Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Керамика в убранстве русских православных храмов. Технология изготовления

Керамика играла немалую роль в русском зодчестве, в том числе - и церковном. Изразцы украшали фасады и интерьеры храмов, а фарфоровые иконостасы, каждый из которых неповторим в своей красоте и оригинальности, были достопримечательностями соборов и обителей. В годы гонения на все церковное большая часть этих произведений искусства была утеряна. Сегодня традиция применения керамики в церковной архитектуре переживает свое возрождение.

История русского керамического иконостаса зарождается в стенах Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря. Строительство собора было начато в 1658 г. по приказу и при непосредственном участии патриарха Никона. Начиная с 1660-х годов, в Воскресенском соборе было устроено и освящено девять приделов с керамическими иконостасами. Сохранившиеся семь трехъярусных и двухъярусных керамических иконостасов поражают величием форм, блеском цветных искрящихся глазурей, лепкой крупных фигурных деталей.После уникальных керамических иконостасов XVII века история русского изразцового искусства долгое время не знала подобных примеров. Не случайно в середине XIX века исследователь изразцов Нового Иерусалима архимандрит Леонид (Кавелин), высоко оценивая керамические иконостасы собора, сожалел о том, что в его время «не нашлось охотников возобновить приложение ценинного дела к внутреннему украшению церквей».Однако «охотники» нашлись и вскоре были предприняты попытки изготовления фарфоровых иконостасов на заводе А. М. Миклашевского.Но это были скорее отдельные эпизоды, ведь для выпуска сложнейшего, больших размеров иконостаса требовалось мощное производство с высоким уровнем оснащения. Кроме того, эти дорогостоящие изделия нужно было удачно реализовать, а это могло сделать предприятие, уже завоевавшее рынок. Этим условиям в России в то время отвечало «Товарищество М. С. Кузнецова».В иные годы на заводах М.С. Кузнецова производилось до двух третей всей фарфоровой продукции России. Не случайно его называли «фарфоровым императором». Хотя масштаб производства архитектурной керамики не мог сравниться с количеством фарфоровой и фаянсовой посуды, ее ассортимент был весьма разнообразен. Каталоги изделий Товарищества предлагал и покупателям печи и камины, киоты и иконостасы.Представленный на Всемирной выставке 1900 года в Париже иконостас Кузнецова был отмечен премией. Конструктивные, технологические и художественные качества этих изделий проверены и временем. До наших дней дошли три иконостаса и напольный киот церкви Архангела Михаила в поселке Мордово Тамбовской области; три иконостаса церкви Воскресения Христова в селе Зимовеньки Белгородской области; три – в Свято-Троицкой церкви в селе Красногвардейское Ставропольского края; два – в Никольской церкви в селе Голенково Тверской области; один – в соборе Бориса и Глеба в Рязани; еще один – в церкви Святого Владимира в чешском городе Марианские Лазни. Три фаянсовых иконостаса находятся неподалеку от Москвы – в церкви Преображения Господня в городе Железнодорожном (бывшее село Саввино).Нынешнее возрождение церковной жизни вновь обратило ее устроителей к старой традиции – созданию керамических иконостасов. В 1996–1998 годах на Урале воссозданы три фаянсовых иконостаса в Крестовоздвиженском соборе Верхотурского Свято-Николаевского монастыря. Работа подразумевала и изучение русской традиции в этой области, в первую очередь иконостасов М. С. Кузнецова.Достоинства фаянсовых и фарфоровых иконостасов неоспоримы: их нетрудно содержать, на них долго держится позолота, а если какая-то деталь разобьется, то ее легко можно заменить. В современном производстве отлажен технический процесс во всех звеньях изготовления: проектировании, компьютерном моделировании, изготовлении моделей и керамических изделий, монтаже. Такое воплощение получила традиция производства керамических иконостасов, ведущая свое начало из семнадцатого столетия, продолженная в девятнадцатом и возрожденная в наше время.

Подготовлено зав. сектором керамики МГОМЗ Барановой С.И. совместно с ООО «Паллада»

Иконы святых и великомучеников позволяют верующему абстрагироваться от окружающей реальности и полностью погрузиться в свои молитвы. Не менее важен и молитвенный уголок в доме, где можно уединиться и обратиться к почитаемым святым со всей душой.

В ряду икон, написанных художниками, отдельное место занимают иконы из керамики. Их древнерусские корни уходят в 16-й век. Найденные в Пскове старицкие рельефные глазурованные керамические иконы украшали Борисоглебский собор в Старице.

Купить иконы можно в любом соборе или церкви. Но изготовленная из керамики на заказ икона с изображением почитаемых вами святых, имеет особое значение.

Керамические иконы можно смело размещать не только внутри собственного дома, но и снаружи на фасаде здания. Икона с ликом святого будет оберегать покой вашего дома и всей семьи, станет украшением внутреннего убранства и принесет особую атмосферу единения с Богом.

Иконы с ликами святых для православных христиан на протяжении веков символизируют надежду, чистоту веры и силу духа. Как и другие почитаемые в христианстве предметы, икона требует к себе и уважительного отношения, и соответствующего хранение. Для этих целей издавна используются киоты.

Предназначение киота - не только красивое обрамление иконы, придание ей особого значения. Киоты имеют древнюю историю и использовались для защиты икон, свитков и рукописей от загрязнений и - главное - от разрушающей влаги. Сейчас большинство икон, особенно старинных, расположенных в храмах, обрамлено в киоты. Эти изделия, в зависимости от места их расположения и размеров иконы, могут быть как настенными, так и напольными.

Одного взгляда на киот достаточно, чтобы понять, насколько почтительно вы относитесь к вере и к ликам святых, помещенных в киоты. Кроме того, сам по себе как произведение искусства, фарфоровый киот вызывает уважение к рукам мастера, сотворившим его.

Иконостас - главный атрибут внутреннего убранства христианских храмов. Именно он, торжественный и видимый из любой точки храма, создает важную для всех прихожан атмосферу духовного единства с Богом. Главное назначение иконостаса - разделение алтаря и остальной части храма. Принятый сегодня вид иконостаса сложился к 15-му веку, а истоками своими он уходит к ранневизантийским иконостасам. Русский иконостас состоит из пяти рядов икон, каждая из которых занимает определенное место и соответствует своему «чину».

Духовность, нравственные ценности и почитание традиций христианства - это те принципы, на которые основываются мастера компании при создании этих эксклюзивных изделий.

Источающий положительную энергию иконостас - залог того, что прихожане в храме получат возможность полностью абстрагироваться от мирских забот и смогут со всей силой своего сердца обратиться к Богу в молитвах.

Православный храм - то место, куда стремятся христиане, чтобы обрести душевный покой. И каждый атрибут как внутреннего, так и внешнего убранства церкви или собора имеет особое значение. Это относится и к куполам. Именно благодаря им - величественным и сияющим - любой путник издалека видел главное место в городе или маленьком населенном пункте. Место покоя и умиротворения.

Именно поэтому купола храма - главная его гордость. На протяжении последних десятилетий не только строятся новые церкви, но и реставрируются старинные, обретая новые купола.

Немаловажное значение имеет и само отношение ремесленников, ведь именно руки мастера, который вкладывает свою душу в работу, заряжают положительной энергетикой и духовностью каждый купол будущего храма - места, где ежедневно находят душевный покой сотни прихожан.

Районный центр, поселок Мордово мало чем отличается от сотен таких же райцентров, разбросанных по Центральной России. Замусоренные окраины, сменяют пыльные улицы с многочисленными торговыми и питейно-закусочными заведениями с экзотическими названиями и претензиями на евроотделку. А в самом центре - ухоженное каре административных зданий и культурно-просветительских учреждений, традиционно увенчанное фигурой Ленина. Но есть в Мордово достопримечательность мирового значения - церковь Архангела Михаила, расположенная на живописном берегу реки Битюг.

Построена она в 1909 году на средства прихожан под надзором известных тамбовских архитекторов А. Миролюбовым и Ф. Свирчевским. Автора же проекта историкам установить не удалось. Внутренним убранством церкви, росписью занимался известный московский иконописец Михаил Дикарев. И он же предположительно стал и создателем эскизов редчайшего в России фарфорового иконостаса, установленного в храме одного из самых отдаленных сел Тамбовской губернии.

Знаток истории тамбовских храмов Валентина Кученкова полагает, что иконостас предназначался для подмосковного собора Ново-Иерусалимского монастыря, но затем по неизвестным причинам попал в храм в Мордово. По одной версии иконостас изготовлен по оригинальным эскизам на харьковском заводе Беренгейма, по другой – на фарфоровой фабрике М. Кузнецова, которая ныне именуется Дулевским фарфоровым заводом.

– Пока, к сожалению, не найдено документальных свидетельств об авторах иконостаса, – говорит Валентина Андреевна, – поэтому каждая из версий имеет право на существование…

Даже в лихие безбожные 20-е годы в храме проходили службы, и лишь в 1939 году решением Тамбовского облисполкома храм был закрыт. Судьбой ему было предназначено стать зернохранилищем. Однако иконостас, засыпанный зерном, мало пострадал.

В начале 1945 года благодаря хлопотам верующих и стараниями архиепископа Тамбовского и Мичуринского Луки (известного хирурга Войно-Ясенецкого) храм был открыт.

В 1993 году в дни пастырского визита в Тамбовскую епархию церковь Архангела Михаила посетил и отслужил в ней Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. А в 1999 году, когда в Мордово праздновали 90-летие основания храма, Святейший обратился к прихожанам с посланием, в котором, в частности, говорится: «Храм действительно производит сильное впечатление. Находясь в глубинке России в отдаленном уголке Тамбовской земли, он поражает своей монументальностью и величием, прекрасной архитектурой и благолепием. Видя такую красоту, не перестаешь удивляться творениями ума, рук и сердец нашего православного народа. И сознаешь, что только глубокая вера и любовь к Богу помогали ему созидать такие святыни, которые остаются в веках. Этот сельский храм с установленным в нем фарфоровым иконостасом мог бы стать кафедральным собором и украшением любого города».

Традиция устанавливать в православных церквях керамические иконостасы восходит к середине ХVII века. Первыми в России стали иконостасы Воскресенского собора Ново- Иерусалимского монастыря в Московской области.

Их «массовое» производство началось в России во второй половине XIX века. Первые иконостасы из фаянса были изготовлены на Кузнецовском заводе в 1895 году. Тогда в России было создано более ста иконостасов такого рода. Существовало три основных варианта цветового решения иконостасов и киотов: одноцветные; одноцветные с золотом; многоцветные с золотом. Наиболее популярными были белый, бирюзовый, розовый цвета и их сочетания.

В богоборческие годы искусство изготовления было практически полностью утрачено, технологии забылись, казалось, безвозвратно. Возрождение производства началось на Урале в 1997 году. На сегодняшний день в России насчитывается всего около двух десятков таких иконостасов.

Одним из уникальных фарфоровых иконостасов, сохранившихся до наших дней, является иконостас церкви Св. Владимира в чешском городке Марианске-Лазне.

Он был изготовлен в керамической мастерской села Кузнецово, неподалеку от Твери. Роспись по позолоченной цинковой доске была исполнена иконописцем Пашковым из Москвы, а сам иконостас был создан совместными усилиями художника Краснощекова, скульптора Анненского и точильщика Иванова. Каждый цвет иконостаса имел свою температуру обжига, поэтому некоторые его части помещались в печь для обжига по нескольку раз. При изготовлении иконостаса использовано много золота и не менее дорогой кобальтовой краски.

В 1898 году был выставлен на Всемирной выставке в Париже, где удостоился награды Гран-Приде-Франс. В 1900 году его приобрел полковник (позднее – генерал) П.П. Рыковский для тогда еще не построенной церкви Св. Владимира в Марианске-Лазне.

Кирилл Лаптев




На вопрос В каких городах сохранились фарфоровые иконостасы российских мастеров? заданный автором A-stra лучший ответ это Мордовская церковь во имя Архангела Михаила была открыта в 1909 году. Проект мордовского храма утвердили губернские архитекторы А. Ф. Миролюбов и Ф. А. Свирчевский.
Где, конкретно, изготовили иконостас, документальных сведений нет.
ссылка
ссылка
Церковь была воздвигнута на красивом месте в историческом центре города. До застройки прилегающих кварталов была видна издалека ее русская архитектура, но особенно поражали ее внутренние красота и убранство. Храм был построен в стиле московских церквей XVII века в два этажа (внизу - приходская школа). Ее расписывали художники В. Беляев. В. Павлов, Г. Нестеров, А. Рябушкин; венецианская мозаика была подарена академиком И. Фроловым. Фирма Кузнецова изготовила уникальный фарфоровый иконостас.
Всего в России на знаменитых Кузнецовских фарфоровых заводах в 19-м веке было изготовлено около двадцати таких иконостасов. Два из них остались в России, еще один – В Аргентине. Свято-Тихоновский храм пережил две мировых войны. В советское время служил зернохранилищем, и фарфоровый иконостас был одной из его стен. Фарфор иконостаса сохранил и розовую глазурь, и автографы неизвестных мастеров. Он состоит из нескольких сотен фарфоровых деталей, большая часть которых уцелела.
ссылка
Источник:

Ответ от Serj Shishkov [новичек]
www.мастерскаяшишкина. рус


Ответ от Людмила Мамзурина [новичек]
Фарфоровый иконостас в храме Святителя Николая в селе Полтево Балашихинского района. Храм относится к Балашихинскому благочинию.


Ответ от ЀЭЙДА*** [гуру]
Лидером производства в России керамических иконостасов являлось Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова, учрежденное в 1889 году. Мощное объединение включало 18 предприятий, правление располагалось в Москве. Матвей Кузнецов, внук основателя династии Терентия Кузнецова, открывшего в 1832 году первый завод в Гжели, являлся монополистом на рынке фарфорово­фаянсовых изделий России. Товарищество выпускало две трети объема производства отрасли, имело пятнадцать постоянных торговых центров в Москве, Петербурге, Одессе, Харькове, Варшаве, принимало участие в ярмарках в России и за границей. С 1872 года на изделиях заводов Кузнецовых ставился государственный герб Российской империи, что являлось в тот период неким знаком качества. «Поставщик двора его императорского величества» Кузнецов расширил производство, приобрел ряд прославленных заводов (А. Я. Ауэрбаха, Е. Н. Гарднера). Значительно вырос и ассортимент изделий. Сохранились и нуждаются в реставрации:





Ответ от Ася Бякина [гуру]
В Москве.. . Ново-Девичий монастырь.


Ответ от Алла [гуру]
Летопись потерь и возрождения
Не сохранились фарфоровые иконостасы:
1. В храме Серафима Саровского и Анны Кашиной на кладбище Донского монастыря в Москве. Храм­усыпальница на 40 склепов строился в 1904–1914 годах. Впоследствии в нем располагался крематорий, расписной фарфоровый иконостас с киотами были уничтожены.
2. В Знаменской церкви в Царском Селе.
3. В Древлеправославной церкви в честь Святого великомученика Георгия (село Ново­Харитоново, Брянская область) , построенной в 1912 году на средства владельца фарфоровых заводов И. Е. Кузнецова.
4. В Спасо-Бочаринской церкви (Тамбовская область). Иконостас изготовлен на фабрике Корнилова в Санкт-Петербурге.
5. В Вознесенской церкви города Козлова.
Сохранились и нуждаются в реставрации:
1. Иконостас в храме во имя Святого Равноапостольного князя Владимира в чешском курортном городе Марианске-Лазне (Мариенбаден). Был изготовлен на заводе Кузнецовых под Тверью. Украшен кобальтом и золотом, разделен на две части и представляет собой образец возрожденной перегородчатой эмали, каждому оттенку соответствует различное количество обжигов. Автор проекта иконостаса - скульптор Анненский; в 1900 году на Всемирной выставке в Париже он получил Гран­при. Приобретен для храма за 20 тысяч рублей на средства церковного старосты полковника П. П. Рыжковского.
2. Иконостас Свято-Троицкой церкви села Красногвардейское (бывшее Медвежье) , на Ставрополье. Изготовлен на рубеже XIX–XX веков за два года мастерами из Екатеринбурга (завод Кузнецовых) .
Крепились фарфоровые фрагменты на железный каркас, возведенный при помощи заклепок и болтов. На деталях иконостаса - отдельные цифры и буквы, предназначенные для обозначения места в сложной конструкции. На керамике ставилась буква «М» , которая обозначала место установки - село Медвежье. Сохранились розовая глазурь, автографы мастеров (например, Некрасова). Уцелело около половины деталей иконостаса, потому что долгое время в храме было хранилище зерна, которое до самого верха укрывало иконостас. Некоторые детали ныне прикреплены на ненадлежащее место проволокой. Часть мелких позолоченных деталей утрачена.
3. В церкви Спаса Преображения (ныне подворье Дмитровского мужского монастыря Бориса и Глеба) в г. Железнодорожном Московской области. Изготовлен на одном из заводов Кузнецовых в 1904 году.

Фрагмент иконостаса. Конец XIX – начало XX. Фабрика И. Д. Перевалова, с. Хайта. Фарфор, роспись надглазурная. Диаметр 32,5. Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачева



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме