Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Католическая церковь. Римско-католическая церковь

Крупнейший католический храм России, изначально он строился как филиал другой церкви, ныне не действующей.

Изначально центром московских католиков был Милютинский переулок, где в конце XIX в. располагалось два храма: во имя св. Людовика (посещавшийся преимущественно французами, итальянцами и испанцами) и во имя свв. Петра и Павла (прихожанами были немцы, поляки, литовцы и другие выходцы из Центральной и Восточной Европы). Со временем второй храм стал слишком тесен, и польская часть паствы предложила построить третью церковь как филиал. Прошение было направлено генерал-губернатору Москвы в 1894 г. Власти дали разрешение, но поставили условия: новый храм должен быть построен не в центре Москвы, в отдалении от православных церквей, без башен и изваяний. В качестве подходящего места была выбрана Малая Грузинская улица. Дополнительным фактором, вероятно, послужило то, что неподалеку располагался Брестский вокзал (ныне - Белорусский), связывавший Москву с западными губерниями.

Строительство церкви заняло длительное время: начатые в 1901 г. работы были в целом завершены лишь в 1911 г., тогда же состоялось освящение храма, а внутренняя отделка продолжалась вплоть до революции. Условие об отсутствии изваяний и башен было соблюдено лишь частично: проект польского архитектора Ф.О. Богдановича-Дворжецкого (ранее построившего католический храм в Самаре) был выдержан в стиле неоготики и предусматривал создание небольших декоративных башенок-шпилей, а также светового фонаря в средокрестии, увенчанного шпилем с крестом. Вытянутые стрельчатые окна дополняются обширной розой над главным входом. Крестообразное в плане здание было создано просторным, его стены могли вместить до 5000 человек. Территорию храма в 1911 г. окружила ограда, созданная Л.Ф. Даукшем в том же неоготическом стиле.

После революции храм утратил филиальный статус, приход стал независимым. Однако в 1938 г. богослужения в нем полностью прекратились, интерьеры практически полностью уничтожены, освободившееся помещение отдано под общежитие. Во время немецких бомбардировок несколько снарядов упало на здание, нанеся серьезные повреждения. После войны церковь утратила все остававшиеся на тот момент башенки и другие декоративные детали фасадов, а ее внутреннее пространство поделено на 4 этажа - здесь в 1950-х гг. находился НИИ «Мосспецпромпроект». По иронии судьбы в советскую эпоху на соседней улице Климашкина расположилось посольство Польши.

В 1990 г. сформировался польский католический приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, начавший борьбу за возвращение здания верующим. Поначалу мессу служили на ступенях собора, внутрь удалось войти только в 1996 г. Перестроенное, утратившее храмовый облик и долго не ремонтировавшееся здание срочно требовало реставрации - в течение трех лет она было проведена. Сегодня церковь имеет именно тот облик, который задумывал Ф.О. Богданович-Дворжецкий в начале ХХ в.

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ (Римо-католическая церковь), церковная организация, представляющая одно из основных направлений христианства - римский католицизм. Нередко её называют католической церковью, что не совсем точно, так как наименование кафолическая (= католическая, то есть вселенская, соборная) использует для своего обозначения и православная церковь.

Вопрос о времени основания Римско-католической церкви сложен. Появление христианской церкви в Риме нередко относят к 50 н. э., однако в то время христианский мир был единым и его разделение на западную и восточную ветви ещё не произошло. Датой раскола чаще всего называется 1054, однако иногда считают, что фактически он произошёл ещё в VIII в., а может быть и раньше.

Римско-католическая церковь, как и православная церковь, признаёт Никео-Константинопольский символ веры, однако допускает в нём одну новацию, вставляя в 8-м члене о Святом Духе между словами «от Отца» и «исходящего» слова «и Сына» (лат. filioque). Таким образом, католицизм учит, что Святой Дух может исходить не только от Бога Отца, но и от Бога Сына. Эта вставка, ставшая одной из главных причин окончательного раскола между католицизмом и православием, впервые была сделана на поместном соборе испанской церкви в Толедо в 589, а затем постепенно принята и другими западными церквами, хотя ещё римский папа Лев III (795-816) решительно отказывался её признать. Помимо Никео-Константинопольского символа Римско-католическая церковь высоко ценит и Афанасьевский символ, а при крещении использует символ Апостольский.

Появились и другие догматические расхождения между католицизмом и православием, также связанные с введёнными Римом новациями. Так, в 1349 буллой Unigenitus была введена доктрина о сверхдолжных заслугах святых и возможности папы и духовенства свободно распоряжаться этой сокровищницей добрых дел для облегчения оправдания верующих. В 1439 Флорентийским собором был принят догмат о чистилище - промежуточном звене между адом и раем, где очищаются души грешников, не совершивших особенно тяжких (смертных) грехов. В 1854 папа провозгласил догмат о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии. В 1870 I Ватиканский собор принял догмат о неограниченной власти папы и о его непогрешимости, когда он выступает с амвона по вопросам веры и нравственности. В 1950 папа провозгласил догмат о телесном вознесении на небо Пресвятой Девы Марии.

Римско-католическая церковь признаёт, подобно православной церкви, все 7 христианских таинств, однако в совершение и толкование их введены некоторые новации. В отличие от древней практики крещения через троекратное погружение в воду, католики стали крестить путём окропления и обливания. Миропомазание (конфирмацию) у католиков может совершать только епископ, причём таинство это совершается не сразу вслед за крещением, а по достижении 7-12 лет. В таинстве причащения вместо употреблявшегося в древней церкви квасного хлеба используется пресный хлеб (облатки). Кроме того, до II Ватиканского собора причащаться под двумя видами (и хлебом и вином) могло только духовенство, миряне же причащались только хлебом (II Ватиканский собор допустил возможность причащения мирян вином). Заменены в Римско-католической церкви и сами формулы трёх перечисленных таинств. Таинство покаяния у католиков содержит наряду с сокрушением и исповедью и налагаемую священником епитимию. Елеосвящение толкуется католиками и православными по-разному. У первых оно рассматривается не как таинство, призванное дать телесное и духовное исцеление, а как таинство, совершаемое над умирающим и готовящее его к мирной кончине. Неодинаково понимается и таинство брака. У католиков таинством считается сама брачная связь, а не венчание.

Католики, как и подавляющее большинство других христиан, признают в качестве священных книги Ветхого и Нового Завета. Однако Ветхий Завет принимается ими в несколько ином объёме, чем православными и протестантами. Если протестанты совершенно отвергают книги Ветхого Завета, имеющиеся в Септуагинте (сделанном в III-II вв. до н. э. переводе библейских текстов с еврейского языка на греческий) или Вульгате (переведённых на латинский язык в конце IV - начале V вв. н. э. библейских текстах), но отсутствующие в современной еврейской, так называемой масоретской, Библии, а православные, хотя и включают их в Священное Писание, но считают неканоническими, то католики полностью их принимают, включая в канон.

Католики и православные, в отличие от протестантов, признают наряду со Священным Писанием и Священное Предание (постановления Вселенских и поместных соборов, учения отцов церкви), однако содержание его у них заметно различается. Если православные считают действительными постановления только первых 7 Вселенских соборов (последний из них был проведён в 787), то для католиков имеют авторитет постановления 21 Вселенского собора (последний - II Ватиканский - проходил в 1962 - 65).

Помимо признания Священного Предания и всех таинств у Римско-католической церкви имеется немало и других общих черт с православием. Католики, как и православные, считают, что спасение людей может быть достигнуто лишь при посредничестве духовенства. И Римско-католическая церковь, и православная церковь достаточно чётко отделяют священников от мирян. В частности, для них предусмотрены разные правила поведения (для духовенства более строгие). Впрочем, требования, предъявляемые католическим священникам, ещё более жёсткие, чем требования к православным священникам. Все католические священники должны соблюдать целибат (у православных же соблюдать его должно только монашествующее духовенство), в Римско-католическойЗцеркви запрещён выход из духовного звания и т. д. Католики, как и православные, почитают Богородицу, ангелов, святых. В обеих конфессиях широко распространён культ мощей и священных реликвий, практикуется монашество.

Требуя строгого единства по главным догматическим положениям, Римско-католическая церковь в определённых случаях разрешает своим последователям придерживаться разной обрядности. В этом отношении все её приверженцы делятся на католиков латинского обряда (98,4% общего числа сторонников католической церкви) и католиков восточных обрядов.

Во главе Римско-католической церкви стоит папа, рассматриваемый как преемник св. Петра и наместник Бога на земле. Папа обладает правом церковного законодательства, правом управления всеми церковными делами, высшей судебной властью и т. п. Помощниками папы по церковному управлению являются кардиналы, назначаемые им главным образом из высших иерархов Римско-католической церкви. Кардиналы образуют курию, которая рассматривает все дела церкви и обладает правом выбирать большинством в 2/3 голосов из своей среды после смерти папы нового папу. Делами управления церкви и духовными делами ведают римские конгрегации. Управление церковью отличается весьма высокой степенью централизации. В каждой стране, в которой имеется значительное число католиков, имеются по нескольку (иногда - по нескольку десятков) епархий, возглавляемых архиепископами и епископами.

Католицизм - самая крупная конфессия в мире. В 1996 насчитывалось 981 млн. католиков. Они составляли 50% всех христиан и 17% всего населения мира. Наиболее крупная группа католиков находится в Америке - 484 млн. (62% всего населения этой части света). В Европе живёт 269 млн. католиков (37% общего населения), в Африке - 125 млн. (17%), в Азии - 94 млн. (3%), в Австралии и Океании - 8 млн. (29%).

Католики образуют большинство во всех странах Латинской Америки (без Вест-Индии) за исключением Уругвая : Бразилии (105 млн. - 70%), Мексике (78 млн. - 87,5%), Колумбии (30 млн. - 93%), Аргентине (28 млн. - 85%), Перу (20 млн. - 89%), Венесуэле (17 млн. - 88%), Эквадоре (10 млн. - 93%), Чили (8 млн. - 58%), Гватемале (6,5 млн. - 71%), Боливии (6 млн. - 78%, хотя многие боливийцы фактически придерживаются синкретических христианско-языческих верований), Гондурасе (4 млн. - 86%), Парагвае (4 млн. - 92%), Сальвадоре (4 млн. - 75%), Никарагуа (3 млн. - 79%), Коста-Рике (3 млн. - 80%), Панаме (2 млн. - 72%), а также во Французской Гвиане . В Уругвае сторонники католицизма составляют не абсолютное, а лишь относительное большинство (1,5 млн. - 48% всего населения). В Вест-Индии католики преобладают в трёх наиболее крупных, насчитывающих более 1 млн. жителей странах: Доминиканской Республике (6,5 млн. - 91%), Гаити (5 млн. - 72%), Пуэрто-Рико (2,5 млн. - 67%). На Кубе они образуют относительное большинство населения (4 млн. - 41%). Кроме того, католики составляют абсолютное большинство населения в ряде небольших по численности населения стран Вест-Индии: на Мартинике , Гваделупе , Нидерландских Антильских островах , в Белизе , Сент-Люсии , Гренаде , Доминике , Арубе. В Северной Америке позиции католицизма также внушительны. В США католиков насчитывается около 65 млн. (25% населения), в Канаде - 12 млн. (45%). Во французской колонии - островах Сен-Пьер и Микелон почти всё население исповедует католицизм.

Католики численно преобладают во многих странах Южной, Западной и Восточной Европы: Италии (45 млн. - 78% всего населения), Франции (38 млн. - 68%), Польше (36 млн. - 94%), Испании (31 млн. - 78%), Португалии (10 млн. - 94%), Бельгии (9 млн. - 87%), Венгрии (6,5 млн. - 62%), Чехии (6 млн. - 62%), Австрии (6 млн. - 83%), Хорватии (3 млн. - 72%), Словакии (3 млн. - 64%), Ирландии (3 млн. - 92%), Литве (3 млн. - 80%), Словении (2 млн. - 81%), а также на Мальте , в Люксембурге и во всех европейских государствах-карликах: Андорре , Монако , Лихтенштейне , Сан-Марино и, естественно, в Ватикане . Большинство населения исповедует католицизм и в британской колонии Гибралтар. Сторонники Римско-католической церкви образуют самые крупные конфессиональные группы в Нидерландах (5 млн. - 36%) и Швейцарии (3 млн. - 47%). Свыше трети населения составляют католики в Германии (28 млн. - 36%). Крупные группы последователей католицизма имеются также на Украине (8 млн. - 15%), в Соединённом Королевстве

11.02.2016

11 февраля патриарх Московский и всея Руси Кирилл начинает свой первый пастырский визит в страны Латинской Америки, который продлится до 22 февраля и охватит Кубу, Бразилию и Парагвай. 12 февраля в международном аэропорту имени Хосе Марти кубинской столицы глава РПЦ встретится с папой римским Франциском, который сделает остановку на пути в Мексику.Готовившаяся 20 лет встреча предстоятелей Русской православной и Римско-Католической церквей пройдет впервые. Как отметил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, предстоящая историческая встреча вызвана необходимостью совместных действий в вопросах помощи христианским общинам стран Ближнего Востока."Хотя многие проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными, защита ближневосточных христиан от геноцида - тот вызов, который требует срочных совместных усилий", - сказал Легойда. По его словам, "исход христиан из стран Ближнего Востока и Северной Африки - катастрофа для всего мира".

Какие же проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными?

Чем вообще отличается Католическая Церковь от Православной»? На этот вопрос католики и православные отвечают несколько по-разному. Как именно?

Католики о православии и католицизме

Суть католического ответа на вопрос о различиях между католиками и православными сводится к следующему:

Католики – это христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей. Так, кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д. Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями. Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

Католичество - это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.

Католики об отличиях католической и православной церквей

1) Первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности. Православные утверждают, что Вселенская Церковь "воплощена" в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.

3) Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

4) Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает;

5) Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее - мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

6) Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

7) Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.

8) Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из нескольких. В России более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви. Поэтому часто за различия между РПЦ и Католической Церковью ошибочно принимают различия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Но если православная литургия сильно отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не является, так как они есть и в византийском обряде Католической Церкви;

10) Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископам утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

11) Православная Церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора, последним из которых был Второй Ватиканский Собор (1962-1965).

Следует заметить, что Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви - истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет.

Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики - это все мы, и католики, и православные. Присоединимся же к Его молитве: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,21). Неверующий мир нуждается в нашем общем свидетельстве о Христе. Так инклюзивно и примирительно мыслит, как нас уверяют российские католики, современная западная католическая церковь.

Православный взгляд на православие и католицизм, их общность и различия

Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году.
И Православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью» (Никео-Цареградский Символ веры).

Официальное отношение Римско-Католической церкви к Восточным (Ортодоксальным) церквям, не состоящим с ней в общении, включая поместные православные церкви, выражено в Декрете Второго Ватиканского собора «Unitatis redintegratio»:

"Немалое число общин отделилось от полного общения с Католической Церковью, иногда не без вины людей: и с той, и с другой стороны. Однако тех, кто рождается ныне в таких Общинах и исполняется веры во Христа, нельзя обвинять в грехе разделения, и Католическая Церковь приемлет их с братским уважением и любовью. Ибо те, кто верует во Христа и должным образом принял крещение, находятся в известном общении с Католической Церковью, пусть даже неполном... Тем не менее, оправдавшись верой в крещении, они сочетаются Христу и, следовательно, по праву носят имя христиан, а чада Католической Церкви с полным основанием признают их братьями в Господе".

Официальное отношение Русской православной церкви к Римско-католической церкви выражено в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»:

Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учётом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. В то же время, представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных основ и этоса РКЦ, нередко шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви.

Основные расхождения в догматике

Триадологические:

Православие не принимает католическую формулировку Никео-Константинопольского символа веры филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и «от Сына» (лат. filioque).

Православие исповедует два различных образа бытия Святой Троицы: бытие Трех Лиц в Сущности и Их проявление в энергии. Римо-католики, как и Варлаам Калабрийский (противник св. Григория Паламы), считают энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать.

Западная Церковь считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.

Святой Дух в римо-католицизме трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми, в то время как в Православии любовь есть общая энергия всех Трех Лиц Святой Троицы, иначе Святой Дух терял бы ипостасный облик при Его отождествлении с любовью.

В Православном Символе Веры, который мы читаем каждое утро, о Святом Духе говорится следующее: «И в духа Святого, Господа Животворящего, Иже от Отца Исходящего…». Эти слова, как впрочем, и все остальные слова Символа Веры находят себе точное подтверждение в Священном Писании. Так в Евангелии от Иоанна (15, 26) Господь Иисус Христос говорит, что Дух Святой исходит именно от Отца. Спаситель говорит: “Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит”. Мы верим в единого Бога в Троице Святой поклоняемого – Отца и Сына и Святого Духа. Бог один по существу, но троичен в лицах, которые еще называют Ипостасями. Все три Ипостаси равночестны, равнопокланяемы и равнославимы. Отличаются они только своими свойствами – Отец нерожден, Сын – рожден, Дух Святой исходит от Отца. Отец является единственным началом (ἀρχὴ) или единственным источником (πηγή) для Слова и Святого Духа.

Мариологические:

Православие отвергает догмат о непорочном зачатии Девы Марии.

В католицизме значение догмата имеет гипотеза о непосредственном творении душ Богом, что служит опорой для догмата о непорочном зачатии.

Православие отвергает также католический догмат о телесном вознесении Богородицы.

Прочие:

Православие признает Вселенскими семь Соборов , прошедших до великой схизмы, католицизм признает Вселенскими двадцать один Собор, в том числе проходившие после великой схизмы.

Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми христианами.

Православие не принимает учение о чистилище, а также учение о «сверхдолжных заслугах святых».

Существующее в православии учение о мытарствах отсутствует в католицизме.

Теория догматического развития, сформулированная кардиналом Ньюменом воспринята официальным учением Римско-Католической Церкви. В православном богословии проблема догматического развития никогда не играла той ключевой роли, которую она приобрела в католическом богословии с середины XIX в. Догматическое развитие начало обсуждаться в православной среде в связи с новыми догматами I Ватиканского собора. Некоторые православные авторы считают приемлемым «догматическое развитие» в смысле все более точного словесного определения догмата и все более точного выражения в слове познанной Истины. В то же время это развитие не означает, что прогрессирует или развивается «понимание» Откровения.

При некоторой нечеткости в определении окончательной позиции к этой проблеме, просматриваются два аспекта, характерных для православной интерпретации проблемы: тождественность церковного сознания (Церковь знает истину не меньше и не иным образом, чем знала ее в древние времена; догматы понимаются просто как осмысление того, что существовало в Церкви всегда, начиная с апостольского века) и обращение внимания к вопросу о природе догматического знания (опыт и вера Церкви шире и полнее ее догматического слова; о многом Церковь свидетельствует не в догматах, но в образах и символах; Предание во всей его полноте является гарантом свободы от исторической случайности; полнота Предания не зависит от развития догматического сознания; напротив, догматические определения являются только частичным и неполным выражением полноты Предания).

В православии существуют две точки зрения на католиков.

Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат. filioque).

Вторая - схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви - истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

Некоторые различия между византийским и латинским обрядом

Существуют обрядовые различия между наиболее распространённым в православии византийским литургическим обрядом и наиболее распространённым в Католической церкви латинским обрядом. Однако обрядовые различия, в отличие от догматических, не носят принципиального характера - существуют католические церкви, использующие византийскую литургию в богослужении (см. Грекокатолики) и православные общины латинского обряда (см. Западный обряд в православии). Различные обрядовые традиции влекут за собой различные канонические практики:

В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.

Отцы Церкви во многих своих трудах говорят именно о погружательном Крещении. Святитель Василий Великий: «Великое Таинство Крещения совершается тремя погружениями и равными им по числу призываниями Отца, Сына и Святаго Духа, чтобы и образ смерти Христовой отпечатывался в нас и просветились души крещаемых через предание им Боговедения»

Так крестил в Петербурге в 90-е годы о. Владимир Цветков - до позднего вечера, после Литургии и молебна, не присев, ничего не вкушая, пока не причастит последнего крещаемого, готового к Причастию, а сам сияет и говорит уже почти шепотом: «Шестерых покрестил», как будто «Шестерых я сегодня родил во Христе и сам заново родился». Сколько раз это можно было наблюдать: в пустом огромном храме Нерукотворного Спаса на Конюшенной, за ширмой, на закате дня, батюшка, никого не замечая, пребывая где-то, откуда его не достать, ходит вокруг купели и водит за собой вереницу таких же отрешенных, облаченных в «ризы правды» наших новых братьев и сестер, которых не узнать. А батюшка уже совсем нездешним голосом славит Господа так, что все оставляют свои послушания и сбегаются на этот голос, доносящийся из другого мира, которому теперь сопричастны новокрещенные, новорожденные, запечатленные «печатью дара Духа Святаго.(о. Кирилл Сахаров).

Миропомазание в латинском обряде совершается после достижения сознательного возраста и называется конфирмацией («утверждением»), в восточном обряде - сразу же после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследние (за исключением приёма немиропомазанных при переходе из других конфессий).

Окропительное крещение пришло к нам из католичества...

В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы, отсутствующие в византийском.

В православных и грекокатолических храмах алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом. В латинском обряде алтарём именуется сам престол, расположенный, как правило в открытом пресвитерии (но может сохраняться алтарная преграда, ставшая прообразом православных иконостасов). В католических храмах отступления от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных.

В латинском обряде долгое время вплоть до II Ватиканского собора было широко распространенно причастие мирян под одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью). После II Ватиканского собора вновь распространилось причастие мирян под двумя видами.

В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.

В западном обряде Литургия совершается на пресном хлебе (Гостия), в восточной традиции на квасном хлебе (Просфора).

Крестное знамение у православных и грекокатоликов совершается справа налево, и слева направо у католиков латинского обряда.

У западных и восточных священнослужителей различаются богослужебные облачения.

В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.

Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника. Рождественский пост (в западном обряде - Адвент) имеет разную продолжительность.

В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном - земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство. При этом в настоящее время и в грекокатолических, и в православных храмах в разных странах распространены не только традиционные стасидии вдоль стен, но и ряды скамеек «западного» типа параллельно солее.

Вместе с отличиями, между богослужениями византийского и латинского обряда существует соответствие, внешне скрытое за различными названиями, принятыми в Церквях:

В католичестве принято говорить о пресуществлении (лат. transsubstantiatio) хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христовы, в православии чаще говорится о преложении (греч. μεταβολή), хотя термин «пресуществление» (греч. μετουσίωσις) также употребляется, а с XVII века соборно кодифицирован.

В православии и католичестве расходятся взгляды на вопрос о расторжимости церковного брака: католики считают брак принципиально нерасторжимым (при этом заключённый брак может быть признан недействительным в результате открывшихся обстоятельств, служащих каноническим препятствием законному браку), согласно православной точки зрения, супружеская измена разрушает брак по факту, что даёт возможность невиновной стороне вступить в новый брак.

Восточные и западные христиане используют различные Пасхалии, поэтому даты Пасхи совпадают только в 30 % случаев (при этом некоторые восточнокатолические церкви используют «восточную» Пасхалию, а Финляндская Православная Церковь - «западную»).

В католичестве и православии существуют праздники, отсутствующие в другой конфессии: праздники Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др. в католичестве; праздники Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др. в православии. Следует иметь в виду, что, например, ряд праздников, считающихся значимыми в Русской Православной Церкви, отсутствуют в других поместных православных церквях (в частности, Покрова Пресвятой Богородицы), причём некоторые из них имеют католическое происхождение и переняты уже после раскола (Поклонение честным веригам Апостола Петра, Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца).

Православные не совершают коленопреклонения в воскресение, а католики совершают.

Католический пост менее строг, чем православный, при этом его нормы официально послаблялись с течением времени. Минимальный евхаристический пост в католицизме составляет один час (до II Ватиканского Собора обязательным был пост с полуночи), в православии - не менее 6 часов в дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.)и перед Литургией Преждеосвященных Даров («однако воздержание перед причащением <на Литургии Преждеосвященных Даров> с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость» - согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года), а перед утренними Литургиями - с полуночи.

В отличие от православия, в католичестве принят термин «благословение воды», тогда как в восточных Церквях - «освящение воды».

Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.

В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины), в католицизме - на 3-й, 7-й и 30-й день.

Материалы по этой теме

Римско-католический кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии – самая крупная католическая церковь России. Он возвышается в Москве, на Малой Грузинской улице и украшает ее своими островерхими неоготическими башнями. Здание было воздвигнуто в 1911 году силами польской общины в Москве.

В молитве и добрых делах

Римско-католический кафедральный собор с 1938 года не проводил богослужений. И только в 1999 году кардинал Анджело Содано, прибывший из Ватикана, освятил его и дал свое благословение. Сейчас в соборе проходят богослужения по римско-католическому обряду не только на русском и польском, но также и на английском, испанском, французском, вьетнамском, корейском языках и на латыни. Кроме того проводятся богослужения и святые мессы по армянскому обряду.

Много внимания направлено на благотворительные мероприятия, в том числе проводятся музыкальные концерты для сбора средств. На территории кафедрального собора есть библиотека, редакция церковного журнала, церковная лавка и офисы благотворительных организаций. В храме организовывают молодежные встречи для привлечения в римско-католическую церковь подрастающего поколения. В соборе желающих обучают григорианскому хоралу и импровизационной игре на органе.

Органная музыка

Не только верующие-католики посещают римско-католический кафедральный собор. Многих людей привлекает классическая органная музыка. Орган в этом соборе самый большой в России, он включает в себя 5563 трубы. Только представьте себе это количество. Это огромный музыкальный организм, оживающий от соприкосновения с человеком.

На концертах играют Генделя, Моцарта, других великих композиторов и, конечно, Баха, неповторимого мастера органной музыки. Кроме потрясающих ощущений возникает удивление мастерством композитора. Какой же компьютер в его голове должен быть, чтобы гармонизировать почти шесть тысяч разных голосов в одну потрясающую мелодию, так понятно говорящую со слушателями? Звук наполняет собой весь собор, уносится ввысь, наполняет человека. Упругая волна звука становится осязаемой, ее можно почувствовать кожей. Непередаваемое, потрясающее ощущение.

На глаза многих слушателей наворачиваются слезы. Другие – слушают, прикрыв глаза, третьи – затаили дыхание, боясь пошевельнуться. После последнего аккорда некоторое время стоит полная тишина. Люди не верят, что музыка затихла и уже не возобновится. Ведь концерт длится более часа, а по восприятию слушателя кажется, что прошло всего несколько минут…

Об органных концертах можно говорить только в превосходной степени, они вызывают небывалые по силе ощущения. На этом примере хорошо видно, что взаимопроникновение культур и религий может обогатить мировосприятие всех без исключения народов, сделать их духовную жизнь немного богаче.

Ри́мско-католи́ческая Це́рковь (лат. Ecclesia Catholica) — принятый с начала XVII века неофициальный термин для обозначения той части Западной Церкви, которая осталась в общении с Римским епископом после Реформации XVI века. В русском языке термин обычно используется как синоним понятия «Католическая церковь», хотя во многих странах соответствующие термины на иных языках различаются. Во внутренних документах РКЦ использует для самообозначения либо термин «Церковь» (с определённым артиклем в языках, имеющих его), либо «Католическая церковь» (Ecclesia Catholica). РКЦ полагает лишь себя Церковью в подлинном смысле слова. Сама РКЦ использует данное самообозначение в своих совместных документах с иными христианскими институтами, многие из которых рассматривают себя также как часть «католической» церкви.

Восточные католические церкви используют термин в более узком смысле, подразумевая институт католической Церкви латинского обряда (включая, наряду с Римским, амвросианский, брагский, лионский и мосарабский).

С 1929 года центр — государство-город во главе с Папой Римским. Состоит из Латинской Церкви (Латинского обряда) и 22 восточно-католических автономных Церквей (лат. Ecclesia ritualis sui iuris или Ecclesia sui iuris), признающих верховную власть Римского епископа.

Крупнейшая ветвь христианства, отличающаяся организационной централизованностью и наибольшим числом приверженцев (около четверти населения мира в 2004 г.).

Определяет себя четырьмя существенным свойствами (notae ecclesiae): единством, кафоличностью, определённую святым Павлом (Еф 4.4-5), святостью и апостоличностью.

Главные положения вероучения изложены в Апостольском, Никейскoм и Афанасьевском символах веры, а также в декретах и канонах Ферраро-Флорентийского, Тридентского и I Ватиканского соборов. Популярная обобщённая доктрина изложена в «Катехизисe».

История

Современная Римско-католическая Церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого Раскола 1054 года как свою историю.

Согласно доктрине католической Церкви, Католическая (Вселенская Церковь) была «прообразно возвещена уже от начала мира, дивно предуготовленная в истории народа Изральского и Ветхом Завет, наконец, в эти времена последние основана, явилась через излияние Духа Святого и будет завершена во славе в конце времён». Так же, как Ева была сотворена из ребра уснувшего Адама, Церковь родилась из пронзённого сердца Христа, умершего на Кресте.

Вероучение Церкви, по убеждению её приверженцев, восходит к апостольским временам (I век). Вероучение формировалось определениями Вселенских и поместных соборов. В III—VI веках Церковь противостояла распространению ересей (гностицизм, несторианство, арианство, монофизитство и др.).

В VI веке был создан старейший Запада — бенедиктинцы, деятельность которого связана с именем св. Бенедикта Нурсийского. Устав бенедиктинского ордена послужил основой для уставов более поздних монашеских орденов и конгрегаций, например, камальдулов или цистерцианцев.

В середине VIII века было создано Папское государство (одним из оснований был подложный документ — Константинов дар). Перед лицом угрозы нападения лангобардов Папа Стефан II, не надеясь на помощь Византии, обратился за помощью к франкскому королю, который в 756 году передал захваченный им Равеннский экзархат Папе. Последовавшие позже нападения норманнов, сарацинов и венгров породили хаос в Западной Европе, мешавший упрочению светской власти папства: короли и сеньоры провели секуляризацию церковного имущества и стали претендовать на собственное назначение епископов. Короновав императором Священной Римской империи Оттона I в 962 году, Папа Иоанн XII стремился обрести надёжного покровителя; однако, его расчёты не оправдались.

Первым французским папой стал учёный монах Герберт из Орийака, принявший имя Сильвестра II. Народное восстание 1001 года заставило его бежать из Рима в Равенну.

В XI веке папство вело борьбу за обладанием правом инвеституры; успех борьбы был во многом обусловлен тем, что она велась под популярным среди церковных низов (См. Патария) лозунгом искоренения симонии. Реформы были начаты в 1049 году Львом IX и продолжены были его преемниками, среди которых выделился Григорий VII, при котором светское могущество папства достигло зенита. В 1059 году Николай II, воспользовавшись малолетством Генриха IV, учредил Священную Коллегию кардиналов, которой отныне принадлежит право избрания нового Папы. В 1074—1075 император был лишён права епископской инвеституры, что в условиях, когда многие епископства были крупными феодальными владениями, подрывало целостность Империи и власть императора. Противоборство папства и Генриха IV вступило в решающую фазу в январе 1076 года, когда организованное императором в Вормсе собрание епископов объявило Григория VII низложенным. 22 февраля 1076 года Григорий VII отлучил Генриха IV от Церкви, что принудило его к акту, известному как хождение в Каноссу.

В 1054 году произошёл раскол с восточной Церковью. В 1123 году состоялся первый после раскола собор без участия восточных патриархатов — Первый Латеранский собор (IX Вселенский) и с тех пор соборы стали проводиться регулярно. После нападения турок-сельджуков за помощью в Рим обратился византийский император и Церковь была вынуждена силой расширить своё влияние, создав форпост в виде Иерусалимского королевства с центром в священном городе. Во время первых крестовых походов стали возникать духовно-рыцарские ордена, призванные помогать паломникам и защищать святые места.

В начале XIII века папа Иннокентием III выступил организатором 4-го крестового похода. Инспирируемые венецианцами крестоносцы захватили и разграбили в 1202 году западнохристианский город Зара (совр. Задар), а в 1204 году — Константинополь, где папством была учреждена Латинская империя (1204—1261). Насильственное насаждение латинства на Востоке сделало раскол 1054 года окончательным и необратимым.

В XIII веке в Римско-католической церкви было основано большое количество новых монашеских орденов, получивших название нищенствующих — францисканцы, доминиканцы, августинцы и др. Доминиканский орден сыграл большую роль в борьбе Католической церкви с катарами и альбигойцами.

Серьёзный конфликт возник между Бонифацием VIII и Филиппом IV Красивым из-за стремления расширить налогооблагаемую базу за счёт духовенства. Бонифаций VIII издал ряд булл (первая в феврале 1296 года —Clericis laicos) в противодействие таким узаконениям короля, в частности одну из из знаменитейших булл в истории папства — Unam Sanctam (18 ноября 1302 года), утверждавшую, что вся полнота как духовной, так и светской власти на земле пребывает в юрисдикции Пап. В ответ Гийом де Ногарэ объявил Бонифация «преступным еретиком» и взял его в плен в сентябре 1303 года. С Климента V начался период, известный как авиньонское пленение пап, продолжавшийся до 1377.

В 1311—1312 проходил Вьеннский собор, на котором присутствовали Филипп IV и светские сеньоры. Главной задачей Собора было завладение имуществом ордена Тамплиеров, который был ликвидирован буллой Климента V Vox in excelso; последовавшая булла Ad providam передавала активы тамлиеров Мальтийскому ордену.

По смерти Григория XI в 1378 году последовал так называемый Великий западный раскол, когда сразу три претендента объявили себя истинными Папами. Созванный императором Священной Римской империи Сигизмундом I в 1414 Собор в Констанце (XVI Вселенский Собор) разрешил кризис, избрав Мартина V как преемника Григория XII . Собор также в июле 1415 года приговорил к сожжению заживо чешского проповедника Яна Гуса, а 30 мая 1416 года — Иеронима Пражского по обвинению в ереси.

В 1438 состоялся созванный Евгением IV Собор в Ферраре и в Флоренции, итогом которого была так называемая Флорентийская уния, объявлявшая о воссоединении Западной и Восточной Церквей, — вскоре отвергнутая на Востоке.

В 1517 году проповедью Лютера началось мощное антиклерикальное движение, известное под именем Реформации. В ходе последовавшей Контрреформации в 1540 году был учреждён орден иезуитов; 13 декабря 1545 года был созван Тридентский собор (XIX Вселенский), продлившийся с перерывами 18 лет. Собор уточнил и изложил основы вероучения о спасении, таинствах и библейском каноне; была стандартизирована латинская .

После экспедиций Колумба, Магеллана и Васко да Гамы Григорий XV в 1622 году основал в Римской Курии Конгрегацию для пропаганды веры.

В ходе Великой французской революции Католическая церковь в стране подверглась репрессиям. В 1790 была принята «Гражданская конституция духовенства», закрепившая за государством абсолютный контроль над Церковью. Некоторые священники и епископы дали клятву верности, другие отказались. В Париже в сентябре 1792 года было казнено более 300 представителей духовенства и многим священникам пришлось эмигрировать. Годом позже началась кровавая секуляризация, были закрыты и разорены практически все монастыри. В Соборе Парижской Богоматери стал насаждаться культ богини Разума, в конце государственной религией Максимилиан Робеспьер провозгласил культ некоего Верховного Существа. В 1795 году свобода вероисповедования во Франции была восстановлена, но тремя годами позже Рим заняли французские революционные войска генерала Бертье и с 1801 года епископов стало назначать правительство Наполеона.

Социальная доктрина

Социальная доктрина Католической Церкви наиболее развита по сравнению с другими христианскими конфессиями и течениями, что обусловлено наличием обширного опыта выполнения светских функций в Средневековье, а позднее и взаимодействиями с обществом и государством в условиях демократии. В XVI в. немецкий теолог Руперт Мельдений выдвинул знаменитую максиму: «in necessariis unitas, in dubiis libertas, in omnibus caritas» — «в необходимом — единство, в сомнениях — свобода, во всём — добродушие». Известный теолог, Йозеф Хеффнер определил социальное учение Католической Церкви как «совокупность социально-философских (взятых, в сущности, из социальной природы человека) и социально-теологических (взятых из христианского учения о Спасении) знаний о сущности и устройстве человеческого общества и о вытекающих отсюда и применимых к конкретным общественным отношениям нормам и задачам строя».

Социальное учение Католической Церкви опиралось сначала на августинизм, а позже — на томизм и основывается на ряде принципов, среди которых выделяются персонализм и солидаризм. Католическая церковь предложила свою трактовку теории естественного права, сочетающую религиозные и гуманистические идеи. Первичный источник достоинства и прав личности — Бог, однако, сотворив человека как существо телесное и духовное, личностное и социальное, Он наделил его неотъемлемыми достоинством и правами. Это стало результатом того, что все люди стали равны, уникальны и причастны Богу, но имеют свободную волю и свободу выбора. грехопадение повлияло на природу человека, но не лишило его естественных прав, а поскольку его природа до окончательного Спасения человечества неизменна, то даже Бог не властен отнять или ограничить свободу человека. По мнению Иоанна Павла II, «человеческая личность есть и должна оставаться принципом, субъектом и целью всех социальных обществ». Опыт СССР наглядно продемонстрировал, что настойчивое вмешательство государства может угрожать личной свободе и инициативе, поэтому католические теологи подчеркнули дуализм государства и общества. В решениях Второго Ватиканского Собора и энцикликах Иоанна Павла II отстаивалась необходимость разделения властей и правового характера государства, при котором первичны законы, а не воля уполномоченных должностных лиц. В то же время, признавая различие и самостоятельность природы и цели Церкви и государства, католические теологи подчёркивают необходимость их сотрудничества, поскольку общей целью государства и общества является «служение одним и тем же». Одновременно Католическая Церковь противостоит тенденциям закрытости государств, то есть противопоставляет «национальные традиции» общечеловеческим ценностям.

Организация и управление

В иерархическом плане клир, чётко отделяемый от мирян, различается по трём степеням священства:

* епископ;
* священник.
* диакон.

Иерархия клира подразумевает наличие многочисленных церковных степеней и должностей (см. Церковные степени и должности в Римско-католической церкви), как пример:

* кардинал;
* архиепископ;
* примас;
* митрополит;
* прелат;
* ;

Существуют также должности ординария, викария и коадъютора — последние две должности включают функцию заместителя или помощника, например епископа. Члены монашеских орденов иногда называются регулярным (от лат. «regula» — правило) клиром, но большинство, назначаемое епископом, является диоцезиальным или секулярным. Территориальными единицами могут являться:

* диоцез (епархия);
* архидиоцез (архиепархия);
* апостольская администратура;
* апостольская префектура;
* апостольский экзархат;
* апостольский викариат;
* территориальная прелатура;
* территориальное ;

Каждая территориальная единица состоит из приходов, которые иногда могут быть сгруппированы в деканаты. Объединение епархий и архиепархий называется митрополией, центр которой всегдасовпадает с центром архиепархии.

Существуют также военные ординариаты, обслуживающие воинские части. Партикулярные Церкви в мире, а также различные миссии, носят статус «sui iuris». В 2004 г. такой статус имели миссии в Киргизстане, Таджикистане, Азербайджане, Узбекистане, Туркменистане, Афганистане, на Каймановых островах и на островах Тёркс и Кайкос, святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья, а также в Токелау и Фунафути в Тувалу. В отличие от автокефальных православных церквей, все зарубежные католические церкви, в том числе sui iuris, находятся в ведомстве Ватикана.

Коллегиальность в управлении Церковью (extra Ecclesiam nulla salus) коренится ещё в апостольских временах. Административную власть Папа проводит в соответствии с «Кодексом канонического права» и может советоваться со Всемирным синодом епископов. Диоцезиальные клерики (архиепископы, епископы и др.) действуют в рамках ординарной юрисдикции, то есть связанной по закону с должностью. Этим правом обладает также ряд прелатов и аббатов, а священники — в пределах своего прихода и по отношению к своим прихожанам.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме