Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кассационное представление прокурора. Кассационное представление прокурора по гражданским делам

Кассационное производство , также кассация (лат. cassatio «отмена, уничтожение») - процессуальная деятельность в праве, выражающаяся в проверке вышестоящими судами законности и обоснованности постановлений суда, вступивших в законную силу. В России осуществляется в соответствии с уголовным процессуальным , гражданским процессуальным , арбитражным процессуальным и кодексом административного судопроизводства Российской Федерации .

Современная кассация зародилась во Франции и здесь получила своё наиболее законченное развитие. В XVI веке существует уже специальная жалоба Королевскому совету на contrariétés et nullités (противоречивость и недействительность, ничтожность) судебных решений. По ордонансу 1667 года кассация определяется как порядок отмены решений, нарушающих ордонансы и эдикты . Право кассации было атрибутом королевской власти и составляло функцию отделения Королевского совета (conseil des parties ) .

Для обжалования постановления суда в кассационном порядке лицо, участвующее в деле, должно подать кассационную жалобу , - если инициатор обжалования прокурор, то кассационное представление - непосредственно в суд кассационной инстанции.

Российское кассационное производство

В уголовном процессе

В кассационном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций. Правом на подачу кассационной жалобы обладают осуждённый , оправданный , их защитники и законные представители, государственный обвинитель или вышестоящий прокурор , потерпевший и его представитель. Также в части гражданского иска правом на подачу жалобы обладают гражданский истец и его представитель.

Кассационные жалобы и представления рассматриваются кассационным судом общей юрисдикции или Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации , в зависимости от того, кем было принято обжалуемое судебное решение. В системе военного уголовного судопроизводства применяется особый порядок кассационного производства.

Жалоба на приговор ранее подавалась в течение года после провозглашения приговора, а содержащимся под стражей - в тот же срок с момента вручения копии приговора. Теперь предельный срок кассационного обжалования устранен.

В ходе кассационного производства вышестоящий суд проверяет законность приговора и иного судебного решения. Суд, пересматривающий дело в кассационном порядке, обнаружив:

  • существенные нарушения уголовного закона;
  • существенные нарушения уголовно-процессуального закона;
  • данные, свидетельствующие о несоблюдении лицом условий и невыполнении им обязательств, предусмотренных досудебным соглашением о сотрудничестве

вправе отменить приговор, с последующим прекращением дела или направлением дела на новое рассмотрение или изменить приговор. Также суд вправе оставить судебное решение без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

В гражданском процессе

В российском гражданском процессе кассационная инстанция является третьей инстанцией (после судов, рассматривающих дело в первой инстанции, и апелляционной инстанции . Обе эти ступени правосудия рассматривают дело по существу ). В кассационном порядке рассматриваются жалобы и представления на любые вступившие в законную силу постановления любых судов, кроме постановлений Верховного Суда Российской Федерации.

Для подачи кассационной жалобы (представления) у лица, участвующего в деле, есть 3 месяца с момента вступления в силу обжалуемого постановления.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Современные цивилисты -практики не возлагают больших надежд на данную инстанцию, но надеются на исправление ситуации. Кассационная инстанция фактически новая, как и орган, в котором она рассматривается - кассационный суд.

В арбитражном процессе

По общему правилу в кассационном порядке рассматриваются жалобы вступившие в законную силу решения судов первой инстанции, при условии, если они были обжалованы и рассмотрены в арбитражном апелляционном суде , а также на постановления арбитражных апелляционных судов. Правом на подачу кассационной жалобы обладают стороны и иные лица, участвующие в деле.

Кассационные жалобы рассматриваются арбитражными судами арбитражных округов.

Кассационные жалобы подаются в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы; проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Суд также, вне зависимости от доводов, проверяет соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых решений.

Суд, пересматривающий дело в кассационном порядке, обнаружив:

  • несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций и имеющимся в деле доказательствам;
  • нарушение либо неправильное применение норм материального права;
  • нарушение либо неправильное применение норм процессуального права;

вправе отменить решение, с последующим прекращением дела, оставлением его без рассмотрения или направлением дела на новое рассмотрение (причём в отдельных случаях, в другой суд) или изменить или отменить решение суда, без направления его на новое рассмотрение. Также суд вправе оставить судебное решение без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Кассационная жалоба или кассационное представление – это обращенное к суду требование юридически заинтересованного лица о проверке правильности процессуального документа с указанием на то, в чем именно заключается неправильность и к чему сводится просьба обратившегося лица. Содержание кассационной жалобы, представления:

1) наименование суда, в который адресуется жалоба, представление;

2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения; 3) указание на решение суда, которое обжалуется;

4) требования лица, подающего жалобу, или требования прокурора, приносящего представление, а также основания, по которым они считают решение суда неправильным;

5) перечень прилагаемых к жалобе, представлению доказательств.

Ссылка лица, подающего кассационную жалобу, или прокурора, приносящего кассационное представление, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в жалобе, представлении, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.

К кассационной жалобе прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если жалоба при ее подаче подлежит оплате.

Кассационные жалоба, представление и приложенные к ним письменные доказательства подаются в суд с копиями, число которых должно соответствовать числу лиц, участвующих в деле.

Кассационная жалоба или представление могут быть оставлены без движения определением судьи в следующих случаях:

1) несоответствие содержания жалобы или представления или приложенных к ним документов требованиям ГПК РФ;

2) неоплаты государственной пошлины.

Для исправления указанных недостатков в определении устанавливается разумный срок.

На определение может быть подана частная жалоба, представление прокурора.

Если в установленный срок указания, содержащиеся в определении, выполнены, то жалоба или представление считаются поданными в день первоначального поступления их в суд.

Кассационная жалоба возвращается лицу, подавшему жалобу, кассационное представление - прокурору в случае:

1) невыполнения в установленный срок указаний судьи, содержащихся в определении об оставлении жалобы, представления без движения;

2) истечения срока обжалования, если в жалобе, представлении не содержится просьба о восстановлении срока или в его восстановлении отказано.

3) просьбы лица, подавшего жалобу, кассационное представление - при отзыве его прокурором, если дело не направлено в суд кассационной инстанции.

Возврат кассационной жалобы лицу, подавшему жалобу, кассационного представления прокурору осуществляется на основании определения суда первой инстанции .

Лицо, подавшее жалобу, или прокурор, принесший представление, вправе обжаловать указанное определение в вышестоящий суд.

26. Документы исполнительного производства по гра­жданским делам.

Исполнительный документ – это процессуальный документ, обеспечивающий принудительное исполнение государственно-властного веления, обязательного для соблюдения и исполнения всеми субъектами, кому оно адресовано, и обязывающий соответствующие компетентные органы к определенным действиям, связанным с исполнением данного веления.

В соответствии со ст. 7 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными документами являются:

1) исполнительные листы, выдаваемые судами на основании:

а) принимаемых ими судебных актов;

б) решений Международного коммерческого арбитража и третейских судов;

в) решений иностранных судов и арбитражей;

г) решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека;

2) судебные приказы;

3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;

4) удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений;

5) оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя;

6) постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

7) постановления судебного пристава-исполнителя;

8) постановления иных органов в случаях, предусмотренных законом.

Исковое заявление по арбитражному делу.

Исковое заявление – обращенное к арбитражному суду требование юридически заинтересованного лица (истца, заявителя) о защите нарушенного или оспариваемого субъективного права или охраняемого законом интереса установленным процессуальным законодательством способом на основании указанных фактов, с которыми оно связывает неправомерные действия ответчика.

В соответствии со ст. 125 АПК РФ исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме . Исковое заявление подписывается истцом или его представителем.

В исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;

2) наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

3) наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;

4) требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам - требования к каждому из них;

5) обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;

6) цена иска, если иск подлежит оценке;

7) расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;

8) сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;

9) сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска;

10) перечень прилагаемых документов.

В заявлении могут быть указаны и иные сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, могут содержаться ходатайства, в том числе ходатайства об истребовании доказательств от ответчика или других лиц.

Истец обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов , которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.

Решение арбитражного суда.

При разрешении спора по существу арбитражный суд первой инстанции принимает решение. Решение принимается именем Российской Федерации.Арбитражный суд может принять отдельное решение по каждому из требований, объединенных в одном деле.Решение принимается судьями, участвующими в судебном заседании, в условиях, обеспечивающих тайну совещания судей. В помещении, в котором арбитражный суд проводит совещание и принимает судебный акт, могут находиться только лица, входящие в состав суда, рассматривающего дело. Запрещается доступ в это помещение других лиц, а также иные способы общения с лицами, входящими в состав суда. Судьи арбитражного суда не вправе сообщать кому бы то ни было сведения о содержании обсуждения при принятии судебного акта, о позиции отдельных судей, входивших в состав суда, и иным способом раскрывать тайну совещания судей. При этом судьи арбитражного суда не лишены права изложить свое особое мнение, что не может рассматриваться как нарушение тайны совещания судей.

1. Решение арбитражного суда должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

2. Вводная часть решения должна содержать наименование арбитражного суда, принявшего решение; состав суда, фамилию лица, которое вело протокол судебного заседания; номер дела, дату и место принятия решения; предмет спора; наименования лиц, участвующих в деле, фамилии лиц, присутствовавших в судебном заседании, с указанием их полномочий.

3. Описательная часть решения должна содержать краткое изложение заявленных требований и возражений, объяснений, заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле.

части в предыдущей редакции

4. В мотивировочной части решения должны быть указаны:

1) фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом;

2) доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле;

3) законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.

В мотивировочной части решения должны содержаться также обоснования принятых судом решений и обоснования по другим вопросам, указанным в части 5 настоящей статьи.

В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.

В мотивировочной части решения могут содержаться ссылки на постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

5. Резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований, указание на распределение между сторонами судебных расходов, срок и порядок обжалования решения.

При полном или частичном удовлетворении первоначального и встречного исков в резолютивной части решения указывается денежная сумма, подлежащая взысканию в результате зачета.

Если арбитражный суд установил порядок исполнения решения или принял меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения.

  • 5. Законодательное регулирование деятельности прокуратуры. Закон «о прокуратуре Российской Федерации». Структура, содержание
  • 7. Социальная и правовая защита работников прокуратуры.
  • 8. Надзор за исполнением законов («общий надзор»). Предмет надзора.
  • 9. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов («общего надзора»).
  • 10. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Основания прокурорского вмешательства.
  • 11. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
  • 12. Прокурорский надзор за органами дознания. Полномочия прокурора.
  • 13. Прокурорский надзор за органами предварительного следствия. Полномочия прокурора
  • 14. Полномочия прокурора при особом порядке судебного разбирательства уголовных дел.
  • 15. Надзор за законностью применения мер пресечения в досудебных стадиях уголовного процесса
  • 16. Соотношение прокурорского надзора и судебного контроля в досудебных стадиях уголовного процесса
  • 17. Надзор за исполнением законов администрациями мест содержания заключенных под стражу и осужденных лиц.
  • 18. Предъявление и поддержание прокурором гражданского иска в гражданском судопроизводстве. Процессуальный статус прокурора.
  • 19. Участие прокурора в гражданском процессе, начатом иными лицами. Основания вступления в процесс.
  • 20. Кассационное представление прокурора по уголовным делам.
  • 21. Надзорное представление прокурора в уголовном судопроизводстве. Основания принесения
  • 22. Участие прокурора в арбитражном процессе. Основания и формы участия.
  • 23. Особенности поддержания обвинения в суде присяжных.
  • 24. Координационная деятельность прокуратуры в сфере борьбы с преступностью. Направления, формы.
  • 25. Прокурорский надзор в сфере административно-правового регулирования.
  • 26. Порядок рассмотрения в органах прокуратуры обращений и заявлений граждан. Особенности рассмотрения жалоб в уголовном судопроизводстве.
  • 27. Место прокуратуры в системе органов государственной власти
  • 28. Акты прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов
  • 29. Надзор за законностью задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.
  • 30. Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовных дел.
  • 31. Исторические этапы развития прокуратуры России. Типология деятельности прокуратуры.
  • 32. Надзор прокурора за обеспечением права подозреваемого и обвиняемого на защиту.
  • 33. Надзор прокурора за обеспечением допустимости доказательств при расследовании уголовных дел
  • 34. Надзор в стадии возобновления уголовных дел ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.
  • 35. Надзор за законностью правовых актов. Формы обращения прокурора в Конституционный Суд рф.
  • 36. Антикоррупционная экспертиза прокурором нормативных правовых актов.
  • 37. Полномочия прокурора при возбуждении ходатайства о соглашении о сотрудничестве в уголовном судопроизводстве.
  • 38. Участие прокурора в суде первой инстанции по уголовным делам.
  • 39. Работа а.Ф.Кони «Приемы и задачи прокуратуры». Тип русского обвинителя.
  • 40. Речь государственного обвинителя в суде по уголовным делам. Структура выступления в прениях.
  • 41. Прокурорский надзор за законностью приостановления предварительного следствия.
  • 42. Кассационное представление прокурора по гражданским делам.
  • 43. Полномочия прокурора по гражданским делам в стадии надзора.
  • 44. Апелляционное представление прокурора по уголовным делам. Основания принесения.
  • 45. Полномочия прокурора при производстве следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан.
  • 46. Обеспечение прокурором прав участников предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
  • 20. Кассационное представление прокурора по уголовным делам.

    В кассационном порядке прокурор приносит представления на не вступившие в законную силу приговоры суда первой инстанции и приговоры (постановления) суда апелляционной инстанции. Принесение кассационного представления является не только правом, но и обязанностью прокурора. Представление может быть подано также на определение суда первой инстанции и постановление судьи по уголовному делу.

    При подготовке кассационного представления прокурор не должен допускать необъективности, односторонности и ведомственного подхода. Кассационное представление прокурора служит установлению истины по уголовному делу. Прокурор вправе приобщить к представлению дополнительные материалы в подтверждение или обоснование приведенных в нем доводов, однако они не должны быть подано следствием в период после постановления приговора.

    Кассационное представление подается в вышестоящий суд, что является вполне объяснимым. Объективную, а главное беспристрастную, оценку требований прокурора, очевидно, трудно ждать от суда, которым был вынесен незаконный, по мнению прокурора, приговор.

    Представление может быть отозвано до начала рассмотрения дела в кассационной инстанции.

    С представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения вправе обратиться:

    1) Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители - в любой суд кассационной инстанции;

    2) прокурор субъекта Российской Федерации, приравненный к нему военный прокурор и их заместители - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

    3. Судебное решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение одного года со дня его вступления в законную силу. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен в порядке, предусмотренном статьей 389.5 настоящего Кодекса.

    Статья 401.3. Порядок подачи кассационных жалобы, представления

    1. Кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции, правомочный в соответствии с частью второй настоящей статьи пересматривать обжалуемое судебное решение.

    2. Кассационные жалоба, представление подаются на:

    1) приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, апелляционные определения, а также промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

    2) судебные решения, указанные в пункте 1 настоящей части, если они являлись предметом рассмотрения президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа; приговор или иное итоговое судебное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации в апелляционном порядке; постановления президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа - в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

    3) приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, апелляционное определение окружного (флотского) военного суда - в президиум окружного (флотского) военного суда;

  • 33. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности
  • 34. Задачи и направления деятельности коллегий, создаваемых в органах прокуратуры
  • Пример: Регламент коллегии прокуратуры Оренбургской области(он делан на основе Регламента ген. Прокуратуры)
  • 2.Планирование работы коллегии
  • 3.Подготовка материалов к заседанию
  • 4.Проведение заседаний коллегии
  • 5.Оформление документов коллегии
  • 6.Исполнение решений коллегии
  • 35. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов
  • 36. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов
  • 37. Основания проведения прокурорских проверок исполнения законов в органах контроля
  • 38. Основания и методика проведения прокурорских проверок исполнения законов на предприятиях
  • 39. Акты прокурорского наздора и требования, предъявляемые к ним.
  • 40. Внесение прокурором представлений об устранении нарушений законов
  • 41. Возбуждение прокурором производства об административном правонарушении
  • 42. Инициирование прокурором возбуждения уголовного дела по результатам проверки, проведённой в рамках надзора за исполнением законов
  • 43. Объявление прокурором предостережения о недопустимости нарушения закона.
  • 44. Принятие прокурором мер по возмещению ущерба, причиненного нарушениями закона.
  • 45. Прокурорский надзор за законностью правовых актов: понятие и задачи.
  • 46. Опротестование и судебное обжалование прокурором незаконных правовых актов.
  • 47. Методика проведения проверок законности содержания лиц, арестованных в административном порядке. Меры, применяемые прокурором по выявленным нарушениям закона.
  • 48. Сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Предмет надзора.
  • 49. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и правовые средства.
  • 50. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.
  • 51. Надзор прокурора за исполнением законов при возбуждении уго­ловных дел.
  • 52. Прокурорский надзор за исполнением законов при задержании граждан по подозрению в совершении преступления. Меры, принимаемые прокурором по фактам выявленных нарушений законности.
  • 53. Надзор прокурора за законностью приостановления следствия по уголовным делам и окончанием предварительного следствия.?????????????????
  • 54. Надзор прокурора за исполнением законов при привлечении в ка­честве обвиняемого и применении мер пресечения.
  • 55.Основные средства прокурорского реагирования на выявленные факты неисполнения закона в ходе расследования уголовного дела. ??????????????????????
  • 56. Действия прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением.
  • 57. Понятие, задачи и пределы прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
  • 58. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности.
  • 59. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами и учреждениями, исполняющими наказание.
  • 60. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера.
  • 61. Надзор прокурора за соблюдением требований режима и условий содержания осужденных и задержанных по подозрению в совершении преступлений.???
  • 62. Прокурорский надзор за исполнением законов в деятельности органов исполняющих наказания не связанные с лишением свободы.
  • 63. Прокурорский надзор за условно-досрочным освобождением осужденных.
  • 64. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами.
  • 65. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнени­ем законов судебными приставами.
  • 66.Правовые основы участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Задачи и полномочия прокурора.
  • 67. Основания и порядок участия прокурора в предварительном слушании уголовного дела судом.
  • 68. Поддержание прокурором государственного обвинения в суде. Структура обвинительной речи прокурора.
  • 70. Особенности участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судом присяжных.
  • 71. Принесение прокурором кассационных и частных представлений на незаконные и необоснованные решения судов по уголовным делам.
  • 72. Обжалование прокурором незаконных и необоснованных решений суда по уголовным делам в надзорном порядке.
  • 73. Формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве.
  • 74. Процессуальное положение прокурора участвующего в рассмотрении судами гражданских дел.
  • 76. Принесение прокурором кассационных и частных представлений на незаконные и необоснованные решения судов по гражданским делам.
  • 77. Формы участия прокурора в арбитражном процессе, его процессуальное положение и полномочия.
  • 78. Основания направления прокурором апелляционных и кассаци­онных жалоб на незаконные и необоснованные решения арбитражных судов.
  • 76. Принесение прокурором кассационных и частных представлений на незаконные и необоснованные решения судов по гражданским делам.

    В суде второй инстанции прокурор принимает участие в апелляционном и кассационном производстве. На основании ст. 320 ГПК РФ на решение мирового судьи прокурор, участвующий в деле, может принести апелляционное представление. Статья 331 предусматривает также, что на определение мирового судьи прокурор может принести представление в районных судах в случаях, предусмотренных ГПК РФ, либо если это определение исключает возможность дальнейшего движения дела. Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции. В соответствии со ст. 336 ГПК РФ на решения всех судов Российской Федерации, принятые в первой инстанции, за исключением решений мировых судей прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление.

    Если прокурор по каким-либо причинам реально не участвовал в суде первой инстанции, хотя и должен был участвовать в силу ст. 45 ГПК РФ, он в соответствии со ст. 34 и 35 ГПК РФ является лицом, участвующим в деле, и вправе обжаловать судебное постановление по этому делу путем принесения апелляционных и кассационных представлений. Условия и порядок подачи апелляционных и кассационных представлений оговорены в гл. 39 и 40 ГПК РФ. Статья 350 предусматривает, что судебное заседание в суде кассационной инстанции проводится по правилам ГПК РФ, установленным для проведения судебного заседания в суде первой инстанции, и с учетом правил, изложенных в гл. 40 ГПК РФ. Из смысла норм гл. 40 ГПК РФ следует, что в су-

    дебном заседании в кассационной инстанции должен участвовать прокурор, участвующий в деле и принесший касса12.5. Участие прокурора в рассмотрении... гражданских дел 331 ционное представление. Однако к требованиям ст. 336, 357 и 359 ГПК РФ об участии прокурора в суде кассационной инстанции нужно подходить с учетом положений ст. 34, 35 и 45 ГПК РФ в их взаимосвязи. Необходимо обратить внимание на то, что в случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании кассационной инстанции принимает участие:

    -≫ должностное лицо органов прокуратуры по поручению прокурора республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде;

    -> должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ в Судебной коллегии по гражданским делам, Военной коллегии и Кассационной коллегии Верховного Суда РФ.

    Из смысла ст. 359 ГПК РФ следует, что в случае, если в суде кассационной инстанции проводятся судебные прения, первым выступает прокурор, принесший кассационное представление. Если прокурор участвует в суде кассационной инстанции по кассационной жалобе других лиц, а сам он кассационное представление не приносил, первым выступает лицо, подавшее кассационную жалобу. Системное толкование ст. 350 и ч. 3 ст. 45 ГПК РФ позволяет прийти к выводу о том, что, даже если прокурор не

    принимал участия в судебном процессе в суде первой инстанции по делам, перечисленным в ч. 3 ст. 45, он вправе вступить в процесс и дать заключение по делу и судебном заседании кассационной инстанции.

    Необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 371 и 372 ГПК РФ на определения суда первой инстанции, за исключением определений мировых судей, в течение 10 дней со дня их вынесения прокурором может быть принесено представление в суд кассационной инстанции. В целях выполнения установленных законом задач прокурорам, принимающим участие в судебных заседаниях, следует активно использовать возможности, предоставленные для этого ГПК РФ.__

    УДК 343.116

    АПЕЛЛЯЦИОННЫЕ И КАССАЦИОННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КАК АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ

    APPEAL AND CASSATION REPRESENTATIONS AS THE ACTS OF PUBLIC PROSECUTOR"S REACTION

    А. А. ТЕРЁХИН (A. A. TERYOHIN)

    Рассматриваются особенности апелляционных и кассационных представлений прокурора в уголовном процессе, приводятся проблемы применения указанных актов прокурорского реагирования.

    Ключевые слова: апелляционное представление, кассационное представление, государственный обвинитель, прокурор, дополнение и отзыв представления.

    Features of appeal and cassation representations of the public prosecutor in criminal trial are considered, problems of application of the specified acts of public prosecutor"s reaction are resulted.

    Key words: appeal representation, cassation representation, the state accuser, the public prosecutor, addition and withdraw representation.

    Наиболее значимым и эффективным правовым средством, применяемым прокурором в судебных стадиях уголовного судопроизводства, является представление. Термин «представление» используется законодателем как при осуществлении прокурором надзора за исполнением законов органами государственной власти и организациями, так и при осуществлении государственным обвинителем уголовного преследования на этапе судебного рассмотрения уголовного дела.

    В уголовно-процессуальном законе

    представление определяется как акт реагирования прокурора на судебное решение, вносимый в порядке, установленном УПК РФ.

    Вместе с тем УПК РСФСР содержал положения о том, что прокурор приносил кассационный протест на незаконный или необоснованный приговор. Апелляционный порядок рассмотрения судебных решений, не вступивших в законную силу, УПК РСФСР предусмотрен не был.

    Таким образом, на смену имевшему место в УПК РСФСР наименованию «кассационный протест» пришло наименование «кассационное (апелляционное) представление» в УПК РФ.

    Учёными советского периода, как правило, под кассационным протестом понимался акт прокурорского реагирования, составляемый должностным лицом, на которого возлагалась обязанность опротестования любого неправосудного приговора .

    По мнению М.С. Строговича, кассационный протест прокурора по своей природе представлял особый вид кассационной жалобы . Данная точка зрения подверглась резкой критике со стороны процессуалистов советского периода. Основной аргумент против такой позиции состоял в том, что участник процесса в своей жалобе ссылается на нарушения, затрагивающие его интересы или интересы представляемых им лиц, а прокурор обязан приносить протест на любой приговор, которым нарушены интересы государства, общества, права и законные интересы любого участника процесса, что прокурор добивается не только правильного разрешения дела, он стремится активно воздействовать на практику органов расследования, прокуратуры и суда, чтобы она в полной мере соответствовала требованиям закона .

    Е. Ергашев полагает, что основная причина замены одного акта прокурорского

    © Терёхин А. А., 2012 160

    реагирования другим определяется реализацией в обществе конституционного принципа независимости суда и, соответственно, упразднением прокурорского надзора за осуществлением правосудия .

    Анализ содержания норм Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» свидетельствует о том, что положения указанного закона до настоящего времени не приведены в соответствие с УПК РФ. Так, согласно ст. 36 указанного Федерального закона прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора на незаконный или необоснованный приговор, определение или постановление суда. Вместе с тем уголовнопроцессуальное законодательство дозволяет прокурору внести в вышестоящий суд только такой акт реагирования, как представление.

    В отличие от действующего уголовнопроцессуального закона, УПК РСФСР (ч. 3 ст. 478) прямо закреплял за государственным обвинителем или вышестоящим прокурором обязанность принести представление в апелляционную или кассационную инстанцию на приговор или иное судебное решение суда первой инстанции, если, по их убеждению, оно вынесено незаконно, необоснованно или несправедливо. Несмотря на отсутствие законодательного закрепления такой обязанности у прокурора в настоящее время, следует критически относиться к точке зрения отдельных авторов, согласно которой на прокуроров не возлагается обязанность приносить представление на каждый незаконный или необоснованный приговор .

    В соответствии с положениями применяемого в настоящее время закона, представления на не вступившие в законную силу приговоры и постановления, вынесенные мировыми судьями, рассматриваются в апелляционном порядке. В кассационном порядке судом рассматриваются представления на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций, за исключением судебных решений, вынесенных мировыми судьями.

    Вступающим в силу с 1 января 2013 г. Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 433-ФЗ «О внесении изменений в Уголов-

    но-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 433-ФЗ) в уголовное судопроизводство России по всем уголовным делам в качестве суда второй инстанции введён суд апелляционной инстанции.

    Функции кассационного суда по Федеральному закону № 433-ФЗ также кардинально изменились. Если раньше кассационная инстанция рассматривала жалобы и представления на приговоры и другие решения суда первой инстанции, которые не вступили в законную силу, то теперь по новому закону она будет рассматривать жалобы и представления на приговоры и другие решения суда первой инстанции, вступившие в законную силу.

    Поскольку представление отнесено законодателем к категории актов прокурорского реагирования, ему присущи общие признаки, характерные для родового понятия, а именно оно:

    1) выносится только уполномоченными на то должностными лицами органов прокуратуры в пределах их компетенции;

    2) выражает властное волеизъявление;

    3) изменяет уголовно-процессуальные отношения;

    4) принимается в установленном законом порядке;

    5) выражается в определённой законом форме.

    Остановимся отдельно на каждом из вышеуказанных признаков.

    1. В настоящее время право принесения апелляционного (кассационного) представления принадлежит государственному обвинителю, принимавшему участие в судебном разбирательстве уголовного дела, или вышестоящему прокурору.

    Пунктом 10.4 Приказа Генерального прокурора РФ от 20 ноября 2007 г. № 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» установлено, что в случаях, если по каким-либо причинам государственным обвинителем не принесено апелляционное или кассационное представление на неправосудный приговор, определение или постановление суда, вышестояще-

    му прокурору, используя предоставленное законом право, надлежит своевременно приносить апелляционное или кассационное представление на не вступившее в законную силу судебное решение.

    Как нам представляется, вышестоящий прокурор обязан приносить апелляционное или кассационное представление в том случае, если он убежден, что судебное решение является незаконным, а государственный обвинитель не находит оснований к пересмотру судебного акта. Кроме того, вышестоящему прокурору надлежит реализовывать своё право на подачу апелляционного (кассационного) представления, когда имеются конкретные причины, препятствующие принесению государственным обвинителем представления: нахождение его в командировке, болезнь и т. п., что делает обжалование судебного решения собственно государственным обвинителем невозможным.

    При этом вышестоящим прокурором по отношению к государственному обвинителю может быть, во-первых, прокурор вышестоящего уровня прокуратуры в тех случаях, когда государственное обвинение в суде первой инстанции поддерживал прокурор - руководитель соответствующей прокуратуры. Во-вторых, в качестве вышестоящего прокурора может выступать прокурор - руководитель соответствующей прокуратуры в тех случаях, когда в качестве государственного обвинителя в суде первой инстанции выступало должностное лицо прокуратуры (например, помощник прокурора) по поручению соответствующего прокурора.

    В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 декабря 2008 г. № 28 «О применении норм УПК РФ, регулирующих производство в судах апелляционной и кассационной инстанции» дано разъяснение, согласно которому, «если судебное решение обжаловано и государственным обвинителем, и вышестоящим прокурором, то вне зависимости от содержания приведённых в них доводов (правовых оснований) рассмотрению подлежат оба представления при условии, что поданы они в срок, установленный законом».

    Таким образом, Верховный Суд РФ не исключает возможность одновременного принесения апелляционного или кассационного представления как государственным

    обвинителем, так и вышестоящим прокурором. В то же время, на наш взгляд, УПК РФ не допускает возможности одновременного принесения представлений на судебные решения государственным обвинителем и вышестоящим прокурором, поскольку между упоминаниями о данных лицах в ч. 4 ст. 354 УПК РФ содержится разделительный союз «или», дозволяющий осуществление названных полномочия либо государственным обвинителем, либо вышестоящим прокурором.

    Исходя из этого, должностным лицам органов прокуратуры следует вырабатывать единую позицию по уголовному делу, подлежащую отражению в представлении. В случае недостижения согласия по вопросу наличия оснований для принесения кассационного представления или его содержания между государственным обвинителем и вышестоящим прокурором по конкретному уголовному делу окончательное решение должно приниматься вышестоящим прокурором.

    Как отмечает В. О. Трофимов, в такой ситуации за вышестоящим прокурором следует признавать право отзывать апелляционное или кассационное представление либо изменять его содержание путём подачи дополнительного представления .

    Тем не менее уголовно-процессуальный закон сегодня предоставляет право отзыва представления либо его изменения только его автору (ч. 3, 4 ст. 359, ч. 3 ст. 389.8 УПК РФ), из чего следует, что вышестоящий прокурор не вправе отозвать или дополнить представление, внесенное государственным обвинителем.

    Как показали результаты опроса работников органов прокуратуры, следователей, дознавателей и судей, 56 % респондентов выступают за предоставление вышестоящему прокурору полномочий по отзыву и изменению апелляционного (кассационного) представления, в то время как 44 % респондентов являются противниками предоставления вышестоящему прокурору таких полномочий.

    Данную ситуацию, на наш взгляд, можно оптимизировать, если в ч. 3 и 4 ст. 359 УПК РФ внести изменения, изложив их в следующих редакциях:

    «3. Лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать её до начала заседания суда апелляционной или кассационной инстанции. Госу-

    дарственный обвинитель, внесший представление, либо вышестоящий прокурор вправе отозвать его до начала заседания суда апелляционной или кассационной инстанции.

    4. Лицо, подавшее жалобу, до начала судебного заседания вправе изменить её либо дополнить новыми доводами. Государственный обвинитель, внесший представление, либо вышестоящий прокурор вправе изменить его либо дополнить новыми доводами».

    Подобные изменения также целесообразно внести в ч. 3 ст. 389.8 УПК РФ, регламентирующей последствия подачи апелляционного представления в новой редакции уголовно-процессуального закона.

    2. Несмотря на то, что изложенные в апелляционном или кассационном представлении прокурора доводы подлежат рассмотрению вышестоящим судом, такое представление, по сути, содержит в себе предусмотренное законом властное предписание для суда, постановившего приговор или вынесшего иное обжалуемое решение, о необходимости направления уголовного дела в суд апелляционной или кассационной инстанции и приостановлении исполнения приговора.

    3. Процессуальное значение апелляционного (кассационного) представления состоит в том, что оно выступает поводом для возбуждения самостоятельной стадии уголовного процесса - производства в суде второй инстанции. Возбуждение апелляционного (кассационного) производства влечёт изменение уголовно-процессуальных отношений, заключающееся в возложении на участников судебного разбирательства определённых законом обязанностей и появлении у них дополнительных прав.

    В частности, суд, постановивший приговор или вынесший иное обжалуемое решение, обязан известить о принесенном представлении и направить его копию осуждённому или оправданному, его защитнику, потерпевшему и его представителю, а также гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям, если представление затрагивает их интересы. Указанные участники судебного разбирательства получают право на подачу возражений на представление в письменном виде. Помимо этого, подача представления приостанавливает приведение приговора в исполнение.

    Вышестоящий суд кассационной инстанции обязан принять кассационное представление прокурора, рассмотреть его, проверить постановленный приговор или иное обжалуемое судебное решение и вынести соответствующее решение.

    4. Представление на приговор или иное решение суда первой инстанции может быть подано прокурором в апелляционном или кассационном порядке в течение 10 суток со дня провозглашения приговора или вынесения иного решения суда. Федеральным законом № 433-ФЗ допустимый срок подачи кассационного представления установлен в течение одного года со дня вступления судебного решения в законную силу.

    Сокращённый срок обжалования установлен для постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом. Согласно ч. 11 ст. 108 УПК РФ на данное постановление может быть внесено представление в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение трёх суток со дня его вынесения.

    Из пункта 10 приказа Генерального прокурора РФ от 20 ноября 2007 г. № 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» следует, что пропуск по неуважительной причине установленного законом срока для принесения представления расценивается для соответствующего прокурора как дисциплинарный проступок.

    Статья 357 УПК РФ допускает восстановление пропущенного срока судом, постановившим приговор или вынесшим иное обжалуемое решение, в случае пропуска его по уважительной причине.

    Прокурорская практика показывает, что в качестве уважительной причины восстановления пропущенного срока принесения представления признается вручение копии обжалуемого судебного решения прокурору по истечении 5 суток со дня его провозглашения, а также несвоевременное изготовление протокола судебного заседания.

    Протокол судебного заседания фиксирует все действия и решения суда, а равно действия участников судебного разбирательства, имевшие место в ходе судебного заседания (ст. 245 УПК РФ). Именно по протоколу судебного заседания прокурор, который

    будет участвовать в суде кассационной (апелляционной) инстанции, сможет судить о допущенных нарушениях, если он не участвовал в рассмотрении дела в суде первой инстанции. Протокол судебного заседания должен быть изготовлен и подписан председательствующим и секретарём судебного заседания в течение 3 суток со дня окончания судебного заседания. Председательствующий обеспечивает сторонам возможность ознакомления с протоколом судебного заседания в течение 3 суток со дня получения ходатайства. Однако практические работники отмечают, что в большинстве случаев судьи не укладываются в 3-суточный срок изготовления окончательной редакции протокола судебного заседания.

    Учитывая, что внесение развёрнутых и мотивированных представлений нередко невозможно без ознакомления с протоколом судебного заседания, особенно в случае внесения представления по такому основанию, как несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, прокурор не по своей вине пропускает установленный законом срок для принесения представления или вынужденно ограничивается написанием неполного предварительного представления. В связи с этим полагаем, что несвоевременное изготовление протокола судебного заседания следует считать уважительной причиной пропуска срока обжалования и безусловным основанием для его восстановления.

    Государственным обвинителем может быть принесено апелляционное или кассационное представление не только на итоговое судебное решение (приговор, постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, постановление об освобождении лица от уголовной ответственности или от наказания и о применении к нему принудительных мер медицинского характера), но и на другие судебные решения.

    В частности, введённой Федеральным законом № 433-ФЗ ст. 389.2 УПК РФ предусмотрено, что до вынесения итогового судебного решения апелляционному обжалованию подлежат судебные постановления или определения об избрании меры пресечения или о продлении сроков её действия, о помещении лица в медицинский или психи-

    атрический стационар для производства судебной экспертизы, о приостановлении уголовного дела, о передаче уголовного дела по подсудности или об изменении подсудности уголовного дела, о возвращении уголовного дела прокурору, другие судебные решения, затрагивающие права граждан на доступ к правосудию и на рассмотрение дела в разумные сроки и препятствующие дальнейшему движению дела, а также частные определения или постановления.

    К примеру, в качестве других судебных решений, подлежащих обжалованию, следует признавать: постановление об отказе в восстановлении пропущенного срока, постановление о принятии мер по обеспечению возмещения вреда, причинённого преступлением, либо возможной конфискации имущества, определение или постановление о проведении закрытого судебного разбирательства, определение или постановление о проведении судебного разбирательства в отсутствие подсудимого, постановление о назначении судебной экспертизы и др.

    Исключение составляют определения или постановления, вынесенные в ходе судебного разбирательства:

    1) о порядке исследования доказательств;

    2) об удовлетворении или отклонении ходатайств участников судебного разбирательства;

    3) о мерах обеспечения порядка в зале судебного заседания, за исключением определений или постановлений о наложении денежного взыскания.

    Данные решения суда в настоящее время не подлежат апелляционному или кассационному обжалованию. Однако в ч. 2 ст. 389.2 УПК РФ в редакции Федерального закона № 433-ФЗ указано, что такие судебные решения будут обжаловаться в апелляционном порядке одновременно с обжалованием итогового судебного решения по делу.

    5. В соответствии со ст. 363, 375 УПК РФ апелляционное и кассационное представления должны отвечать ряду обязательных требований, несоблюдение которых препятствует рассмотрению уголовного дела в суде второй инстанции.

    В качестве специфических признаков апелляционного (кассационного) представления можно выделить следующие:

    Наличие цели: восстановление нарушенных прав и законных интересов участников уголовного процесса, интересов общества и государства, устранение нарушений в деятельности нижестоящих судов;

    Государственный обвинитель (вышестоящий прокурор), как правило, подаёт апелляционное или кассационное представление в интересах иных представителей стороны обвинения (потерпевшего, гражданского истца). Однако возможны ситуации, когда государственный обвинитель будет защищать интересы подсудимого от незаконного, необоснованного или несправедливого судебного решения. Это может иметь место в случаях, когда суд в обвинительном приговоре указал на квалифицирующие признаки, которые не вменялись подсудимому в вину, когда было назначено наказание, превышающие предложение стороны обвинения, а также в случае неправильного применения судом уголовного закона.

    Как правильно отмечал М. И. Бажанов, кассационный протест прокурора считался одним из основных процессуальных средств исправления судебных ошибок и обеспечения прокурором в кассационной инстанции законности и обоснованности выносимых судами первой инстанции приговоров .

    С учётом изложенного, апелляционное (кассационное) представление прокурора можно определить как облеченное в установленную законом форму и содержащее властное волеизъявление процессуальное действие, в котором прокурор в определённом законом порядке даёт оценку законности

    деятельности суда первой инстанции по рассмотрению уголовного дела с целью восстановления нарушенных прав и законных интересов участников уголовного процесса, интересов общества и государства, устранения нарушений в деятельности суда.

    1. Скорик Н. В. Прокурор в стадии кассационного производства в советском уголовном процессе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук.

    Харьков, 1967. - С. 10-12 ; Бажанов М. И., Басков В. И., Гинцбург В. Т., КоршикМ. Г. Протест прокурора по уголовным делам. -М., 1966. - С. 128 ; Басков В. И., Темуш-кин О. П. Прокурор в суде второй инстанции по уголовным делам. - М., 1972. - С. 31-41.

    2. Строгович М. С. Проверка законности и обоснованности судебных приговоров. - М., 1956. - С. 148-149.

    3. Темушкин О. П. Организационно-правовые формы проверки законности и обоснованности приговоров. - М., 1978. - С. 145 ; Скорик Н. В. Указ. соч. - С. 11 ; Пономаренко Л. Г. О правовой природе кассационного протеста по уголовным делам // Проблемы правоведения. - 1989. - № 50. - С. 115-119.

    4. Ергашев Е. Представление как акт прокурорского реагирования в уголовном судопроизводстве // Уголовное право. - 2007. - № 4. -С. 111.

    5. Крюков В. Ф. Уголовное преследование в судебном производстве: уголовно-процессуальные и надзорные аспекты деятельности прокурора. - Курск, 2010. - С. 124. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

    6. Трофимов В. О. Полномочия прокурора и их реализация в состязательном уголовном процессе: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005. -С. 135.

    7. Бажанов М. И. Протест прокурора по уголовным делам. - М., 1966. - С. 128.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме