Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Избирательное право россии.

Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме.

В 1993 г. нормы избирательного права регулировались посредством указов Президента России. Смешанная избирательная система выборов депутатов Государственной Думы появилась именно в этот период.

Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. положило начало обновлению всей российской правовой системы. Переход к новым демократическим институтам народовластия потребовал разработки нормативно-правовой базы проведения референдума и свободных выборов - высших непосредственных форм осуществления народом своей власти. В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Статья 32 Конституции России предоставляет гражданам Российской Федерации «право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме… Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».

В соответствии с действующим законодательством выборы являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Выборы и референдумы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается. Законодательно установлены предельные суммы расходов из средств избирательного фонда кандидата в президенты, политической партии, порядок проведения предвыборной агитации и т.д.



В результате обобщения и анализа опыта избирательных кампаний была разработала комплексная программа совершенствования и развития законодательства о выборах, которая была полностью реализована путем разработки и принятия соответствующих федеральных законов. Федеральный закон от 11 июля 2001 года «О политических партиях» заложил основы современной партийной системы Российской Федерации, установил требования к политическим партиям и обеспечил им статус основных участников избирательного процесса.

Федеральный закон от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» принципиально усовершенствовал правовую базу выборов и референдумов. Ряд статей этого закона касается повышения роли партий в избирательном процессе. Введена пропорциональная система выборов депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении не менее половины депутатских мандатов. Воздвигнуты дополнительные преграды на пути злоупотребления так называемым административным ресурсом. Существенно обновлен порядок формирования избирательных комиссий в целях повышения независимости от органов власти и должностных лиц. Положения закона направлены на совершенствование избирательной системы Российской Федерации в целом: сокращены сроки федеральных избирательных кампаний, уточнены понятия «предвыборная агитация» и «информационная деятельность», закреплен только судебный порядок отмены регистрации кандидата, раскрывается понятие «фальсификация итогов голосования» и предусматривается уголовная ответственность за это деяние.

В соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях были разработаны и приняты качественно новые законодательные акты - Федеральный закон от 10 января 2003 года «О выборах Президента Российской Федерации» и Федеральный закон от 18 мая 2005 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающие дополнительные меры по организации ведения общественного контроля за подведением итогов голосования, в том числе через открытую публикацию итогов голосования со всех избирательных участков в сети Интернет. Формирование Совета Федерации определяется Федеральным законом от 5 августа 2000 года «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Федеральный закон 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» определил порядок формирования местных органов власти.

Избирательным законодательством предусмотрено, что для автоматизации информационных процессов при подготовке и проведении выборов и референдума, обеспечения деятельности избирательных комиссий может применяться Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» . Для урегулирования порядка применения этой системы был разработан Федеральный закон от 10 января 2003 года «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы».

Информационные ресурсы ГАС «Выборы» включают в себя:

Персональные данные об избирателях, участниках референдума, о выдвинутых кандидатах, зарегистрированных кандидатах на выборную должность, об избранных кандидатах, о доверенных лицах, об уполномоченных представителях, о членах избирательных комиссий, комиссий референдума;

Картографическую информацию об административно-территориальном делении федерального и регионального уровней, о территориальном устройстве муниципальных образований, используемую при подготовке и проведении выборов и референдума;

Информацию, связанную с деятельностью избирательных комиссий, комиссий референдума;

Информацию о нормативных правовых актах о выборах и референдуме.

Наряду со свободными выборами высшим непосредственным выражением власти народа является референдум, порядок проведения которого определяется Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 года «О референдуме Российской Федерации». В современной России проводились общенациональные референдумы о введении поста президента (1991), о доверии президенту и Верховному Совету РСФСР (1993), о принятии Конституции (1993).

Проведение выборов в стране является важной процедурой. Чтобы урегулировать все возникающие вопросы в процессе их проведения было принято несколько Федеральных законов. А знаете ли вы ?

В их положениях описаны:

  • условия для выдвижения кандидатов;
  • порядок проведения выборов;
  • политика проведения предвыборной агитации и другие важные аспекты.

Законы, которыми руководствуется Правительство на выборах:

  1. ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года.
  2. ФЗ-175 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 года.
  3. ФЗ-19 «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 года.
  4. ФКЗ-5 «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года.
  5. ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.

В дополнение ознакомьтесь с .

Краткое содержание выше указанных законов.

1. ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» был принят 22 мая 2002 года. Одобрен законодательный проект был 29 мая того же года. Вступил в силу ФЗ-67 12 июня.

Действие ФЗ-67 распространяется по всей территории России. Согласно его положениям россиянин вправе участвовать в выборах на равных со всеми правами. Если гражданин РФ находится за пределами страны, то он также имеет право на свободное волеизъявление.

Также в законопроекте обозначено, что в день голосования гражданин должен достигать восемнадцатилетнего возраста. Также он может избирать и быть избранным. Категория граждан, которые не могут быть избраны:

  • обладающие гражданством другого государства;
  • были осуждены за тяжкие или особо тяжкие преступления;
  • обладают непогашенной судимостью;
  • совершили административные правонарушения и им было назначено наказание ввиду общественных работ и другие.

Согласно положениям ФЗ-67, голосование на выборах должно быть тайным и любым органам гос власти запрещается наблюдать за воле изъявлением гражданина. Для эффективного контроля над всеми избирателями создаются списки, в которые вносятся все участники референдума, обладающие правом голоса.

Подробнее ознакомиться с ФЗ-67 можно, скачав его по .

2. ФЗ-175 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» был принят Госдумой РФ 20 ноября 2002 года. Одобрен законопроект был 11 декабря того же года. Вступил в силу ФЗ-175 20 декабря.

ФЗ-175 включает в себя 99 статей и 5 приложений. Почти все статьи закона утратили свою силу, и действуют только ст 86, 88 и 92.

Подробнее изучить положения ФЗ-175 можно по .

3. ФЗ-19 «О выборах Президента Российской Федерации» был принят 24 декабря 2002 года. Одобрен законопроект был спустя 3 дня. Вступил в силу ФЗ-19 10 января 2003 года. ФЗ-19 состоит из 12 глав и 88 статей.

Согласно положениям законодательного акта №19 Президент Российской Федерации должен быть избран гражданами путем тайного голосования. Участие в выборах является добровольным и свободным. Запрещено воздействовать на мнение участников выборов.

На момент выборов кандидат на должность Президента должен быть в возрасте не менее 35 лет и проживать на территории Российской Федерации последние 10 лет. Сроки проведения выборов устанавливаются Конституцией РФ и ФЗ-19. Решение о проведении выборов должно быть принято за 100 дней до их начала. Они проводятся во второе воскресенье месяца.

Также в законопроекте №19 обозначены мероприятия по подготовке кандидатов к выборам. Каждый кандидат вправе проводить предвыборную агитацию в допустимой законом форме. Государство дает предвыборным компаниям полную свободу действий в их предвыборной политике.

Чтобы подробнее ознакомиться с положениями ФЗ-29, скачайте его по .

4. ФКЗ-5 «О референдуме Российской Федерации» был принят Госдумой РФ 11 июня 2004 года. Одобрен законодательный проект был 23 июня того же года. Вступил в силу ФКЗ-5 спустя 5 дней после одобрения.

ФКЗ-5 состоит из 15 глав, 93 статей и двух приложений. В нем описывается понятие референдума, принципы его проведения, право граждан на участие в нем и другое.

Принципы проведения референдума:

  • равное;
  • свободное;
  • прямое волеизъявление.
  • расы;
  • пола;
  • языка;
  • национальности;
  • места жительства;
  • принадлежности к той или иной группе.

Согласно положениям ФКЗ-5 язык проведения референдума — русский, как государственный в РФ.

Подробнее ознакомится с положениями ФКЗ-5 можно, скачав его по .

5. ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят Госдумой РФ 16 сентября 2003 года. Одобрен законопроект был спустя 8 дней. Вступил в силу ФЗ-131 6 октября того же года.

Закон включает в себя 12 глав и 86 статей.

Изучить положения ФЗ-131 можно, скачав его .

Муниципальные выборы - описание

Понятие муниципальные выборы содержится в 23 статье Федерального закона №131. В статье содержится информация о целях проведения муниципальных выборов:

  • избрание депутата;
  • выбор органа местного самоуправления;
  • избрание должностных лиц в местное самоуправление.

Сроки проведения муниципальных выборов устанавливает уполномоченный орган, в соответствии с муниципальным уставом. В исключительных случаях сроки может назначить суд.

Также в статье обозначено, что Федеральный орган устанавливает:

  • гарантии россиянам при проведении муниципальных выборов;
  • результаты проведения голосования;
  • порядок назначения кандидатов;
  • проведение голосования;
  • виды избирательных систем;
  • определение необходимой избирательной системы;
  • порядок распределения мандатов для депутатов;
  • условия, по которым кандидаты могут попасть в избирательный список.

Изменения в ст 23 ФЗ о «Об общих принципах организации местного самоуправления»

При последней редакции закона от 29 июля 2017 года изменения в ст 23 не были внесены. Поправки были внесены в 11 главу ст 84. Она была дополнена информацией об особенностях, которые возникают при организации местного самоуправления.

Изменения в ФЗ 67 о выборах

Последние поправки в ФЗ-67 были внесены 1 июня 2017 года. Пункт 3.3 ст 33 был дополнен понятием «иностранные финансовые инструменты» и области его использования.

Следующие изменения в закон будут внесены 5 мая 2018 года. Из пункта 2 ст 19 будет удален целый абзац о списке избирательных участков и участков референдума.

Также в ст 19 будет добавлен подпункт 2.1, 2.2 и 2.3. В них идет речь о порядке, предусмотренном для создания участков. Решение о расположении участков должно быть принято не позднее 70 дней до дня голосования.

Скачать последнюю редакцию ФЗ-67 можно по .

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению назначенного референдума. До назначения референдума в действиях по подготовке и проведению референдума имеет право принимать участие гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет.

2. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

3.2. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

А) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

(см. текст в предыдущей редакции)

А.1) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;

а.2) осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости;

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов "а.1" и "а.2" настоящего пункта;

(см. текст в предыдущей редакции)

В) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

(см. текст в предыдущей редакции)

Г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 7 и подпунктом "ж" пункта 8 статьи 76 настоящего Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

3.3. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами "а.1" и "а.2" пункта 3.2 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах.

3.4. Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами "а" , "а.1" и "а.2" пункта 3.2 настоящей статьи, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона.

3.5. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные подпунктами "а.1" и "а.2" пункта 3.2 настоящей статьи, действуют до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости.

4. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

5. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.

6. Федеральным законом , конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

7. При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

8. Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 30 лет. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не могут замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы, быть депутатами иных законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов муниципальных образований, выборными должностными лицами местного самоуправления. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также - государственные должности), должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы. Депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Введение.

Право любой страны, как известно, представляет собой сложную структурированную систему, в рамках которой каждая отдельная отрасль права занимает свое особое место и играет соответствующую роль. Это вполне относится и к такой отрасли, как конституционное право.

Своеобразие конституционного права состоит прежде всего в том, что оно занимает центральное место в правовой системе страны и играет основополагающую и ведущую роль по отношению ко всем другим отраслям права. Это в свою очередь определяется соответствующим значением и характером тех общественных отношений, на регулирование которых направлено конституционное право как система норм права. Прежде всего- это отношения, лежащие в самом фундаменте общественного строя, взаимоотношений личности, общества и государства, осуществления государственной власти. Конституционное право закрепляет сущность, формы и структуру государства, правовой статус человека и гражданина, систему государственных органов и общий механизм их функционирования.

Одним из элементов демократии являются выборы в различного рода центральные и местные представительные учреждения. В Латвии после восстановления независимости стала возможной многопартийная система и демократические выборы. Меня заинтересовала тема избирательного права, поэтому я хотела бы сравнить правовые акты Латвии и зарубежных стран.


Выборы.

Органы власти формируются различными способами- выборными и невыборными (например, путем назначения). В демократическом обществе и государстве важнейшее значение имеет выборный путь реализации народовластия. С помощью выборов формируются парламенты и избираются многие главы государств, органы местного самоуправления, нередко судебные органы, а в редких случаях и правительства. Выборный путь формирования многих важнейших органов власти, регулярное проведение свободных и честных выборов- один из наиболее ярких показателей действительного демократизма существующего в стране политического строя, главный критерий его легитимности (от лат.legitimus- законный), т.е. признанности обществом или его большей частью. Как отмечается во Всеобщей декларации прав человека ООН (ст.2), «воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». Аналогичное положение содержится и в Международном пакте о гражданских и политических правах ООН 1966 г. (ст.25).

Выборы - это такой демократический по своей природе и сущности способ формирования органов власти, при котором сам народ или его представители имеют возможность решать вопрос о том, кого поставить у власти, а кого отстранить от нее путем установленной процедуры голосования и отбора соответствующих лиц из двух или нескольких кандидатов. Конечно, выборы происходят и в недемократических странах, но в них они обычно носят чисто формальный, декоративный характер. [ 1.,356]

Конечно, удельный вес и значение выборов в политической жизни различных стран неодинаковы. Так, в Великобритании избираются только нижняя палата парламента(палата общин) и местные органы (советы административных графств, городов-графств, муниципальных и немуниципальных городов и пригородов). Во Франции круг выборных органов несколько шире. Там избираются глава государства, обе палаты парламента, органы местного управления.

Важнейшая роль в выборах принадлежит электорату (от лат. elector-избиратель). Это понятие используется в двояком смысле:1) в широком – все те, кто пользуется избирательным правом в данном государстве и может принять участие в выборах соответствующего типа и уровня; 2) в более узком – та часть избирателей, которая обычно голосует за ту или иную партию, организацию, движение, их представителей или за данного независимого депутата. Величина электората в первом смысле зависит от численности населения страны и степени демократичности действующего в ней избирательного права, а также от того, о каких именно выборах идет речь (общегосударственных, региональных или местных). Вся совокупность людей, обладающих в данной стране избирательным правом, составляет ее избирательный корпус . Величина электората во втором смысле зависит также от уровня политического влияния данной партии (организации, движения) или отдельного лица на избирателей, от их готовности поддержать на выборах соответствующих кандидатов. Борьба за расширение своего электората – главное содержание и цель участия кандидатов, их партий в избирательных кампаниях.

Выборы по способу избрания подразделяются на прямые , когда избиратели сами, непосредственно решают вопрос, кого избрать или не избрать, и косвенные , когда этот вопрос решают не сами избиратели непосредственно, а избранные ими представители (выборщики, депутаты и др.). Непрямыми, косвенными являются, например, выборы Президента США или сенаторов Франции. По своим масштабам выборы обычно различаются на всеобщие , в которых принимают или могут принять участие все избиратели страны, и частичные , когда в них участвует лишь часть избирателей. Примерами всеобщих выборов могут служить президентские и парламентские выборы в стране, а частичных- довыборы в парламент в случае досрочного выбытия из его состава одного или нескольких депутатов. Выборы также могут быть очередными, происходящими в установленные законом сроки, и внеочередными (например, выборы в случае признания предшествующих выборов несостоявшимися или недействительными).

В Латвии Саэйм состоит из ста представителей народа, который избирается всеобщим равным, прямым, тайным и пропорциональным голосованием.(2 раздел, 5-6 пункт Satversme) Президент государства избирается Саэймом сроком на четыре года, т.е. выборы Президента Латвии являются косвеными.


Сущность, содержание и виды избирательного права.

Говоря об избирательном праве, обычно разграничивают два его аспекта: объективное избирательное право и субъективное избирательное право . Первое – это система правовых норм (преимущественно конституционно-правовых и др.), определяющих основы, принципы, этапы, порядок, процедуру и гарантии организации и проведения выборов, избирательных кампаний в стране. Второе – это гарантированное государством право конкретного лица на участие в выборах.

Избирательное право в другом отношении разделяется на активное и пассивное. Активное избирательное право – это право граждан избирать, т.е. голосовать за или против той или иной из кандидатур, части из них или всех кандидатов, при выборах государственных органов(парламента, главы государства, губернатора и др.), органов местного самоуправления или при отзыве членов и руководителей соответствующих выборных органов. Пассивное избирательное право – это право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Большинство граждан страны обладает как активным, так и пассивным избирательным правом. Но это имеет место не всегда, ибо не всякий, кто обладает активным избирательным правом, обладает и пассивным. Это имеет место прежде всего потому, что обычно граждане получают активное избирательное право раньше (чаще всего по достижении гражданином совершеннолетия, т.е. 18-летнего возраста), чем пассивное, которое приобретается на несколько, а иногда и на 10-15 и более лет позже. Так, для того чтобы быть избранным президентом США, Португалии, Румынии и др. Кандидат должен достичь 35-летнего возраста, а президентом Италии – 50-летнего возраста. . В Латвии право избирать принадлежит полноправным гражданам Латвии, которые в день выборов достигли 18-летнего возраста. В Саэйм может быть избран каждый полноправный гражданин Латвии, которому к первому дню выборов исполнился двадцать один год. Президентом Латвии может быть избран полноправный гражданин Латвии, достигший возраста 40 лет. [ Satversme].Считается, что благодаря такому возрастному цензу обеспечивается приход к управлению страной людей, обладающих большим жизненным опытом и способных принимать взвешенные и оправданные решения.

В настоящее время конституции большинства стран провозглашают всеобщее избирательное право, которое тем не менее ограничено рядом требований, которым должен отвечать гражданин для получения права участия в выборах. . Всеобщность избирательного права означает, что в стране не допускается какая-либо дискриминация в данной областм и избирательные права закрепляются за всеми психически здоровыми гражданами, достигшими определенного возраста. Этот принцип исключает возможность лишения или ограничения избирательных прав гражданина по признакам пола, расы, национальности, конфессиональной принадлежности, идейных убеждений, а чаще всего и имущественного и должностного положения. Вместе с тем этот принцип не исключает практики недопущения к выборам несовершеннолетних, лиц, признанных по суду психически больными, и осужденных по приговору суда, находящихся в местах лишения свободы, поскольку их сознательное, свободное или самостоятельное волеизъявление не может быть обеспечено. .

В принципе демократическое избирательное право допускает введение определенных цензов , т.е. специальных условий, соблюдение которых означает приобретение соответствующих избирательных прав. Выше уже шла речь о возрастном цензе, означающем признание избирательных прав за лицом при достижении определенного возраста. Имеются и другие цензы: ценз гражданства, ценз оседлости, ценз происхождения и др. Ценз гражданства означает, что, как правило, избирательные права предоставляются только гражданам, хотя в ряде случаев (Испания, Финляндия, Венгрия и др.) к выблрам органов местного самоуправления допускаются и неграждане, проживающие в стране более или менее длительное время и уплачивающие налоги.. На мой взгляд Латвия могла бы взять на вооружение опыт этих стран в этом вопросе. Ценз оседлости представляет собой устанавливаемое государством требование, согласно которому избирательное право предоставляется только тем гражданам, которые проживают в той или иной местности в течении определенного времени.. К примеру, Вентспилская городская избирательная комиссия исключила из кандидатского списка по Вентспилсу Эйжена Цепурниекса, т.к. согласно закону о выборах, баллотироваться в соответствующем городе можно лишь в случае, если человек проработал на этой административной территории не менее 6 месяцев до выборов или прописан здесь не менее, чем 1 год. .

Сошли на нет, например, имущественный ценз, связанный с требованием обладания избирателем имуществом определенного размера, уплаты соответствующего налога, а также ценз пола, когда женщины в прошлом (а в демократической Швейцарии до начала 70-х годов) были лишены избирательных прав.

Принцип свободного участия в выборах означает добровольность участия избирателя в выборах, его самостоятельность в решении вопроса использования активного и пассивного права, свободу волеизъявления избирателей, исключающую незаконное вмешательство государства и иных политических сил в этот процесс. .


Избирательная система и ее виды.

В науке конституционного права в понятие «избирательная система» вкладывается двоякое содержание- узкое и широкое. Избирательная система в узком смысле – это лишь определенный способ подведения итогов голосования и распределения на этой основе депутатских мандатов. Именно в этой связи избирательные системы различных стран подразделяются прежде всего на два типа – мажоритарная и пропорциональная избирательная система, которые подробно характеризуются ниже. Избирательная система в широком смысле – это весь организм формирования выборных органов государственной власти и органов местного самоуправления, включая организацию и проведение выборов, а также определение их результатов и соответствующее распределение депутатских мандатов..

Мажоритарная (от франц. majorite – большинство) избирательная система означает, что в соответствии с принципом большинства избранным считается только тот кандидат или ряд кандидатов, которые представляли избирательный список, получивший большинство голосов в данном округе. В рамках мажоритарного типа избирательной системы различают такие три его разновидности, как системы относительного, абсолютного и квалифицированного большинства в зависимости от того, требуется ли по закону для победы на выборах получение кандидатом(списком кандидатов) соответственно – либо больше, чем любой другой кандидат(список); либо хотя бы на один голос больше, чем половина всех голосовавших(или зарегистрированных) избирателей, либо установленный законом процент голосов, обычно более или менее существенно превышающий половину проголосовавших или зарегистрированных избирателей..

Совершенно очевидно, что мажоритарная избирательная система выгодна и обычно поддерживается сравнительно крупными партиями и серьезными блоками партий и иных политических объединений. Достоинством этой системы является то, что избиратель непосредственно знает, за кого или каких именно кандидатов он голосует. Такая система действует в США, Великобритании, Франции, Австралии и еще в нескольких десятках стран..

Пропорциональная избирательная система предполагает, что в соотве6тствии с принципом пропорциональности депутатские мандаты распределяются в соответствии с колличеством и долей голосов, поданных на выборах за список кандидатов данной партии или блока партий и иных объединений (избирательного блока). Понятно, что такая избирательная система в принципе достаточно справедлива, ибо позволяет, например, иметь своих представителей в парламенте тем малым партиям и частям общества, идущим за ними, которые собирают на выборах сравнительно небольшое число голосов. Содной стороны, в рамках пропорциональной системы избиратели голосуют не столько за конкретных кандидатов, сколько за партии, их блоки и в лучшем случае за нескольких лидеров, которые обозначаются в бюллетенях для голосования; а с другой – в результате выборов чаще всего образуется парламент, в котором ни одна партия не имеет абсолютного большинства, а наличие относительного большинства требует создания межпартийных коалиций при создании правительства, что, естественно, может порождать его неустойчивость и недолговечность.. В Латвии основываясь на 6 пункт Satversme выборы являются пропорциональными.

Избирательный процесс – это нормативно урегулированная деятельность политических субъектов (органов, партий и иных объединений, избирателей и их групп) по организации и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления. Он имеет свои основные этапы (стадии): назначение выборов; определение избирательных округов и организация избирательных участков; создание избирательных органов (комиссий и др.); регистрация избирателей; выдвижение и регистрация кандидатов; предвыборная агитационная кампания; голосование; подсчет голосов и определение результатов голосования, итогов выборов.

Избирательный процесс начинается с назначения выборов . Оно может постоянно и жестко закрепляться в конституции или ином законодательном акте (например, как в США, Мексике, Коста-Рике и др.). Так, в США законодательно установлено, что всеобщие парламентские выборы, а также выборы в государственные органы и органы самоуправления проводятся в первый вторник после первого понедельника ноября месяца каждого четного года, а президентские выборы в тот же день каждого високосного года.. В Латвии также это закреплено в конституции: пункт 10.-Саэйм избирается на четыре года; пункт 11.- Выборы в Саэйм должны быть проведены в первую субботу октября месяца. . Но в большинстве стран выборы назначаются каждый раз путем издания специального акта, в котором и определяется их дата.

Избирательные округа – это избирательные единицы, охватывающие совокупность имеющих право голоса лиц, проживающих на определенной территории (территориальные округа) или входящих в производственные коллективы (производственные округа) или иные объединения избирателей (например, профсоюзы). Производственные округа создаются сегодня достаточно редко (например, в КНР). В отдельных случаях избирательные округа создаются по этническому принципу (например, в Сингапуре и Фиджи).. Если от округа избирается один депутат, то такой округ называется одномандатным, а если несколько депутатов – многомандатным..

Избирательные участки – это места для голосования тех избирателей, которые проживают в непосредственной близости от него, и первичного подсчета поданных голосов. В избирательном округе обычно насчитывается несколько и даже много избирательных участков, каждый из которых чаще всего охватывает даже на парламентских выборах от нескольких сот до нескольких тысяч жителей (избирателей).

Избирательные органы – это избирательные комиссии (бюро, советы, президиумы, трибуналы и др.), осуществляющие организационное руководство и управление избирательным процессом. Они не только организуют и проводят сами выборы, но и контролируют соблюдение всеми участниками избирательного процесса избирательного законодательства и иных правовых норм, в том числе и особенно ход избирательных компаний, определяют и публикуют итоги выборов, включая признание их состоявшимися или несостоявшимися, действительными или недействительными. По своему уровню избирательные комиссии подразделяются на: а) участковые, действующие в масштабах избирательных участков; б) окружные, действующие в масштабах избирательного округа, осуществляющие регистрацию кандидатов по данному округу и определяющие итоги голосования в нем; территориальные, образуемые в масштабах административно-территориальных единиц; центральные, действующие в масштабах всей страны..

Регистрация избирателей означает, как правило, включение имеющего избирательные права лица в список избирателей, на основании которого оно допускается к голосованию. Сама регистрация может носить обязательный и необязательный, добровольный характер. В первом случае (например, в ФРГ, Италии, Великобритании, Индии, Швеции, Швейцарии и др.) в спмске избирателей оказываются все установленные регистраторами лица, имеющие право голоса, вне зависимости от их желания. Во втором (например, в США, Франции, Испании, Мексике и др.) – только те, кто сам выразил желание принять участие в голосовании. .

Важным этапом избирательной кампании является выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты, т.е. определение круга лиц, из числа которых будут избраны депутаты. Существует множество способов и методов выдвижения кандидатов в депутаты, которые, тем не менее, можно свести к следующим.

1. Для регистрации в качестве кандидата необходима подача в надлежащий орган заявления, подписанного самим кандидатом; иногда требуется, чтобы такое заявление было скреплено подписями установленного числа избирателей.

2. Выдвижение кандидата осуществляется посредством официального представления от имени партии или путем подачи петиции, подписанной определенным числом избирателей.

3. Выдвижение кандидатов осуществляется в том же порядке, что и избрание депутатов, поэтому сама процедура выдвижения кандидатов называется первичными выборами – праймериз. Такая система применяется, например, в США.

Обычно вне зависимости от установленного законом порядка выдвижение кандидатов осуществляется самими партиями, которые заранее подбирают кандидатов на выборные должности по избирательным округам. Помимо партии,гражданин вправе принять участие в избирательной борьбе, выступив в качестве «независимого кандидата», но в этом случае он может рассчитывать лишь на самого себя и своих друзей.

Предвыборная агитационная кампания обычно начинается после регистрации кандидатов и прекращается за сутки до дня выборов. В этот период кандидаты получают возможность выступать не только на предвыборных митингах и собраниях, но и в средствах массовой информации. Законодательство более или менее жестко регулирует эти и другие вопросы предвыборной агитации, стремясь прежде всего обеспечить равенство возможностей в этом для всех кандидатов..

Голосование – главная стадия избирательного процесса, на которой осуществляется волеизъявление избирателей. Как правило, голосование происходит за один день, что направлено на сокращение возможностей для фальсификаций результатов выборов.


Референдум.

Референдум представляет собой институт непосредственной демократии, процедура которого по ряду параметров весьма близка к процедуре выборов. И в выборах, и в референдуме участвуют избиратели. Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в объекте волеизъявления избирателей. При выборах таким объектом является кандидат в депутаты или на какую-либо другую должность вне представительного учреждения (президент, мэр и т.д.). При референдуме объектом волеизъявления является не человек (кандидат), а определенный вопрос, по которому проводится референдум,- закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, какая-либо проблема, касающаяся международного статуса соответствующей страны, внутриполитическая проблема.. В Латвии на народное голосование не могут быть переданы бюджет и законы о займах, налогах, таможенных сборах, железнодорожном тарифе, воинской повинности, объявлении и начале войны, заключении мира, введении и отмене чрезвычайного положения, мобилизации и демобилизации, равно как договоры с иностранными государствами. . Также, чтобы изменить некоторые статьи Satversme, Саэйм должен передать их на всенародное голосование.


Заключение.

Таким образом,исходя из вышесказанного можно увидеть, что ни одна избирательная система не является идеальной. Все они имеют как позитивные так и негативные стороны. В том числе и избирательная система Латвии, на мой взгляд, не совершенна и существуют моменты которым стоит уделить внимание и взять на вооружение опыт других стран.


Список литературы.

1. Енгибарян Р.,Тадевосян Э. Конституционное право.-Москва, 2000.-495 стр.

2. Мишин А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран.-Москва,1996.-396 стр.

3. Latvijas Republikas Satversme

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Граждане РФ наделены большим количеством прав в отношении выбора органов власти, формирования состава структур местного самоуправления и даже внесения изменений в Конституцию страны. С точки зрения содержания законов, регулирующих выборы в России, наша страна - одна из наиболее демократических в мире. Конечно, нам далеко до Швейцарии с ее прямой демократией, но государство дает россиянам все ресурсы для полноценного народного управления страной.

Что такое избирательное право

Избирательное право - это система законов, регулирующих то, как должны проводиться выборы в различного уровня органы власти, либо как таковое право граждан страны или города участвовать в выборном процессе на правах голосующего или же в статусе кандидата. В обоих значениях избирательное право может касаться, к примеру, выборов в Госдуму, выборов президента России, региональных и муниципальных руководителей.

Трактовка термина «избирательное право», связанная с участием граждан в выборах, подразумевает пассивный его вид и активный. Первый - это когда человек становится кандидатом на некую управленческую или политическую должность. Второй - когда выбирает сам. Иногда подобную классификацию называют делением на когда человек выбирает кого-то, и субъективное, когда он становится кандидатом. Ключевой признак любого права - наличие ограничений для одних лиц и отсутствие таковых для других. Так и в случае с избирательным правом: не все граждане и не все лица, имеющие физический доступ к выборам, наделены возможностью голосовать или быть кандидатами.

Основы избирательного права в России

Главы муниципальных образований, субъектов федерации, депутаты советов и Госдумы, мэры, президент России - все они выбираются (если какие-либо федеральные и региональные законы при отсутствии противоречий с другими актами не допускают иного) гражданами на основе всеобщих, равных и свободных выборов при соблюдении тайны голосования. Избирательное право в РФ базируется на специфическом законодательстве, которое подразделяют на несколько уровней. Это федеральные законы (ФЗ) об избирательном праве, региональные и муниципальные акты.

Выборы в России всеобщие, то есть любой гражданин наделен правом избирать и быть избранным. Некоторый ценз есть, но он имеет вполне разумную основу: голосовать (то есть использовать активное или субъективное избирательное право) могут только совершеннолетние граждане (старше 18 лет), быть кандидатами (использовать пассивное или объективное право) - лица, которым исполнился 21 год. Законами не разрешается голосовать и быть избранными гражданам, признанным в судебном порядке недееспособными, а также отбывающим наказание в местах лишения свободы. Всеобщность права в России означает, что гражданин, которому компетентные органы отказали в допуске к выборам, может обжаловать это в суде и рассчитывать на получение ответа не позднее, чем через два дня.

Главные источники избирательного права в России

Избирательное право - это явление, опирающееся на законы. Ключевыми для России являются следующие. Во-первых, это Конституция РФ, главный закон страны. Во-вторых, это ФЗ «О референдуме», регулирующий механизмы общенационального волеизъявления по вопросам, связанным со статусом всей страны. В-третьих, это федеральные законы, которые регламентируют выборы в органы власти, а также разъясняют ключевые положения избирательного права граждан России. В числе таковых федеральный закон «О выборах Президента», «Об обеспечении РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». В-четвертых, к источникам избирательного права в России относятся локальные акты исполнительных лиц, возглавляющих региональные органы власти и муниципалитеты. Иногда реализация избирательного права становится прерогативой Госдумы и Центризбиркома, которые при необходимости выносят актуальные постановления.

Избирательные права россиян

Гарантии избирательных прав граждан в современных государствах приобретают характер системы, подконтрольной ряду специфических законов. Они определяют порядок, в соответствии с которым происходит выбор должностных лиц либо политических организаций для представительства интересов граждан в различных органах власти. Есть отдельный закон, регулирующий эти демократические процедуры - ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

В числе важнейших, практически значимых и нужных гражданам гарантий юристы отмечают следующие. Во-первых, это политические гарантии. Они связаны с многообразием идеологий, равенством людей, объединенных общностью интересов перед законом, свободой агитации, привлечением независимых наблюдателей. Во-вторых, это материальные гарантии избирательных прав: расходы на проведение выборов разных уровней возлагаются на бюджет страны, региона или муниципалитета. В-третьих, это собственно правовые гарантии, призванные обеспечить легитимность выборов. Граждане в соответствии с этими гарантиями могут обжаловать действия разных должностных лиц, участвующих в организации голосования и подсчетах результатов.

в России

Избирательное право - это своего рода механизм. Устойчивость его работы предполагает следование некоторым стандартам. В числе таковых, например, формат избирательных систем. В России их два - мажоритарный и пропорциональный. В рамках первого выборы проводятся по одномандатным либо многомандатным округам. Итоги голосования подсчитываются, исходя из большинства голосов, отданных за кандидата или кандидатов. Может применяться правило абсолютного большинства, когда для победы кандидату нужно набрать более 50% голосов, или относительного, когда выигрывает тот, кто получает хотя бы на один голос больше, чем кто-либо из конкурентов.

Пропорциональный формат - это когда избиратели голосуют за списки кандидатов, формируемые политическими объединениями (партиями или блоками). характерна для выборов президента России, глав субъектов федерации, мэров. Пропорциональный формат применяется при выборах в Госдуму или локальные представительные органы власти. Однако в некоторых регионах есть прецеденты избрания депутатов в органы местного самоуправления и по мажоритарной системе.

Конкретные форматы избирательных систем устанавливаются законами разного уровня. Если речь идет о выборах президента или депутатов Госдумы, то здесь применяются нормы федерального уровня. В свою очередь при выборах, проводимых в субъектах РФ, в муниципалитетах на первый план выходят локальные нормы законодательства, но только в том случае, если они не противоречат федеральным законам и Конституции страны. Любые законы, касающиеся регулирования процедур проведения выборов, должны соответствовать ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав», о котором говорилось выше.

Кто и как меняет Конституцию

Как было сказано выше, Конституция РФ - это главный закон страны. Все нижестоящие обязаны ему соответствовать. Конституция может быть пересмотрена частично (только в 1, 2, и 9 главах), в нее могут вноситься поправки (с 3-8 главы).

Кто наделен полномочиями вносить предложения о поправках в текст Конституции или о пересмотре отдельных ее частей? Этим правом обладает множество органов власти: президент, Госдума, Совет Федерации, Правительство России, представительные органы регионов. Конкретный ход пересмотра частей Конституции будет зависеть от того, какой именно орган власти проявил инициативу. Факт: непосредственное участие в изменении Конституции страны могут принимать сами граждане.

Например, если более 60% голосов членов Совета Федерации и депутатов Госдумы высказались за пересмотр положений Конституции, то сразу же созывается Конституционное Собрание. Его участники могут принять одно из двух решений: оставить главный закон страны без изменений либо разработать новый проект. И здесь-то к процессу могут подключиться граждане России. Если две трети состава не смогут определиться с решением, то это предлагается сделать россиянам. Для принятия нового проекта Конституции нужно, чтобы «за» проголосовало более половины граждан, а явка превысила 50%. Избирательное право в РФ - это также и возможность жителей страны принимать или менять основной закон.

Другой пример - рассмотрение законопроекта о внесении в Конституцию поправок в главы с 3 по 8 Госдумой. Это происходит в трех чтениях, что очень похоже на процедуру принятия федеральных законов. Одобрить поправки должно не менее двух третей депутатов. После прохождения трех чтений законопроект переходит на обсуждение в Совет Федерации и там проголосовать «за» должны три четверти членов. Если это происходит, то законопроект публикуется в официальных изданиях, и с ним могут ознакомиться граждане. Одновременно он направляется в представительные органы субъектов Федерации. Чтобы законопроект стал полноценным законом, нужно, чтобы две трети региональных органов власти одобрили его. Если и это происходит, акт направляется на подписание президенту России.

Выборы в Госдуму

Российская система избирательного права подразумевает несколько разных Один них - избрание депутатов нижней палаты Парламента России (Государственной Думы). Эта процедура регулируется ФЗ «О выборах депутатов». Согласно данному акту, депутаты Госдумы избираются гражданами при соблюдении тайного голосования. В нижнюю палату Парламента всегда избирается 450 депутатов. Выбор происходит на федеральном уровне пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов от партий. То есть нельзя проголосовать за конкретного человека, а только за политическое объединение, в котором он зарегистрирован. Получив такой-то процент голосов, партия получает пропорциональное от числа 450 количество мест в Госдуме.

Выбирать депутатов могут граждане России, которым исполнилось 18 лет. Также совершеннолетние россияне могут участвовать в формировании партийных списков кандидатов, агитировать, наблюдать за тем, как идут выборы, как работают избиркомы (в том числе осуществляя контроль над подсчетом результатов). Граждане, которым исполнился 21 год, могут сами попробовать себя в качестве кандидатов на выборах в Госдуму.

Выборы депутатов нижней палаты Парламента назначаются президентом страны. Глава государства должен дать добро не позднее, чем за 90 дней до даты голосования (первое воскресенье того месяца, когда истек срок полномочий Госдумы текущего созыва).

Важнейшую, если не ключевую роль в выборах депутатов Госдумы играют избирательные комиссии. Они реализуют ход голосования на локальных участках - в городах и селах. При выборах в Госдуму любая партия может привлекать в избиркомы своих представителей. Их трое: член комиссии с правом решающего голоса, лицо, уполномоченное давать совещательный голос, наблюдатель. Каждый из них наделен определенным кругом функций. Права члена избирательной комиссии закреплены законом. Посмотрим, что может, к примеру, наблюдатель. Во-первых, он следит за корректностью подсчета голосов. Во-вторых, он вправе рассматривать бюллетени на предмет их целостности, правильности отметок «за» или «против». Он может наблюдать за корректностью составления протокола, отражающего итоги голосования, знакомиться с другими документами, относящимися к выборам.

Что такое прямая демократия

Есть такое явление - прямое избирательное право. Оно представляет собой процедуру, когда законы принимает не представительный орган (Совет или Дума), а сами жители страны или политического образования. Методы здесь могут быть разные: съезды, форумы и т.п. Исторически прямая демократия предшествовала представительной. Эта форма управления государства практиковалась во времена античных цивилизаций, в (в том числе на Руси в виде народного вече).

Сейчас прямая демократия встречается разве что на уровне небольших коллективов (скажем, при выборе старосты в университетской группе). Есть элементы прямого народного правления и в некоторых муниципалитетах, например, в израильских кибуцах, в швейцарских кантонах (плюс в рамках проходящих в Швейцарии национальных референдумов).

Пример прямой демократии в Швейцарии

Рассмотрим швейцарскую модель прямой демократии. Вот пример, когда гарантированное институтами прямой демократии избирательное право - это инструмент влияния на национальную политику. Недавно в стране проводился референдум, где решался вопрос об ужесточении иммиграционной политики. За то, чтобы принять более строгие законы, проголосовало 78,8% швейцарцев. В итоге осенью 2015 года потенциальным мигрантам будет сложнее натурализоваться в этой европейской стране: будут, например, созданы особые лагеря для проверки личностей беженцев. по признанию ряда аналитиков, показал остальному миру, насколько эффективна и близка народу, его настроениям прямая демократия, а также то, насколько широкими могут быть избирательные права граждан.

История швейцарского народовластия, как считает большинство историков, берет отсчет с XVI века. Тогда появились органы самоуправления под названием «ландсгемайнде», контролировавшие жизнь местных общин. Право голоса имели только мужчины, обладающие правом носить с собой оружие. Следующий шаг к появлению прямой швейцарской демократии - первый референдум, состоявшийся в мае 1802 года. Тогда была утверждена конституция Гельветической республики.

Сейчас любой гражданин Швейцарии может, во-первых, голосовать, а во-вторых - инициировать общенациональное обсуждение того или иного законопроекта, внесение изменений в текущие акты, кодексы или даже Конституцию страны. Правда, понадобится собрать немалое количество подписей для того, чтобы инициатива была зарегистрирована. Конкретное их количество зависит от типов референдума. В Швейцарии их два - факультативный (для него нужно 50 тысяч подписей) и обязательный (100 000 подписей).

Такое различие объясняется просто: факультативный референдум - это обычно процесс против принятого парламентским путем закона, то есть для инициирования факультативного референдума должны возникнуть определенные условия, а обязательный референдум - это процесс «с чистого листа», для которого соблюдения особых условий не требуется.

Выборы президента России

Россия, как считают многие эксперты - президентская республика. То есть должность главы государства здесь не номинальна (как, например, в ФРГ), президент де-юре и де-факто сосредотачивает в своих руках огромные властные полномочия, и потому российское избирательное право наделяет процедуру выбора главы государства рядом особых признаков, отличающих данный процесс от избрания, скажем, депутатов Госдумы.

Закон о выборах гласит, что президентом России не может стать гражданин моложе 35 лет (в случае с выборами в Госдуму возрастной ценз - 21 год). Это обусловлено особой ролью и высокой ответственностью избираемого главы государства. Также кандидат на должность президента России должен не менее десяти лет прожить в своей стране. Касательно этого ценза есть две трактовки. Одни юристы уверены, что десять лет проживания можно получить, суммируя разные периоды нахождения в России. Другие полагают, что надо жить непрерывно.

Если на выборах в Госдуму одна и та же партия может занимать хоть все 450 мест сколько угодно раз подряд, то президентом России можно стать только два раза кряду. Есть мнение, что ограниченное количество переизбраний главы государства может воспрепятствовать авторитаризму. Смена личностей на должности президента, как полагают некоторые политологи, - условие мирного, законного поведения оппозиции, у которой всегда есть шанс выставить на выборах своего кандидата и победить. В противном случае оппозиция может устроить государственный переворот. Конституция России позволяет одному и тому же человеку занимать президентский пост трижды, четырежды и большее количество раз, но только не дважды подряд.

Выборы главы российского государства назначаются Советом Федерации не позднее, чем за 120 дней до даты голосования. Так же как и в случае с выборами депутатов Госдумы, голосование происходит в первое воскресенье месяца, в котором истекает срок полномочий президента. К слову, Совет Федерации может и не назначить выборы, но они будут проведены во второе или третье воскресенье месяца, в котором граждане выбирали президента в прошлый раз.

Выборы главы государства в России могут быть признаны несостоявшимися в нескольких случаях. Во-первых, если на участки пришло менее половины от избирателей. Во-вторых, если Центризбирком выявил большой процент нарушений при подсчете голосов. В-третьих, выборы аннулируются, если более чем на 25% участков итоги голосования недействительны.

Президент России может быть избран в первом туре, если наберет более 50% голосов избирателей. Если этого не происходит, то назначается второй тур, в котором достаточно набрать простое большинство голосов.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме