных и потенциальных угроз и вероятностей их реализации следует также иметь в виду, что в некоторых случаях формулировка конкретной угрозы может носить ярко выраженный политизированный характер, так как одни и те же факторы могут рассматриваться различными политическими силами, существующими в России, как угрожающие или как стабилизирующие (благоприятные).

К основным видам таких угроз в разных сферах деятельности можно отнести:

1. В экономической сфере:


  • дезинтеграция экономического пространства РФ, разрушение хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, автономизация хозяйственной деятельности регионов;
  • дестабилизация денежно-финансовой системы и отсутствие достаточных валютных ресурсов для погашения внешней задолженности, снижение курса рубля, утечка валюты из страны, рост внешней задолженности;
  • неконтролируемый кризис экономики и отсутствие средств на структурную перестройку;
  • усиление зависимости от иностранной помощи, дезориентация и морально-психологическое опустошение населения;
  • спад производства в сельском хозяйстве, промышленном производстве, добыче энергоресурсов;
  • кризисное состояние топливно-энергетического комплекса.
  • потеря экономической самостоятельности и превращение РФ в топливно-сырьевой придаток развитых стран с закреплением ее технологической отсталости;
  • отсутствие свободной конвертируемости рубля;
  • потенциальная уязвимость России вследствие ее зависимости от продовольственного импорта.

    2. В политической сфере:

    1) Реальные (краткосрочные) угрозы:
  • разрушение государственных структур в результате обострения борьбы за власть между различными политическими группировками и эрозия политической элиты страны, в том числе под воздействием внешних факторов;
  • ослабление целостности РФ в результате усиления сепаратистских тенденций;
  • нарастающее вмешательство во внутренние процессы РФ со стороны иностранных государств;
  • усиление центробежных процессов в СНГ с тенденцией превращения ряда бывших союзных республик в недружественные государства, ориентированные на поддержку извне.
    2) Потенциальные (долгосрочные) угрозы:
  • выдвижение рядом государств территориальных, экономических, политических и иных претензий и требований к РФ;
  • ослабление роли РФ в процессах принятия международных политических решений с тенденцией к постепенной международной изоляции.

    3. В социальной сфере:

    1) Реальные (краткосрочные) угрозы:
  • обнищание населения и углубление его социально-экономической поляризации, накопление взрывоопасного потенциала социальных конфликтов;
  • лавинообразный рост преступности, повышение степени агрессивности и организованности преступного мира, его проникновение во властные структуры и смыкание с зарубежными (включая СНГ) преступными образованиями;
  • усиление настроений социальной безысходности и дезориентированности в широких кругах населения, в том числе молодежи.
    2) Потенциальные (долгосрочные) угрозы:
  • распад основных институтов социальной защиты населения (здравоохранение, образование, социальная помощь и др.);
  • скрытое перенаселение, сокращение средней продолжительности жизни, падение рождаемости, ухудшение здоровья и психологический дискомфорт населения.

    4. В военной области:

    1) Реальные (краткосрочные) угрозы:
  • существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов в непосредственной близости от российских границ;
  • неурегулированность вопросов управления и контроля над стратегическими ядерными силами бывшего СССР;
  • нарушение целостности обороны и неопределенность режима государственной границы Российской Федерации, особенно на южном и западном направлениях;
  • неурегулированность вопросов правового статуса пребывания российских войск на территории государств ближнего зарубежья.
    2) Потенциальные (долгосрочные) угрозы:
  • распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, средств его доставки и новейших технологий военного производства в сочетании с попытками отдельных стран использовать их в реализации своих военных и политических целей;
  • наличие у некоторых государств крупных арсеналов ядерного и других видов оружия массового уничтожения;
  • сохранение или создание в стратегически важных для Российской Федерации регионах мощных группировок вооруженных сил государств (коалиций государств);
  • стремление некоторых государств (коалиций государств) к установлению своего военно-политического доминирования как в целом в мире, так и в отдельных регионах, их приверженность к разрешению конфликтных ситуаций силовыми методами;
  • возможность подрыва стратегической стабильности в результате военно-технического отставания Российской Федерации, размывания научно-технического и кадрового потенциала ее военно-промышленного комплекса, нарушения международных договоренностей в области ограничения и сокращения вооружений, качественного и количественного наращивания вооружений другими странами;
  • сохранение угрозы международного терроризма, шантажа, в том числе с использованием ядерного и других видов оружия массового уничтожения.

    5. В сфере этнических (межнациональных) отношений:

    1) Реальные (краткосрочные) угрозы:
  • попытки формирования на территории Российской Федерации анклавов по этническому принципу;
  • углубление социально-экономического неравенства различных этнических групп;
  • нарастание националистических и сепаратистских тенденций;
  • массовые нарушения общепризнанных прав и свобод человека в отдельных регионах.
    2) Потенциальные (долгосрочные) угрозы:
  • попытки использования межэтнических и межконфессиональных противоречий в Российской Федерации со стороны зарубежных сил.

    6. В сфере экологии и народонаселения:

    1) Реальные (краткосрочные) угрозы:
  • падение численности и ухудшение качественных характеристик (генетического фонда) народонаселения России;
  • ухудшение экологической ситуации на территории Российской Федерации, в том числе в результате ее использования в качестве места захоронения отходов и размещения вредных производств (до 15% территории страны являются зонами экологического бедствия).
    2) Потенциальные (долгосрочные) угрозы:
  • отсутствие сбалансированности в потреблении естественных ресурсов (земельных, водных, лесных ресурсов, ископаемого минерального сырья).

    7. В научно-технической сфере:

    1) Реальные (краткосрочные) угрозы:
  • разрушение сложившейся системы НИОКР и особенно фундаментальной и прикладной науки, острый дефицит средств на проведение НИОКР;
  • высокий уровень милитаризации науки, отсутствие связей между военными и гражданскими НИОКР, значительная обособленность системы военных НИОКР;
  • «утечка мозгов», способствующая также несанкционированной передаче западным странам и зарубежным конкурентам передовых технологий, разработанных российскими учеными;
  • упадок системы подготовки и переподготовки научных и профессиональных кадров, несоответствие структуры кадров потребностям научно-технического развития;
  • отсутствие необходимой системы организации экспертиз и прогнозных оценок развития науки и техники;
  • недостаточно надежная защита интеллектуальной собственности, включая патентование, лицензионную политику.
    2) Потенциальные (долгосрочные) угрозы:
  • технологическое отставание РФ от развитых стран и потеря конкурентоспособности ее товаров на мировых рынках;
  • потеря возможностей самостоятельного технологического развития и зависимость в этой сфере от развитых стран Запада;
  • отсутствие эффективного механизма реализации научно-технических достижений и распространения (передачи) технологий, как на уровне предприятий, так и страны в целом;
  • несовершенство системы организации и управления научными исследованиями, отсутствие связей между академическими, вузовскими, отраслевыми и фирменными НИР;
  • несоответствие инфраструктуры науки и техники уровню и сложности решаемых задач, отсутствие необходимой материально-технической базы.

    8. В технологической сфере:

    1) Реальные (краткосрочные) угрозы:
  • быстрое нарастание вероятности технологических катастроф, в том числе крупных, в связи со старением оборудования во всех областях промышленного производства и на транспорте;
  • острый дефицит средств, необходимых для технологического обновления производства;
  • снижение до опасных пределов уровня технологической дисциплины в стране.
    2) Потенциальные (долгосрочные) угрозы:
  • отставание от развитых стран мира в темпах и масштабах внедрения новейшего технологического оборудования;
  • перспектива необратимого технологического отставания, запаздывание в переходе на энергосберегающие и экологически чистые технологии;
  • рост масштабов возможных технологических катастроф в связи с повышением концентрации опасных веществ и энергии в искусственных объектах и сооружениях техники, а также с повышением скорости технических процессов (транспорт).

    9. В информационной сфере:

    1) Реальные (краткосрочные) угрозы:
  • глубокое отставание информационного обеспечения государственных и общественных институтов от потребностей управления экономическим развитием на современном этапе;
  • использование средств массовой информации различными политическими группировками в целях обострения ситуации в стране.
    2) Потенциальные (долгосрочные) угрозы:
  • отставание от развитых стран в использовании информационных ресурсов в производстве, распространении и переработке информации;
  • сохранение неоправданных режимно-секретных ограничений на распространение информации.
Разумеется, приведенный перечень угроз в различных сферах государственной и общественной деятельности не является полным. В частности, он не охватывает всех сфер деятельности (рассмотрены только основные) и не ранжирован по степени приоритетности угроз.

Безопасность при наличии угроз достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества, государства. Для того чтобы поддерживать необходимый уровень защищенности объектов безопасности, в Российской Федерации создана и продолжает развиваться система правовых норм, регулирующих отношения при обеспечении безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности, механизм контроля и надзора над их деятельностью. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с Законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.


РЕГИОНАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНАЯ ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ НАЦИОНАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2 Военная безопасность представляет собой такое состояние межгосударственной и внутригосударственной военно-политической обстановки, которая позволяет нейтрализовать, пресечь попытки деструктивных сил нанести ущерб военными средствами интересам личности, общества, государства, мировому сообществу, обеспечить суверенитет страны, ее стабильное и поступательное развитие «Мы ни при каких условиях не откажемся от потенциала стратегического сдерживания и будем его укреплять» (В.В. Путин, Президент Российской Федерации)


МЕЖДУНАРОДНАЯ ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Международная военная безопасность – определенное состояние отношений между государствами и народами, при котором их интересам не угрожают внешние военные опасности и угрозы, обеспечивается мирный и стабильный прогресс человечества, возможность народов самостоятельно выбирать путь своего развития, своевременная нейтрализация и прекращение военных конфликтов и локальных войн отказ от диктата, насилия в отношениях между государствами и народами; равенство прав и уважение интересов безопасности всех государств; ненанесение ущерба безопасности других стран; формирование отношений между государствами на основе баланса интересов, сотрудничества и доверия; сбалансированное сокращение военных сил и вооружений, прежде всего, оружия массового уничтожения, при согласованном контроле над разоружением. ограничение насилия создание и постоянное совершенствование механизмов безопасности воплощение согласованных норм и принципов глобальной безопасности в договорных обязательствах государств и создание эффективных систем контроля за их пунктуальным выполнением ориентация на политические и невоенные средства при защите от военных опасностей и угроз 3


РЕГИОНАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 4 Региональная военная безопасность представляет собой определённое состояние отношений между народами того или иного региона, при котором обеспечиваются социально-политическая стабильность в нем, успешное противодействие военным опасностям и угрозам, давлению или агрессии против государств региона ограниченные возможности государств региона и их неспособность обеспечить военную безопасность своими силами политическая воля государств по созданию механизмов коллективной защиты СНГ - ОДКБ НАТО Организация африканского единства (ОАЕ) ОБСЕ Лига арабских государств (ЛАГ) Организация американских государств (ОАГ)


НАЦИОНАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 1. Военная безопасность представляет собой поддержание оборонного потенциала на уровне достаточном для обеспечения эффективной обороны и разрешения кризисных ситуаций в непосредственной близости от страны. 5 Военная безопасность государства - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять 2. Военная безопасность – это защищенность страны от вооруженной агрессии и готовность к вооруженной защите населения, целостности территории и суверенитета страны. 3. Военная безопасность - защищенность жизненно важных интересов государства, обеспечиваемая использованием военной организации по ее прямому назначению. 4. Военная безопасность - состояние межгосударственных отношений и обороноспособности страны, которое сдерживало бы другие страны от развязывания войны или вооруженной агрессии.


СОДЕРЖАНИЕ И УРОВНИ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 6 вид деятельности направленной на предотвращение военной опасности, ликвидацию военных угроз система идей и взглядов на защиту государства и общества, определенную идеологию состояние общественных отношений, которому свойственна защищенность интересов государства (личности, общества) от угроз, связанных с силовым решением международных и внутриполитических проблем общественный государственный военный свойство социальной системы сохранить собственную стабильность – то есть возможность устойчивого динамичного развития, целостность, самостоятельность – вопреки внешней экспансии система государственных институтов, призванных защищать общество и его граждан от военной экспансии и силового давления внутренних сепаратистов способность государства отстаивать свои жизненно важные интересы


ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Военная безопасность связана с необходимостью реагирования на особый вид опасностей и угроз – военных 7 Военная безопасность определяется состоянием защищенности страны от реальных и возможных военных опасностей и угроз. Военная безопасность прямо детерминирована способностью общества и государства устранить возникающие военные опасности и угрозы. «По-прежнему существуют неразрешенные проблемы, актуальность и острота которых со временем только возрастает. … Но, к сожалению, есть такой пережиток холодной войны, как дефицит доверия, который не позволяет нам быстро двигаться вперед. Остро стоит проблема ПРО, опять же, одностороннее наращивание ракетного потенциала создает существенные препятствия для неделимости евробезопасности» (С.К. Шойгу, министр обороны РФ)


ФУНКЦИИ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Стимулирование активности всех социальных и политических сил, интеграция их усилий по защите всеми средствами, в том числе и военными, национальных, региональных и глобальных интересов страны от попыток враждебных сил нанести им ущерб военными средствами. Разработка и принятие мер по предотвращению и нейтрализации потенциальных и реальных военных угроз для демократического, прогрессивного развития страны. Создание и подготовка Вооруженных сил, способных противостоять существующим и возможным опасностям и угрозам, определение правовых основ, принципов и способов использования этих сил для обеспечения национальной безопасности. Руководство и управление действиями силовых структур по вооружённой защите интересов личности, общества и системы государственной власти, территориальной целостности и национальной независимости государства от внешних и внутренних военных опасностей и угроз, противодействие вооруженным деструктивным акциям политических и криминальных групп. 8


9 Обеспечение гарантий социально-политической стабильности общества, поддержание правопорядка и законности, гражданского мира в стране. ФУНКЦИИ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Совершенствование государственного сотрудничества в военной области в целях создания эффективной системы коллективной обороны и представительства интересов государства на региональном и глобальном уровнях. Своевременное выявление военных опасностей и угроз, прогнозирование их эволюции и возможных последствий для страны в ближайшее время и отдалённом будущем, корректировка на основе прогностических данных содержания военной политики; создание условий для предотвращения или безболезненной для общества нейтрализации возможных опасностей и угроз.


10 Механизм обеспечения военной безопасности представляет собой систему элементов военной безопасности, взаимодействие которых позволяет определить и спрогнозировать военные опасности и угрозы, разработать стратегию и организовать на основе нормативно-правовой базы скоординированную военно-политическую деятельность по их устранению в интересах обеспечения безопасности личности, общества и государства Объекты обеспечения военной безопасности государство общество личность Субъекты обеспечения военной безопасности институты, органы, организации и лица, действующие в системе военной безопасности и решающие задачи ее обеспечения в соответствии с определенными возможностями, полномочиями и компетенцией. Нормативно- правовой компонент Теоретико- исследовательский компонент Предметно- деятельностный компонент ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА


ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ взаимообусловленность военной безопасности государства, региональной и международной военной безопасности; обеспечение военной безопасности страны с учетом интересов других государств; отношение к военной безопасности как к одному из важнейших приоритетов политики государства и институтов гражданского общества; обусловленность эффективности системы военной безопасности состоянием общества, основными его целями и перспективами развития; реалистическое сдерживание; применение военной силы должно происходить на основе права и лишь тогда, когда исчерпаны, оказались неэффективными все невоенные способы обеспечения безопасности; использование Вооружённых Сил осуществляется решительно, последовательно и планомерно, по принципу эскалации вплоть до ликвидации вооруженной попытки нанести ущерб жизненным интересам граждан, общества, государства, создания выгодных для Отечества условий заключения мира; применение военной силы не допускается против мирных граждан или для достижения внутриполитических целей; Вооружённые Силы участвуют в войнах и вооружённых конфликтах для решения приоритетных военно-стратегических задач, отвечающих интересам страны, её союзническим обязательствам. 11


12 Военная опасность - состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы. Остаются неурегулированными многие региональные конфликты. Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах, граничащих с Российской Федерацией Существующая архитектура (система) международной безопасности, включая ее международно-правовые механизмы, не обеспечивает равной безопасности всех государств. УГРОЗЫ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Военная угроза - состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого- либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию).


13 ВНЕШНИЕ ВОЕННЫЕ ОПАСНОСТИ РОССИИ стремление наделить силовой потенциал НАТО глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран - членов НАТО к границам России; попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность; развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств на территориях сопредельных с Россией и ее союзниками государств, а также в прилегающих акваториях; создание и развертывание систем стратегической ПРО, милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия; территориальные претензии к России и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела; распространение ОМП, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием;


ВНЕШНИЕ ВОЕННЫЕ ОПАСНОСТИ РОССИИ нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений; применение военной силы на территориях сопредельных с Россией государств в нарушение Устава ООН и других норм международного права; наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с Россией и ее союзниками государств; распространение международного терроризма; возникновение очагов напряженности в районах, прилегающих к государственной границе России и границам ее союзников, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и насильственного (религиозного) экстремизма в отдельных регионах мира. 14


Попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации дезорганизация функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации. «Берегитесь всегда строить воздушные замки, потому что хотя эти постройки легче всех других возводятся, но тяжелее всего разрушаются» (Отто фон Бисмарк, канцлер Германской империи) 15


16 ВОЕННЫЕ УГРОЗЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы; воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов; создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории Российской Федерации или на территориях ее союзников; демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях сопредельных с Российской Федерацией или ее союзниками государств с провокационными целями; активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.


ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ непредсказуемость возникновения 17 наличие широкого спектра военно- политических, экономических, стратегических и иных целей возрастание роли современных высокоэффективных систем оружия, а также перераспределение роли различных сфер вооруженной борьбы заблаговременное проведение мероприятий информационного противоборства для достижения политических целей без применения военной силы, а в последующем - в интересах формирования благоприятной реакции мирового сообщества на применение военной силы Военный конфликт - форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы (понятие охватывает все виды вооруженного противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты)


НАПРАВЛЕНИЯ ПАРИРОВАНИЯ УГРОЗ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Развитие и поддержание военной организации на уровне адекватном существующим и потенциальным угрозам государства. Своевременное и полное финансово-экономическое обеспечение всех мероприятий связанных с развитием военной сферы. Совершенствование военного законодательства, укрепление нормативно- правовой базы деятельности, развития и применение Вооруженных Сил. Качественное совершенствование Вооруженных Сил, обеспечение их боевой и мобилизационной готовности, накопление военно-обученных ресурсов. Обеспечение скоординированного строительства и деятельности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов управления в интересах выполнения ими задач обеспечения военной безопасности страны. Недопущение военно-технического и технологического отставания по основным направлениям развития Вооруженных Сил и военной техники Обеспечение надежной защиты, непроницаемости государственных границ, противодействие расширению НАТО на Восток и зон влияния этого блока. Эффективное использование военной силы для преодоления сепаратистских тенденций и ликвидации преступных бандформирований, пресечение вооруженных конфликтов. Участие в миротворческих операциях и борьба с международным терроризмом. Укрепление военного сотрудничества с союзными государствами, координация действий с ними в строительстве Вооруженных Сил. 18


19 Национальная оборона - это особый вид общественного блага, выгоды от которого определяются не только затратами страны на оборону, но и степенью агрессивности потенциальных врагов. Чем ниже агрессивность, тем меньше средств понадобится для обеспечения надлежащего уровня обороны государства Стратегические цели совершенствования национальной обороны состоят в предотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны Стратегическое сдерживание предполагает разработку и системную реализацию комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства - агрессора (коалиции государств). Достижение стратегических целей национальной обороны осуществляется путем: развития системы обеспечения национальной безопасности, проведения перспективной военно-технической политики и развития военной инфраструктуры, совершенствования системы управления военной организацией государства, реализации комплекса мер по повышению престижа военной службы.


20 Российская Федерация реализует долгосрочную государственную политику в области национальной обороны путем: УКРЕПЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ развития норм законодательного регулирования деятельности органов государственной власти, учреждений, предприятий и организаций реального сектора экономики, институтов гражданского общества в мирное и военное время разработки системы основополагающих концептуальных, программных документов, а также документов планирования совершенствования сил и средств гражданской обороны, сетевой и транспортной инфраструктуры страны в интересах национальной обороны


21 Главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе является переход к качественно новому облику Вооруженных Сил Российской Федерации с сохранением потенциала стратегических ядерных сил за счет: совершенствования организационно-штатной структуры и системы территориального базирования войск и сил, наращивания количества частей постоянной готовности, совершенствования оперативной и боевой подготовки, организации межвидового взаимодействия войск и сил. УКРЕПЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ Для этого: уточняется система комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, включая подготовку личного состава и развитие необходимой инфраструктуры, отрабатываются оптимальные механизмы нахождения в резерве, поднимается престиж военной службы и статус офицерского состава, обеспечивается выполнение государственных программ и заказов на разработку, создание и модернизацию вооружения, военной и специальной техники, в том числе средств связи, разведки, радиоэлектронной борьбы и управления.


НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВиВТ ВС РФ СЯС: полное переоснащение всех компонентов на перспективные РК, развертывание сети высокоживучих ПУ высшего звена, модернизация КП, АСУ. ВКС: совершенствование системы разведки и предупреждения о воздушно- космическом нападении, системы поражения и подавления средств воздушно- космического нападения (С-400), наземного компонента КСВ («Ангара», «Союз»); развития орбитальной группировки КА; завершением создания ПАК ФА и переоснащением на новые типы самолетов, вертолетов (Су-35С, Су-34, МиГ-35С, Ил-76МД-90А, Ми-28Н, Ка-52) и БЛА. ВМФ: создание пер­спективных МПЛ («Ясень-М», «Лайка»), се­рийное строительство МНК («Лидер», «Фрегат», «Корвет»), создание перспективной авиационной техники («Апатит», «ПМКИ»), разработка БРК «Бастион-М». СОН: создание РК «Коалиция», УМГиКП «Армата», «Курганец», «Бумеранг», «Тайфун», средств ближнего боя и экипировки; развитие средств ИО, РЭО, ТехО, РХБЗ («Богомаз-РХМ»). 22


ВНЕШНИЕ ВОЕННЫЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ (Страны, в которых проведены крупнейшие теракты в гг.: Россия, США, Иордания, Египет, Испания, Великобритания, Ирак, Турция, Ливан, Израиль, Афганистан и др.) МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ (Индия-Пакистан, Эфиопия-Эритрея, Ближний Восток, Голландские высоты и др.) РЕГИОНЫ ПОВЫШЕННОЙ КОНФЛИКТНОСТИ НАРКОТРАФИК (Основные регионы назначения: страны СНГ, Европа, США и др.) МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЛИКТЫ (Основные регионы: Ближний Восток, Балканы, Центральная Африка, Океания и др.) Экспансия США и НАТО Негативное ИПВ «На м есть что защищать, нам есть - чем защищать, нам есть кем защищать!»

Текущая страница: 1 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков
Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс

Введение

В современном мире чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социогенного характера стали объективной реальностью в жизни каждого человека. Они постоянно сопровождают людей, несут угрозы их жизни и здоровью, уничтожают материальные ценности, наносят огромный ущерб окружающей среде. Людские жертвы от этих чрезвычайных ситуаций практически сопоставимы с потерями от локальных войн. Сегодня всё очевиднее становится тот факт, что решение проблем безопасности невозможно без учёта человеческого фактора. Необходимо, чтобы обеспечение безопасности являлось не только приоритетной целью общества и цивилизации в целом, но и внутренней потребностью каждого человека. Формирование такой потребности и обучение людей умелым действиям при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и опасностях, возникающих при военных действиях или в следствии этих действий, осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Основной формой обучения таким действиям учащихся общеобразовательных организаций является курс «Основы безопасности жизнедеятельности», изучаемый в учебное время по соответствующим программам.

В данном учебнике представлена часть курса ОБЖ, изучаемая в 9 классе. Это материал о современном комплексе проблем безопасности, организации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), международном гуманитарном праве, безопасном поведении в криминогенных чрезвычайных ситуациях, а также темы по основам медицинских знаний и здорового образа жизни.

Особенностью учебника является сочетание текста со схемами, рисунками и таблицами. При чтении параграфа надо непременно обращаться к ним, так как они содержат дополнительные учебные и справочные материалы.

Вопросы и задания в конце каждого параграфа ориентированы на основной, обязательный для изучения материал и предусматривают возможность самоконтроля и самооценки.

В конце учебника размещён список информационно-образовательных интернет-ресурсов, которые могут пригодиться не только при изучении программного материала, но и при подготовке к контрольным и проверочным работам, зачетам, выполнению заданий Всероссийской олимпиады школьников.

При работе с учебником надо постоянно оценивать свои результаты. Высоки ли они? Насколько необходимы и интересны полученные знания? Могут ли эти знания пригодиться в экстремальных ситуациях и в повседневной жизни.

После изучения материала параграфа надо ответить на контрольные вопросы и выполнить предложенные задания. Если при этом возникнут сложности, следует повторно обратиться к содержанию параграфа или к учителю.

Большую помощь при изучении курса окажет электронное приложение к учебнику. Оно поможет лучше понять сложные вопросы и проверить свои знания, умения и навыки. Поэтому после изучения материала каждого параграфа рекомендуется выполнить задания, предложенные в электронном приложении.

Основы безопасности личности, общества, государства

Глава 1
Современный комплекс проблем безопасности
§ 1. Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства

Правовое регулирование вопросов обеспечения безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций относится к числу важнейших государственных задач. Действующее в настоящее время в этой области законодательство представляет собой совокупность правовых норм и правил, объединённых в единую базу (схема 1).


Схема 1. Структура законодательства в сфере безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций


Особое место в этой базе отведено Конституции Российской Федерации. Непосредственное отношение к области безопасности имеют конституционные нормы, в которых указано следующее:

Политика России направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

Правительство Российской Федерации обеспечивает государственную безопасность, охрану собственности граждан и общественного порядка;

Ограничение прав и свобод граждан может быть введено только в определённых случаях (например, при чрезвычайном положении) с указанием пределов и срока их действия.

Конституционные положения нашли отражение и получили развитие в законах Российской Федерации.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определил общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, земельного, водного, воздушного пространства нашей страны, объектов производственного и социального назначения, окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Федеральный закон «О безопасности» определил основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, полномочия и функции органов государственной власти и органов местного самоуправления в области безопасности, статус Совета Безопасности Российской Федерации.

Федеральный закон «Об обороне» определил основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти РФ, функции органов государственной власти её субъектов, а также организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны и другие нормы, касающиеся обороны.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» осуществляет правовое регулирование по реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества. В нём определено, что военная служба – особый вид государственной службы. Этим законом определено содержание воинской обязанности граждан, регламентированы вопросы организации воинского учёта, обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе, установлен порядок призыва на военную службу и сроки её прохождения.

Федеральный закон «О гражданской обороне» определил задачи и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Федеральный закон «О пожарной безопасности» определил общие правовые, экономические и социальные основы в сфере обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Он регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, другими юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» определил правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

Федеральный закон «О противодействии терроризму» установил основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы его профилактики и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации его последствий, правовые и организационные основы применения Вооружённых Сил РФ в борьбе с терроризмом.

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности и устанавливает ответственность за её осуществление.

Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» установил правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.

Наиболее важными подзаконными актами в области обеспечения безопасности личности, общества и государства являются:

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 12 июня 2009 г. № 537;

Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

Постановление Правительства РФ «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

Постановление Правительства РФ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Постановление Правительства РФ «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».

Приведенные выше законы и другие нормативные правовые акты представляют собой основу действующего законодательства в области безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Вопросы и задания

1. Что представляет собой законодательство в области обеспечения безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций?

2. Расскажите о структуре законодательства в сфере безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций.

3. Назовите наиболее важные, по вашему мнению, федеральные законы в области обеспечения безопасности личности, общества и государства.

4. Какие постановления Правительства РФ имеют непосредственное отношение к вопросам безопасности и защиты населения от чрезвычайных ситуаций?

§ 2. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, позволяющее обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие страны, её оборону и безопасность.

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности являются оборона страны, государственная и общественная безопасность. Усилия и ресурсы нашего государства будут сосредоточены и на других направлениях, в том числе:

На повышении качества жизни российских граждан;

На экономическом росте страны;

На науке, образовании, здравоохранении и культуре;

На обеспечении экологической безопасности, рациональном природопользовании.

Как указано в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., в настоящее время созданы предпосылки для надёжного предотвращения внутренних и внешних угроз национальной безопасности. Однако такие угрозы пока существуют. Они представляют собой прямую или косвенную возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни наших граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, её обороне и безопасности.

Наиболее важное значение для национальных интересов Российской Федерации имеет противодействие угрозам в сфере военной, государственной и общественной безопасности.

Угрозы в сфере военной безопасности:

Стремление некоторых стран к достижению превосходства в военной сфере;

Политика ряда зарубежных стран, направленная на создание в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризацию околоземного космического пространства;

Распространение ядерных, химических и биологических технологий, связанных с производством оружия массового поражения.

Угрозы в сфере государственной и общественной безопасности:

Разведывательная и другая деятельность специальных служб иностранных государств;

Деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц;

Экстремистская деятельность националистических, этнических и религиозных организаций и структур;

Деятельность преступных организаций и групп, связанная с незаконным оборотом наркотиков, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

Преступные посягательства против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанные с коррупцией;

Наличие и возможное расширение военных конфликтов вблизи государственной границы.

Для защиты от этих угроз нашей стране необходимо обеспечить рост национальной экономики и политическую стабильность в обществе, укреплять оборону, государственную безопасность и правопорядок, повышать международный престиж и конкурентоспособность.

Вопросы и задания

1. Что понимается под термином «национальная безопасность»?

2. Назовите основные направления обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

3. В каком базовом документе изложены порядок действий и меры по обеспечению безопасности Российской Федерации?

4. Что такое угроза национальной безопасности?

5. Назовите главные угрозы национальным интересам России в сфере военной безопасности.

6. Какие факторы, по вашему мнению, оказывают наиболее негативное влияние на государственную и общественную безопасность Российской Федерации?

7. Что в нашей стране необходимо предпринять для защиты от угроз национальной безопасности?

§ 3. Международный терроризм как угроза национальной безопасности

Конец XX – начало XXI в. отмечены резкой активизацией деятельности международных террористических организаций. Современный международный терроризм становится одной из главных проблем человечества. Он угрожает фундаментальным человеческим ценностям – праву личности на жизнь, свободу, собственность и национальным интересам России.

Деятельность международных террористических организаций и групп направлена:

На насильственное изменение основ конституционного строя нашей страны;

На нарушение работы органов государственной власти;

На уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества;

На устрашение населения.

Что же такое терроризм? В Федеральном законе «О противодействии терроризму» дано такое определение этого понятия: «Терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти и местного самоуправления, связанные с устрашением населения и другими формами противоправных насильственных действий».


Схема 2. Вариант классификации современного терроризма


Существует довольно много классификаций терроризма. По мнению экспертов, при всём многообразии этих классификаций можно выделить следующие типы терроризма (схема 2):

социальный, имеющий целью коренное или частичное изменение экономического либо политического строя;

национальный, имеющий целью создание отдельного государства для своей этнической группы;

религиозный, связанный с борьбой приверженцев одной религии с представителями другой или имеющий целью свергнуть светскую власть и установить религиозную;

криминальный, осуществляемый с участием уголовных элементов.

Современный терроризм представляет серьёзную опасность не только для отдельных общественных и политических деятелей, организаций и государств, но и для всего человечества. Он оказывает мощное морально-психологическое воздействие на людей, вызывая страх, чувство незащищённости, ожесточения, недоверия к власти, стремление к самозащите незаконными средствами и методами. Поэтому в борьбе с терроризмом многие страны объединяют свои усилия. Это объединение проводится главным образом по следующим направлениям:

Выявление и блокирование финансовых потоков, обеспечивающих террористическую деятельность;

Согласование законодательств в области предупреждения, выявления, пресечения и расследования актов терроризма;

Улучшение взаимодействия между правоохранительными и судебными органами отдельных стран.

Российская Федерация активно участвует в антитеррористической деятельности, принимая внутригосударственные меры и сотрудничая с другими странами в двустороннем и многостороннем порядке.

Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Важнейшим из этих документов является Федеральный закон «О противодействии терроризму». Этим законом установлены:

Основные принципы и организационные условия противодействия терроризму;

Порядок и условия применения Вооружённых Сил в борьбе с терроризмом;

Правовой режим, условия проведения и руководство контртеррористической операцией, силы и средства, привлекаемые для этой операции;

Порядок возмещения вреда и социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористического акта.

Опыт стран, много лет ведущих борьбу с террористами, свидетельствует, что в ней должны участвовать не только спецслужбы и государственные органы, но и всё общество. Каждый человек должен проявлять осторожность и бдительность, особенно в многолюдных местах: в аэропортах и на вокзалах, на рынках и ярмарках, на стадионах и во дворцах спорта, в крупных магазинах, ресторанах и кафе, на концертах и дискотеках, на станциях метро и в транспортных средствах. В этих местах надо обращать внимание на подозрительных людей и предметы, сообщать о них сотрудникам правоохранительных органов.

Вопросы и задания

1. Что собой представляет современный терроризм? На какие цели направлена деятельность международных террористических организаций и групп?

2. На какие типы можно подразделить современный терроризм? Кратко охарактеризуйте каждый из этих типов.

3. Почему современный терроризм представляет серьёзную опасность для человечества?

4. Назовите основные направления, по которым осуществляется международное сотрудничество в сфере антитеррористической деятельности.

5. Какие документы составляют правовую основу противодействия терроризму в нашей стране?

§ 4. Наркотизм и национальная безопасность

Понятие наркотизма появилось в первой половине XIX в. и означало способ производить хирургические операции без боли. В последующем этот термин получил более широкое толкование. Наркотизм стали рассматривать как общественно опасное явление, связанное с потреблением наркотиков и незаконными действиями с ними.

В наши дни наркотизм представляет собой серьёзную угрозу обществу. Его определяют так: «Наркотизм – это социальное явление, выражающееся в относительно распространённом и устойчивом потреблении частью населения наркотических и других средств, приводящих к негативным медицинским (наркомании и токсикомании) и социальным последствиям» (схема 3).


Схема 3. Наркотизм как угроза обществу


Сущность наркомании можно выразить следующим определением: «Наркомания – опасное заболевание, в основе которого лежит неудержимое стремление приёмом наркотиков воздействовать на «зоны комфорта» в центральной нервной системе». Все без исключения наркотики в той или иной степени разрушают нервную и иммунную системы, сердце, лёгкие, печень. Как известно, часть наркотиков вводится внутривенно. Это означает, что существует реальный и очень высокий риск заражения такими опасными заболеваниями, как СПИД и гепатит. Употребление наркотиков часто приводит к психозам, а те, в свою очередь, – к несчастным случаям и попыткам суицида. Некоторые наркотики разрушающе действуют на костную и зубную ткани. В результате их употребления у наркомана через 2–3 года вместо зубов остаются чёрные «пеньки».

Токсикоманией называют болезнь, возникающую в результате злоупотребления психоактивными веществами, которые не включены в официальный список наркотических средств. К этим веществам относятся вполне доступные препараты бытовой химии, растворители, краски, бензин. Поэтому токсикомании чаще всего подвержены лица подросткового и юношеского возраста. Обычно токсические вещества нюхают (вдыхают). При их вдыхании повреждаются все органы и системы организма. По своему вредному воздействию они превосходят многие наркотики, так как способны разжижать головной мозг, сглаживая его извилины.

Социальная опасность наркотизма состоит в том, что растёт число лиц, больных наркоманией. Эти лица наносят обществу большой материальный и моральный ущерб. По их вине происходят несчастные случаи и аварии на производстве и транспорте. Они совершают многочисленные правонарушения (воровство, грабежи, убийства, растраты), стремясь добыть средства на приобретение наркотиков. Наркоманы и токсикоманы деградируют физически и морально и преждевременно погибают, не оправдав ожиданий своих близких и общества.

Наркотизм представляет реальную угрозу национальным интересам России. Это отмечено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. В ней говорится, что одним из источников угроз нашей стране в сфере государственной и общественной безопасности является «деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ…».

Основы государственной политики в отношении оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также в области противодействия их незаконному обороту определены в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Вопросы и задания

1. Что такое наркотизм? К каким негативным последствиям он приводит?

2. Что такое наркомания? Как наркотики действуют на организм человека?

3. Что такое токсикомания? В чём различие между ней и наркоманией?

4. В чём состоит социальная опасность наркотизма?

5. Назовите закон Российской Федерации, которым установлены основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме