Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Когда зажигается благодатный огонь в году. Благодатный огонь в иерусалиме

Благодатный огонь сходит раз в год в Иерусалиме на православную Пасху. Схождение происходит в Великую субботу (15 апреля в 2017 году) в Кувуклии, в часовне внутри храма Гроба Господня. Уже на протяжении двух тысяч лет христиане, встречающие свой главный праздник - Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господня в Иерусалиме, становятся свидетелями чуда схождения Благодатного Огня.

Разговоры о необъяснимых вещах во дворе этого Храма, куда ведут все дороги, – привычные дело. Именно на его территории сосредоточены главные христианские святыни – место казни, погребения и воскрешения Спасителя.

По преданию, ежегодное таинственное возгорание огня на Святой Земле является знаком милости Божией, которая оповещает о заботе Господа и дает верующим надежду на то, что Бог еще на год продлевает бытие мира. В разные годы ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.

Молитва десятков тысяч христиан о схождении Благодатного огня пройдет в предпасхальную Великую субботу в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Благодатный огонь считается символом благословения Божия роду человеческому. Он разносится паломниками по всему православному миру. В Россию огонь доставит делегация Фонда Андрея Первозванного, в составе которой в 2017 году официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

Схождение Благодатного огня в 2017 году дата время где смотреть

Схождение Благодатного огня в Иерусалиме будет транслироваться на телевидении. На российском ТВ в прямом эфире покажет это великое чудо телеканал НТВ. В соответствии с программой телепередач, начало прямой трансляции схождения Благодатного огня в Иерусалиме состоится на НТВ в 13:15 по московскому времени.

На украинском телевидении транслировать схождение Благодатного огня будет телеканал Интер, начало трансляции – в 12:45 (по местному времени).

Схождение Благодатного огня 2017 прямая трансляция смотреть онлайн

Когда Благодатный огонь 2017 прибудет в Россию?

Делегация Фонда Андрея Первозванного доставит в Россию святой огонь в особых лампадах, изготовленных по образцу “олимпийских”, спецрейсом из Иерусалима в Москву. Все желающие смогут получить частицу благодатного огня прямо в аэропорту “Внуково-1”, где самолет со Святой земли приземлится предположительно в 22.00 мск. Благодатный огонь привезут во многие города России, а также в русские приходы за рубежом.

В течение Светлой седмицы (первой недели после Пасхи) благодатный огонь можно будет получить в офисе фонда в Москве по адресу Покровка дом 42, строение 5 (с 9.00 до 18.00). Желающим необходимо иметь свои лампады.

Схождение Благодатного огня как это происходит

В наше время сошествие Благодатного Огня происходит в Великую субботу обычно между 13 и 15 часами иерусалимского времени.

Приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи начинается церковная церемония. Чтобы увидеть чудо схождения Благодатного Огня, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой пятницы; многие остаются здесь сразу же после Крестного хода, совершаемого в память событий этого дня. К десяти часам дня Великой субботы гасятся все свечи и лампады во всем огромном архитектурном комплексе Храма. На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям прокладывается лента.

Храм Гроба Господня построен на том месте, где была Гробница Иисуса Христа. Именно здесь появляется Благодатный Огонь. В толпе паломников трудно посчитать расстояние от Голгофы до последней опочивальни Христа, но она составляет 33 шага, что равняется годам земной жизни Иисуса.

При этом каждый верующий имеет по 33 свечи. Те, кто не позаботился о них заранее, вынужден покупать их прямо в храме у монахов втрое дороже.

В свою очередь охранники проверяют часовню, закрывают дверь на ключ и ставят печать, что означает – внутри нет источника огня.

Тем временем, молодые арабские христиане, сидя на плечах друг у друга, громко подогревают эмоции в толпе. По легенде в тот год, когда арабской молодежи запретили хулиганить в храме, огонь задержался на несколько дней. Так, молодым арабам теперь можно делать в храме все, что угодно.

По традиции внутрь часовни заходят два священнослужителя. Иерархи остаются в очень простых одеждах без поясов. Это связано с тем, что, когда Святая Земля принадлежала Османской империи, турецкие охранники не могли поверить в чудо Огня, тщательно проверяли именно пояса, чтобы там не спрятали спички. Сейчас функция проверки перешла в наследство израильским полисменам, которые, к тому же заботятся и о том, чтобы представители двух конкурирующих конфессий не начали выяснять отношения.

Hезадолго до патриарха подризничий (помощник ризничего - заведующего церковным имуществом) вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи - по числу лет земной жизни Спасителя.

Только после этого патриарх заходит в Кувуклию и коленопреклоненно молится.

После того как патриарх входит в Кувуклию, вход опечатывают, и начинается ожидание чуда схождения Благодатного Огня.

Вынос пасхального огня символизирует выход из Гроба “Света Истинного”, то есть воскресшего Иисуса Христа. После службы внутри Кувуклии (Часовня над Гробом Господним) появляется свет, в храме раздаётся колокольный звон. Из окошек Кувуклии появляются горящие пучки свечей, подаваемые греческим Патриархом и армянским архимандритом. От их свечей Огонь зажигают скороходы, после чего огонь быстро распространяется по храму.

Паломники оставляют записки с наилучшими пожеланиями. Когда огонь сходит, в первые несколько секунд он не оставляет ожогов.


Поздравления с Пасхой 2017 – СМС короткие прикольные стихи с Пасхой 2017 – Короткие пожелания на Пасху родным, близким, знакомым, друзьям в стихах и картинках анимация
Стишки на Пасху прикольные – Поздравления с Пасхой Христовой 2017 СМС короткие – Прикольные статусы про Пасху – Открытки с Пасхой красивые – Смешные поздравления с Пасхой Христовой 2017 в картинках
Плейкаст с Пасхой Христовой – Плейкаст с Пасхой православной – Плейкаст с Пасхой Христовой 2017 открытки музыкальные бесплатно
Великая Суббота Страстной седмицы приметы обычаи – Суббота перед Пасхой что нельзя делать – Суббота после Страстной пятницы и что можно делать в этот день – Страстная суббота 2017 что нельзя делать в этот день
16 апреля Пасха 2017 – Воскресение Господне 2017 – Поздравления с Пасхой в стихах и картинках – Короткие СМС с Пасхой – Пасхальные открытки и картинки анимация

По следам беседы в теме блога, решила немного поискать инфы из разных источников, а что обещают если благодатный огонь не сойдёт?

Сперва о происхождении события.

Упоминания о схождении небесного огня есть еще в Ветхом завете. Там описаны несколько случаев, когда Господь посылал огонь с небес в знак того, что ему угодна принесенная жертва, что Он ее принимает. В дни Нового Завета, самые первые сведения о схождении Благодатного огня встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской. Они датируются IV веком. Хотя есть и более ранние упоминания. По свидетельству Апостолов и святых отцев, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа. Это увидел один из апостолов - Петр. Однако называть какую-то конкретную дату нельзя. Можно только говорить, что Огонь начал сходить со времен первых христиан, а это уже более двух тысяч лет тому назад.
Этим чудом Господь как бы подтверждает благосклонность, благодать Божию к людям. Это когда Бог благоволит к нам, к нашим молитвам, к нашему покаянию.
Крайне важно, сойдет ли благодатный огонь, или нет, потому, что его схождение является символом того, что жизнь будет продолжаться, что Бог благословил человечество . ”

Было три случая не схождения огня.
- В 1101 году в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав.
- В Великую Субботу 1579 года Православного Патриарха Софрония IV со священнослужителями не пустили в Храм Гроба Господня. Они стояли перед закрытыми дверями Храма с внешней стороны. Армянские священнослужители вошли в Кувуклию и приступили к молитвенным призывам к Господу о схождении Огня. Но их молитвы не были услышаны.
Стоящие у закрытых дверей Храма православные священники также обращались ко Господу с молитвами. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей Храма, треснула, из нее вышел Огонь и зажег свечи в руках у Иерусалимского Патриарха. С великой радостью православное священство вошло в Храм и восславило Господа. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть на одной из колонн, расположенных слева от входа.

Согласно укоренившейся за 2000 лет традициям обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен, монахи лавры преподобного Саввы Освященного и местные православные арабы.
В Великую Субботу, через полчаса после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем, сидя верхом друг на друге врывается в Храм и начинает песни и пляски. О времени установления этого ритуала нет свидетельств. Возгласы и песни арабской молодежи представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери, Которую просят умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке.
По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918-1947) английский губернатор попытался запретить однажды «дикарские» пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа: Огонь не сошел. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел…
Так что же будет, если не сойдет благодатный огонь? Существует много легенд и поверий на счет того, что будет, если Святой Огонь не сойдет.
Христианское предание гласит, что когда Святой Свет не появится в Кувуклии, настанет конец света.

Огонь не сходил (выше свидетельства), а пророчество не выполнилось, почему?
Оказывается одного не схождения огня не достаточно, должно быть три предвещающих события для выполнения пророчества.

1. Обнаружится точное местонахождение Ноевого Ковчега.

2. Засохнет 5000-летний Мамврийский дуб (там Авраам повстречал Святую Троицу).

3. Не сойдет Благодатный Огонь.

По Ковчегу . Предположительно на горе Арарат в Турции, следы его обнаружены.

Мамврийский дуб . Судя по фотам, он засох. Хотя пишут, что там что-то зазеленелось от корня, но близких фот нет, какие листья не видно, а на дуб непохоже.

О дубе.
Мамрийский, или, в русской религиозной традиции Мамврийский дуб (он же Дуб Авраама, он же Палестинский дуб, он же Русский дуб (т.к. принадлежит Православной Русской миссии) , он же дубрава Мамре.), считается древнейшим деревом, под которым, согласно Библии, Авраам принимал Бога: «явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр, во время зноя дневного » (Быт 18:1). Мамврийский дуб ознаменован славою Богоявления. Полагают, что возраст этого дерева около пяти тысяч лет. Более того, религиозные тексты сообщают, что мамврийский дуб растет с момента сотворения мира . Возможно этот дуб есть символ Мирового Дерева.

Это если с т.з. физических явлений. А я так думаю, что “физика” вторична. Да и аллегории вполне имеют место тут быть.
Вспомнилась легенда о Прометее (кстати есть мнение, что он один из прообразов Христа).

Так какой огонь принёс Прометей людям? Можно рассудить возвышенно и сказать - внутренний, духовный, свет разума, озарений. Вполне допустимо. Тем более похитил он его у Богов.

Можно рассудить прагматично и сказать, что да, огонь он дал, но не сам огонь, а дал секрет его добычи. Но какой? Не думаю, что он научил людей пользоваться подручными предметами, чтоб выбить искру. А если вспомнить, что огонь божественный , то скорее всего речь была о неком магическом действе, которое “пробьёт завесу” и чутка подпитает души изнутри светом божественного Разума , а как доказательство того, что действо имело место быть, в пространстве свершения магического обряда концентрировался и сходил (проявлялся) уже физический огонь, который сразу по проявлению был чутка не такой, а “холодный”…
Так… Что за обряд это магический? Вопрос вопросов. Скорее всего Посланник дал людям Слово(заклинание, звук, “вибрацию”), резонирующее с другими условиями. Только выполнение обряда по всем тонкостям и в определённый промежуток пространственно временного коридора, можно было рассчитывать на успех.

Теперь о том “что будет, если не сойдёт благодатный огонь”.

Всё имхо. Раз огонь этот - Свет божественного разума, дарованный людям во спасение, то его не схождение не повлечёт за собой катаклизмов и всемирного краха, а будет ровно то, что люди, лишившись ежегодной “подпитки”, начнут деградировать умственно, причём по нарастающей. И уже это приведёт к тяжёлым последствиям, ибо “сон разума породит чудовищ “… войны, распри, алчность и прочие негативные аспекты… И да… будет ещё кой что, как и было сказано: «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет » (Мф.25:29) - это речь о Духе(РАзуме). Поэтому будет и сбор и жатва… Духа.
Но тел это не коснётся. .. будет жить человечество так же как и жило, есть пить и наслаждаться. На чём же отразится деградация? Да на том, на том, что произойдёт замена ценностей, будет морально-нравственный тяжелейший упадок, неверие и тьма в душах и т.д…

April 16th, 2017 , 08:27 am

Многие паломники приходят в храм Гроба Господня в пятницу вечером, а кое-кто днем и даже утром - занять места поближе к Кувуклии. Всех желающих храм - как бы он ни был велик - вместить просто не может: тысячи и тысячи паломников встречают Благодатный Огонь на улице.

Богослужение в Троицком соборе Русской Духовной миссии (погребение Плащаницы) закончилось около восьми часов вечера, и мы тут же отправились в храм Гроба Господня. Узкие улочки Старого города переполнены - чем ближе к храму, тем все теснее и теснее. На углу улицы - пробка: движение регулируют полицейские, толпа напирает, нас сдавили так, что дышать нечем.

У входа в храм - еще одна пробка. Внутрь почему-то не пускают, в чем дело, не знаем. Люди накапливаются и накапливаются. Ждем, но вот возникает движение - стали пропускать. Люди напирают и справа, и слева, и сзади - всем хочется побыстрее попасть в храм. Вот и вход - стиснули так, что мочи нет; шаг, еще шаг; впрочем, мы и не шагаем - нас несут почти по воздуху. Порог! Мы в храме. Слава Богу!

Я иду сразу направо - мимо Камня Помазания, вдоль Голгофы, плавно по кругу огибая греческий алтарь, мне нужно попасть на площадку около католического придела: лучше всего ожидать Благодатный Огонь здесь - рядом Кувуклия и с этого места открывается хороший обзор.

Осматриваюсь. Около меня греки, в основном пенсионеры; по всему видно, что они не первый год встречают Благодатный Огонь - все на раскладных стульчиках, держатся уверенно, у женщин - вязание, у мужчин - журналы, впереди долгая ночь. У стены - группа молодых людей из России, они и вовсе устроились по-домашнему: на пол положили туристические матрасы, укрылись одеялами, под головами - подушки.

Передо мной несколько молодых арабов сидят прямо на каменном полу на газетных листах. Через каждые полчаса они встают, чтобы размяться. Да и на стульчике долго не просидишь - чувствую, как затекают ноги, спина.

До главного события еще далеко, дай Бог терпения и терпения. Глаза постепенно смыкаются, голова тяжелеет и клонится вниз. Так в борьбе со сном прошло несколько часов.

Ночь кончилась, наступило утро, и южное горячее солнце осветило храм Гроба Господня, где и собрались православные христиане со всех концов земного шара - и греки, и арабы, и русские, и сербы, и болгары - собрались, движимые одной целью: увидеть дивное чудо - Небесный Огонь.
Нами овладевает нетерпение: поскорее, поскорее пришла бы та минута, ради которой мы сюда прибыли. Я слышал десятки свидетельств очевидцев, и все они по-разному рассказывали о Благодатном Огне, но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Скоро, совсем скоро и я узнаю, что это такое, своими глазами увижу Огонь и своими руками потрогаю его.

Все, кто был в храме, встали, свечи потушены, лица людей обращены на восток, туда, где находится Кувуклия. Храм затих, каждый стремится встать на цыпочки, чтобы лучше видеть Кувуклию или хотя бы часть ее и чтобы ничего не пропустить. Напряжение нарастает, кажется, сам воздух наэлектризован.
И вдруг все пространство храма осветила яркая вспышка. Она была голубоватого цвета и походила на вспышку молнии, только света было больше. Она произвела во мне необыкновенное действие, наполнив все мое существо радостью, ликованием. Видимо, то же испытали и другие паломники. Раздались восклицания, весь храм наполнился шумом - так шумит лес, когда на него внезапно налетает порыв сильного ветра.

Все, кто был в храме, протянули вперед и вверх пучки свечей.

Прошло какое-то время, и шум в храме стал постепенно затихать. И вдруг опять совершенно неожиданно блеснула ослепительная вспышка над Кувуклией, потом ближе к нам еще одна, потом над алтарем Греческой Православной Церкви. Они, эти небесные вспышки, прорезали весь храм сверху донизу, освещая взволнованные лица людей, приводя всех в трепет. Эти удивительные вспышки голубоватого света в храме Гроба Господня говорят о скором схождении Благодатного Огня.

Шумнее всех ведут себя арабы: они бьют в барабаны, хлопают в ладоши, подпрыгивают на месте, издавая пронзительные гортанные крики. Некоторые юноши садятся на плечи своих друзей и изображают всадников. О чем они кричат? Чему они радуются? Эти арабы - православные, они кричат: «Наша вера правая! Наша вера православная!»

Однажды арабов в Великую Субботу в храм не пустили из-за шумного поведения. Патриарх и паломники со всего света стали молиться о схождении Благодатного Огня. Огня не было. Молитва продолжалась. Огня по-прежнему не было. Всех охватила тревога: прогневили мы Бога, подумали христиане, усилив свою молитву. Прошло два часа - огонь не сходил. На исходе третьего часа Патриарх велел впустить в храм арабов. Они не вошли, а ворвались в дверной проем с гиканьем, танцами, оглушительным барабанным боем - и в ту же секунду на Гроб Господень сошел Благодатный Огонь!

Как бы ни был ты внимателен, чтобы ничего не пропустить, все равно происходящее в храме будет для тебя неожиданным.

Вдруг храм озарили особенно яркие вспышки, их было много, и они блистали сразу по всему храму, озарив его ослепительным сиянием. Это сияние видел и ощущал каждый человек, в каком бы месте храма он ни находился - рядом с Кувуклией, в греческом алтаре, в армянском приделе или в месте обретения Животворящего Креста Господня.

И вот наступил миг, который мы все с нетерпением ждали и ради которого преодолели расстояние, жару, усталость, сон, - арабский юноша стремглав пронесся по храму - с востока на запад, и в руках у него был дивный завораживающий факел. Он на секунду-другую остановился у южного входа в греческую церковь Воскресения Христова, чтобы паломники могли зажечь свои свечи, а потом продолжил свой стремительный бег.

Люди жадно тянутся к Небесному Огню, зажигается еще один пучок свечей, еще, еще и еще - и вот уже весь храм полыхает сияющим, ликующим Огненным Заревом. Я накрываю рукой большой факел - Огонь теплый, приятный, живой, он нисколько не жжет; это не земной, не обычный огонь - это Огонь Небесный! Я начинаю им умываться: подношу к подбородку, щекам, ко лбу - огонь не жжет.

А храм ликует, на лицах людей расцвели радостные улыбки - так расцветает весенний луг.

Невозможно одному человеку увидеть и запомнить все подробности этого события, и я прибегаю к помощи других очевидцев. Они рассказали, что у одной монахини, которая стояла на первом балконе напротив Кувуклии, сам собою загорелся пучок свечей. Чудесные лампады, висящие над Камнем Помазания, в момент схождения Благодатного Огня тоже зажглись сами по себе (это происходит каждый год). Трудно сказать, сколько времени продолжалось ликование, и вот наступил момент угасания Огня. Огонь приобрел земные качества и стал жечь, но радости нашей нисколько не убавилось.

Событие, о котором я рассказал, - это величайшее чудо, и оно поражает человека своей необычайностью. Трудно найти слова, которые точно передали бы все оттенки происходящего в Великую Субботу в храме Гроба Господня.

Ну а в чем же духовный смысл схождения Благодатного Огня? Почему он каждый год сходит на Гроб Господень?

Благодатный Огонь - это знамение беспредельной милости Божией к падшему роду человеческому.

Ну а почему же именно в Великую Субботу сходит Благодатный Огонь, а не в какой-то другой день? Здесь сокрыта великая тайна. Сын Божий еще во Гробе, еще печалью объяты сердца Его учеников, еще ничто не говорит о предстоящей радости и скором Воскресении, а Господь уже посылает Благодатный Огонь. Посылает как знак Своей величайшей милости к людям, как знак видимого Своего Воскресения, предвестника непреложности Своих обетований. Это - ликующий гонец, которого полководец посылает с сообщением о том, что победа близка.

Благодатный Огонь - это также и призыв к покаянию. Господь дает всему человечеству в целом и каждому человеку знамение для того, чтобы спастись. «Куда вы спешите? - как бы говорит Он. - Зачем такая суета? И что вы так много печетесь о земном? Разве в этом истина? Разве в этом спасение? Не говорю ли Я вам: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам»(Мф. 6:33).
Мы не читаем Евангелие, а если и читаем, то очень поверхностно. Мы не выполняем заповедей Божиих. Мы ведем себя так, как будто жизнь человеческая заканчивается на земле, а ведь душа человеческая бессмертна. Мы совсем забыли о Царстве Небесном.

Остановимся! Заглянем в себя! Перестанем творить беззаконие!

Будем надеяться, что пока в нашем сердце теплится желание покаяния, будет сходить Благодатный Огонь - великое знамение милости Божией.

Ученым удалось попасть к Гробу Господню и провести исследования, результат которых шокировал верующих.

Вне зависимости от того, считает себя человек верующим или нет, он хотя бы раз в жизни интересовался реальными доказательствами существования высших сил, о которых рассказывает каждая религия.

В православии одним из свидетельств чудес, указанных в Библии, является Благодатный огонь, сходящий на Гроб Господень в канун Пасхи. В Великую субботу посмотреть на него может каждый желающий – достаточно прийти на площадь перед храмом Воскресения. Но чем дольше существует эта традиция, тем больше гипотез выстраивают журналисты и ученые. Все они опровергают божественное происхождение огня – но можно ли доверять хотя бы одной из них?

История Благодатного огня

Схождение огня можно увидеть всего один раз в год и в единственном месте на планете – Иерусалимском храме Воскресенья. В его огромный по масштабу комплекс входят: Голгофа, пещера с Крестом Господним, сад, где Христос был замечен после воскрешения. Он был построен в IV веке императором Константином и Благодатный огонь там увидели во время первого служения на Пасху. Вокруг места, где это произошло, построили часовню с гробом Господним – ее называют Кувуклией.

В десять часов утра Великой субботы ежегодно в храме тушат все свечи, лампады и другие источники света. Высшие церковные саны лично следят за этим: последней проверку проходит Кувуклия, после чего ее запечатывают большой восковой печатью. С этого момента охрана святых мест ложится на плечи сотрудников израильской полиции (в давние времена с их обязанностями справлялись янычары Османской империи). Они же ставят дополнительную печать поверх печати Патриарха. Чем не доказательство нерукотворного происхождения Благодатного огня?

Кувуклия


В двенадцать часов дня со двора Иерусалимской Патриархии к Гробу Господню начинает тянуться крестное шествие. Его возглавляет патриарх: трижды обойдя Кувуклию, он останавливается перед ее дверьми.

«Патриарх облачается в белые одежды. С ним одновременно надевают на себя белые же облачения 12 архимандритов и четыре диакона. Из алтаря потом выходят попарно клирики в белых стихарях с 12-ю хоругвями с изображением страстей Христовых и Его славного воскресения, за ними клирики с рипидами и животворящим крестом, далее 12 священников попарно, потом четыре диакона тоже попарно, причем два последних из них пред патриархом держат в руках в серебряной подставке пуки свечей для удобнейшей передачи святого огня в народ, и, наконец, патриарх с жезлом в правой руке. По благословении патриарха, певчие и все духовенство при пении: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» идут из храма Воскресения к кувуклии и троекратно её обходят. После третьего обхождения патриарх, духовенство и певчие останавливаются с хоругвеносцами и крестоносцем против святого живоносного гроба и поют вечерний гимн: «Свете тихий», напоминающий о том, что эта литания некогда входила в состав чина вечернего богослужения.»

Патриарх и Гроб Господень


Во дворе храма за Патриархом следят тысячи глаз паломников-туристов со всего света – из России, Украины, Греции, Англии, Германии. Полицейские обыскивают Патриарха, после чего он входит в Кувуклию. У входных дверей остается армянский архимандрит для того, чтобы возносить молитвы Христу о прощении грехов рода человеческого.

«Патриарх, став пред дверями святого гроба, при помощи диаконов снимает с себя митру, саккос, омофор и палицу и остается лишь в подризнике, епитрахили, поясе и поручах. Драгоман вслед за тем снимает печати и шнуры с двери святого гроба и впускает внутрь его патриарха, имеющего в руках упомянутые пуки свечей. За ним тотчас идет внутрь кувуклии один армянский архиерей, одетый в священные одежды и также имеющий в руках пуки свечей для скорейшей передачи святого огня народу через южное отверстие кувуклии в приделе Ангела.»

Когда Патриарх остается наедине, за закрытыми дверями, начинается настоящее таинство. На коленях Святейший молит Господа о послании Благодатного огня. Его молитвы не слышны людям, находящимся за дверьми часовни – но они могут наблюдать их результат! На стенах, колоннах и иконах храма появляются голубые и красные всполохи-вспышки, напоминающие отблески во время фейерверка. Одновременно с этим на мраморной плите Гроба появляются синие огоньки. Одного из них священнослужитель касается ватным шариком – и огонь перекидывается на нее. Патриарх зажигает с помощью ватки лампаду и передает ее армянскому архиерею.

«И те люди все в церкви и вне церкви ничего другого не говорят, только: «Господи, помилуй!» взывают неослабно и кричат громко, так что гудит и гремит все то место от вопля тех людей. И тут ручьями проливаются слёзы у верных людей. Даже с каменным сердцем человек может тогда прослезиться. Каждый из паломников, держа в своей руке связку из 33 свечей, по числу лет жизни нашего Спасителя … спешит в духовном веселии возжечь их от первоисточного света, через нарочито назначенных для сего клириков из православного и армянского духовенства, стоящих близ северного и южного отверстий кувуклии и первыми получающих из святого гроба святой огонь. Из многочисленных лож, с окон и карнизов стен спускаются на веревках подобные же пучки восковых свечей, так как и зрители, занимающие места вверху храма, стремятся тотчас же приобщиться той же благодати.»

Передача Благодатного огня


В первые минуты после получения огня, с ним можно делать что угодно: верующие умываются им и трогают его руками без страха обжечься. Спустя несколько минут огонь из холодного становится теплым и приобретает обычные свойства. Несколько столетий назад один из паломников написал:

«Возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем жене тронуша, единаго власа не опалило, ни скорчило.»

Условия появления священного огня

Среди православных существует поверье, что в год, когда огонь не загорится, начнется апокалипсис. Впрочем, это событие уже происходило однажды – тогда огонь пытался извлечь последователь иной конфессии христианства.

«Первый латинский патриарх Арнопьд из Шоке приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии. Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него. Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 году в Великую субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав.»

Огонь при латинском патриархе и трещина в колонне


В 1578 году священнослужители из Армении, не слышавшие ничего о попытках предшественника, попытались их повторить. Они добились разрешения стать первыми, кто увидит Благодатный огонь, запретив входить в церковь православному Патриарху. Он вместе с другими священниками вынужден был молиться у ворот в канун Пасхи. Увидеть чудо Божье приспешникам Армянской церкви так и не удалось. Одна из колонн двора, в котором возносили молитвы православные, треснула, и из нее появился столп огня. Следы его схождения и сегодня может наблюдать любой турист. Верующие традиционно оставляют в ней записки с самыми заветными просьбами к Богу.


Череда мистических событий заставила христиан сесть за стол переговоров и принять решение о том, что Богу угодно передавать огонь в руки православного священника. Ну а тот, в свою очередь, выходит к народу и отдает священное пламя игумену и монахам лавры преподобного Саввы Освященного, Армянской апостольской и Сирийской церкви. Последними в храм обязательно должны попасть местные православные арабы. В Великую субботу они появляются на площади с песнями и танцами, а затем входят в часовню. В ней они произносят древние молитвы на арабском языке, в которых обращаются к Христу и Божьей Матери. Это условие также является обязательным для появления огня.


«О первом совершении этого ритуала нет свидетельств. Арабы просят Богоматерь умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Они буквально выкрикивают, что они самые восточные, самые православные, живущие там, где восходит солнце, принесшие с собой свечи для возжигания Огня. По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918-1947) английский губернатор попытался запретить однажды "дикарские" пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа, но безрезультатно. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел»

Увенчались ли успехом попытки найти научное объяснение Благодатному огню?

Говорить о том, что скептикам удалось одержать победу над верующими, нельзя. Среди множества теорий, имеющих физическое, химическое и даже инопланетное обоснование, внимания заслуживает лишь одна. В 2008 году физику Андрею Волкову удалось попасть в Кувуклию со специальным оборудованием. Там он смог сделать соответствующие замеры, но их результаты оказались не в пользу науки!

«За несколько минут до выноса Благодатного огня из Кувуклии прибор, фиксирующий спектр электромагнитного излучения, засек в храме странный длинноволновой импульс, который более не проявлялся. Я не хочу ничего ни опровергать, ни доказывать, но таков научный результат эксперимента. Произошел электроразряд – то ли ударила молния, то ли на мгновение включилось нечто вроде пьезозажигалки.»

Физик о благодатном огне


Сам физик не ставил целью своего исследования разоблачение святыни. Его заинтересовал сам процесс схождения огня: появление всполохов на стенах и на крышке Гроба Господня.

«Так что, вполне вероятно, появлению Огня предшествует электрический разряд, и мы, измеряя электромагнитный спектр в храме, пытались его поймать.»

Так комментирует произошедшее Андрей. Получается, разгадать тайну сакрального Благодатного огня не под силу современной технике…

На протяжении двух тысяч лет христиане, встречающие свой главный праздник — Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господня в Иерусалиме, становятся свидетелями чуда схождения Благодатного Огня.

Храм Гроба Господня — это архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия Иисуса Христа, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым расположена Кувуклия ("царская опочивальня") — часовня, находящаяся непосредственно над пещерой, где было погребено тело Иисуса, Кафоликон — кафедральным храм Иерусалимского патриарха, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой равноапостольной Елены, несколько приделов — маленьких храмов со своими собственными престолами. На территории храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т.п.

Хотя по многим, как древним, так и современным свидетельствам, появления Благодатного Света могут наблюдаться в храме Гроба Господня в течение всего года, наиболее известным и впечатляющим является чудесное схождение

Благодатного Огня накануне православного праздника светлого Воскресения Христова, в Великую субботу. На протяжении практически всего времени существования христианства это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и представителями других христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и др.), а также представителями иных нехристианских религий.

Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня на Гроб Господень в Иерусалиме в канун Воскресения Христова встречаются у святых отцов Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. По свидетельству апостолов и святых отцов, Божественный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа; первым свидетелем чуда стал апостол Петр.

Одно из самых древних описаний схождения Благодатного Огня принадлежит игумену Даниилу, посетившему Святую Гробницу в 1106-1107 годах.

В наше время сошествие Благодатного Огня происходит в Великую субботу обычно между 13 и 15 часами иерусалимского времени.

Приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи начинается церковная церемония. Чтобы увидеть чудо схождения Благодатного Огня, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой пятницы; многие остаются здесь сразу же после Крестного хода, совершаемого в память событий этого дня. К десяти часам дня Великой субботы гасятся все свечи и лампады во всем огромном архитектурном комплексе Храма. На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям прокладывается лента.

Затем происходит процедура проверки Кувуклии на наличие источников огня, после чего вход в Кувуклию закрывается местным ключником (мусульманином) и опечатывается большой восковой печатью, на которую ставят свои личные печати осуществлявшие проверку представители мэрии Иерусалима, израильской полиции и др.

Как историческая, так и современная практика свидетельствует, что при схождении Огня присутствуют три группы участников. Прежде всего — патриарх Иерусалимской православной церкви или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению. Обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен и монахи лавры Преподобного Саввы Освященного. Третья группа обязательных участников — местные православные арабы. Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем, верхом друг на друге врывается в храм и начинает петь и плясать. Их возгласы и песни представляют собой древние молитвы на арабском языке о ниспослании Благодатного Огня, обращенные ко Христу и Божией Матери, Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Их эмоциональные молитвы длятся обычно в течение получаса.

Около 13 часов начинается непосредственно литания (по-гречески "молитвенная процессия") Благодатного Огня. Впереди процессии шествуют хоругвеносцы с 12 хоругвями, за ними юноши, клирик-крестоносец, в конце процессии идет православный патриарх одной из поместных православных церквей (Иерусалимской или Константинопольской) в сопровождении армянского патриарха и священнослужителей.

Во время крестного хода процессия минует все находящиеся в храме памятные места: священную рощу, где был предан Иисус, место, где Христа побивали римские легионеры, Голгофу, где его распяли, камень Помазания, на котором тело Иисуса Христа готовили к погребению. Затем процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит ее. После этого православный патриарх останавливается перед самым входом в Кувуклию, его разоблачают — снимают праздничные ризы, оставляя в одном белом полотняном подризнике (длинная до пят богослужебная одежда с узкими рукавами), чтобы было видно, что он не проносит с собой в погребальную пещеру Спасителя ничего, что могло бы зажечь огонь.

Hезадолго до патриарха подризничий (помощник ризничего — заведующего церковным имуществом) вносит в пещеру большую лампаду , в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи — по числу лет земной жизни Спасителя.

Только после этого патриарх заходит в Кувуклию и коленопреклоненно молится.

После того как патриарх входит в Кувуклию, вход опечатывают, и начинается ожидание чуда схождения Благодатного Огня.

В это время в храме выключается свет и наступает напряженное ожидание. Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы ожидание длилось от пяти минут до нескольких часов.

После захода патриарха в Кувуклию сначала изредка, а затем все сильнее и сильнее все воздушное пространство храма пронизывают световые всполохи, вспышки света. Они имеют голубоватый цвет, их яркость и размеры волнообразно нарастают. Тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма — от иконы, висящей над Кувуклией, от купола храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и распространяются по площади среди паломников. Одновременно с этим сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам Кувуклии, затем начинает сиять и сама Кувуклия, а из отверстия в куполе храма на Гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света. В это же время двери пещеры открываются, и выходит православный патриарх, который благословляет собравшихся. Патриарх Иерусалимский передает Благодатный Огонь верующим, которые утверждают, что огонь совершенно не жжет в первые минуты после схождения, независимо от какой свечи и где он был зажжен.

Иногда, по свидетельствам очевидцев, лампады и свечи в руках молящихся . Большинство держат в руках по несколько свечей (чтобы потом отнести их в свои храмы, раздать близким). Каждая из них подобна факелу, так что вскоре весь храм начинает буквально сиять огнем.

Позднее от Благодатного Огня зажигают лампады по всему Иерусалиму. Специальными авиарейсами Огонь доставляют на Кипр и в Грецию, откуда он развозится по всему миру. С недавнего времени непосредственные участники событий стали привозить Благодатный Огонь и в Россию.

В 2016 году специальным рейсом в особых лампадах из Иерусалима Благодатный Огонь был делегацией Фонда Андрея Первозванного (ФАП).

В 2017 году Благодатный Огонь также в рамках ежегодной программы "Просите мира Иерусалиму".

Чудо схождения Благодатного Огня доступно каждому. Его могут увидеть не только туристы и паломники — оно происходит перед лицом всего мира и регулярно транслируется по телевидению и по интернету.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме