Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ оренбургской ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ автономное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«нефтегазоразведочный техникум»

Виды социальных норм и санкций

по учебной дисциплине ОДБ.05 Обществознание

(21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин)

Оренбург 2015


Введение

Основные понятия: социальные нормы, обычаи, религиозные нормы, моральные нормы, корпоративные нормы.

Общественные отношения регулируются социальными нормами.


социальный норма мораль право

Социальные нормы носят общий и обязательный характер. Общий характер социальных норм выражается в том, что они относятся не к конкретным людям, а к неопределенному кругу лиц, т.е. являются неперсонифицированными (обезличенными). Например, запрет воровать адресован не какому-то отдельному человеку, а всем людям. Обязательность социальных норм проявляется, с одной стороны, в осознании людьми важности общественного порядка, который они поддерживают и, как следствие - в осознании недопустимости нарушения социальных норм, а с другой стороны, в возможности применения мер принуждения к лицам, добровольно не исполняющим требования социальных норм. Меры принуждения, применяемые к нарушителям социальных норм, называются санкциями. Так, санкцией к ученику, прогулявшему урок, будет замечание, а к гражданину, нарушившему правила дорожного движения, - штраф.

Виды социальных норм

Социальные нормы по характеру воздействия на общественные отношения делятся на обычаи, религиозные, моральные, групповые и правовые. Обычаи относятся к числу исторически первых видов социальных норм. Они передаются из поколения в поколение и входят в привычку.


Давность и неизменность обычаев предопределяют их особую значимость для людей. Русская поговорка, выражая это свойство обычаев, гласит: "Чем старей, тем правей". Долгое время обычаи регулировали практически все стороны жизни общества, пока на смену им не пришло право. Тем не менее, и в наши дни обычаи не утратили своей роли в таких регионах мира, как Африка, Азия. В России обычаи продолжают оставаться важными правилами поведения у народов Крайнего Севера и Северного Кавказа.

Религиозные нормы регулируют поведение верующих людей. В отличие от обычаев, имеющих устную форму, религиозные нормы выражаются в письменном виде, в так называемых "священных книгах" -- Библии, Коране, Ведах, Торе и др.


Исполнение религиозных норм обеспечивается силой веры человека в Бога, а в некоторых случаях и возможностью применения религиозными объединениями санкций. Например, у христиан религиозными санкциями являются недопущения к таинствам, отлучение от церкви.

Моральные нормы являются универсальными правилами и распространяются на все сферы общественной жизни, создавая основу межчеловеческих отношений.


Моральные нормы существуют в устной форме. Люди узнают об их содержании в процессе воспитания и образования. Пожалуй, не найти человека, который не был бы знаком с нормами морали.

Как уже было сказано ранее, важное место в обществе занимают социальные группы. Отношения, складывающиеся внутри социальных групп, регулируются групповыми нормами. Разновидностью групповых норм являются корпоративные нормы.


Корпоративные нормы создаются организациями и принимаются ее членами в качестве обязательных. Они имеют письменный вид и закрепляются в различных внутриорганизационных документах: уставах, положениях, инструкциях и т.п. С увеличением числа организаций роль корпоративных норм в обществе заметно возрастает.

Основные виды социальных норм:

1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.

2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.

3. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Кроме указанных, среди социальных норм различают:

религиозные нормы;

политические нормы;

эстетические нормы;

организационные нормы;

нормы культуры и др.

Основные виды и функции социальных норм Социальная норма от других видов норм отличается сферой действия, способом формирования, содержанием, функциями, способами подкрепления санкционирования, механизмом распространения и действия. Социальная норма как регулятор поведения. Норма конкретно указывает и представляет определенную форму поведения в определенных условиях. Сословные нормы - взаимодействие социальных групп и классов. Социальные нормы личной зависимости различны в обществах, относящихся к одной формации. Социальные нормы способствуют выработке общих для данного класса или группы установок, ценностей, а в целом формируют классовое сознание представителей этих социальных классов и групп. К социальным проблемам производственной организации относятся: упорядочивание, регуляция, унификация форм трудовой деятельности и кооперацией во всех сферах общественной практики. Вторичные, производные социальной нормы - т.е. конкретно производственные - личной заинтересованности в общем деле, нормы взаимности и выручки, нормы равенства и активности. Нормы отражают объективные общественные отношения групп, в том числе производственные отношения реального долженствования и зависимости социальных условий взаимодействия. Социальные положения участников взаимодействия, ценностные представления людей - членов сообществ и групп. Сферы общественных отношений Политические и идеологические нормы регулируют социально-политические отношения между основными структурными группами общества, классами, прослойками. Система политических норм оказывает влияние на социальные отношения, зависимости и взаимодействия членов общества. Политические, религиозные, культурные, этнические, правовые, нравственные, моральные нормы формируются на основе принятой обществом той или иной группой идеологии и системы идеологических норм, глубоко укоренившихся в правах, обрядах, обычаях, культурных и этнических образцах поведения, образе жизни. Понятие культурной нормы...

Функции социальных норм.

Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма.

Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное -- аморальное, правомерное -- неправомерное).

Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и "транслируются" в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т.д)

Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регулируют. Кроме того, разные социальные нормы могут возникать различными способами и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально непосредственно включены в деятельность, не выделяются из поведения и являются его элементом. Устоявшиеся в практике- образцы такого поведения, получая общественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированные правила, а могут сохраняться в виде привычек и стереотипов. Другие нормы формируются на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организации. Третьи формируются как наиболее целесообразные, оптимальные для данного общества правила (например, процедурные нормы). В этой связи как для теории, так и для практики немаловажна классификация социальных норм.

Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям сферы действия и механизма (регулятивным особенностям).

По сферам действия различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений, т. е. предмета регулирования.

По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы.

Когда говорят о механизме, регулятивной специфике норм, то используют следующие основные критерии сравнения: процесс формирования норм; формы фиксации (существования); характер регулятивного воздействия; способы и методы обеспечения. При таком подходе специфика норм проявляется достаточно определенно. Это достигается системным использованием критериев: некоторые нормы могут недостаточно отчетливо различаться по одному или двум критериям, но всегда однозначно разводятся по сумме всех четырех характеристик.

Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регулируют, различные способы возникновения и разные основы возникновения, в этой связи как для теории, так и для практической деятельности важны классификации социальных норм. Классификация - это научный прием, позволяющий распределить объекты по типам, классам, видам, с учетом их основных характеристик. Существует множество классификаций социальный норм, предлагаемых учеными в юридической литературе, такое многообразие классификаций можно объяснить тем, что в основу той или иной классификации положены различные классификационные критерии. Наиболее распространена их систематизация по двум критериям: 1. По сфере действия социальных норм различают экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений - предмета регулирования. Экономические нормы имеют особое значение для нашей страны в условиях становления рыночной экономики и являются саморегулирующимися началами хозяйственной деятельности общества. Политические нормы призваны регулировать отношения социальных групп, граждан к государственной власти, отношения между народами, участие народа в целом и отдельно взятых социальных групп в государственной власти, организации государства, взаимоотношения государства с другими организациями политической системы общества. Религиозные нормы регулируют отношения верующих людей к Богу, церкви, друг другу, строение и функции религиозных организаций. Религиозные нормы имеют большое значение. Существование различных вероисповеданий и направлений диктует необходимость выделения свода морально-этических установлений - составной части религиозных вероучений. Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему, действующую в обществе с древнейших этапов развития человечества. Особую роль в возможности существования и признания религиозных норм сыграло положение "Всеобщей декларации прав человека": "Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждение как единолично. Так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов".; 2. По механизму (или регулятивным особенностям): мораль, право, обычаи и корпоративные нормы. Здесь различие кроется в процессе формирования норм, формы их фиксации, характера регулятивного воздействия и способах и методах обеспечения. Не смотря на выделенные классификации, важно понимание целостности и динамичности всей системы социальных норм, поскольку она является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечение согласованного взаимодействия людей, прав человека и наконец стимулирования роста благосостояния народа. Значение анализа классификаций в рамках данной работы в том, чтобы выявить значение каждой группы социальных норм, определить их роль в процессе регуляции общественных отношений, возможные варианты их взаимодействия и раскрыть комплексные свойства входящих в систему составных частей. 3. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречие Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент социального нормативного регулирования. В регулировании общественных отношения право взаимодействует с моралью. Поскольку и право и мораль являются видами социальных норм, они обладают некоторыми общими чертами, которые характерны для всех социальных норм, но с другой стороны имеют и принципиальные отличия. В первую очередь нам необходимо дать понятие морали и права. Как форма общественного сознания, мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания и раньше государственной организации общества. В морали выражены представления людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. "Норма морали - продукт исторического развития человечества, сформировавшиеся в борьбе со злом за утверждение добра, человеколюбия, справедливости". Используя приемы языкового толкования, обратимся к энциклопедическому словарю для разъяснения смысла слова "мораль". "Мораль (от лат.moralis) - нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п.". В науке государства и права под моралью понимается система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п. По своей смысловой нагрузки понятие, выработанное в юридической литературе и данное в словаре, идентичны. Также мы пришли к выводу, что понятия мораль и нравственность можно рассматривать в качестве синонимов. Под правом принято понимать - систему общеобязательных, формально-определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части культуры общества органически связаны друг с другом. Правовая система государственно0организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали. Нравственную культуру населения страны, и исходит из того, что нравственная основа права является "важной составной величиной общей регулятивной потенции права, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными". Единство между правом и моралью прослеживается в следующем: во-первых, в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество; во-вторых, они имеют единый объект регулирования - общественные отношения; в-третьих, формируются в обществе, то есть возникают в связи с волей и сознанием людей; в-четвертых, соответствуют типу культуры и характеру социальной организации. Однако, по названным критериям, при более детальном исследовании, можно выделить и ряд отличий: -По способу происхождения мораль возникает вместе с обществом, а право вместе с государством; -В зависимости от способа формирования. Правовые нормы возникают в процессе юридической и законодательной практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства: доминирующие в обществе идеи права переводятся в форму юридических правил. Таким образом, правовые нормы являются институциональными, четко отделенными от правосознания и действующими в рамках социальных институтов. Мораль же наоборот возникает стихийно, формируясь в духовной сфере жизни общества, следовательно, не институционализирована, не связана со структурной организацией общества и не отделима от общественного сознания. Как уже отмечалось выше, нормы морали опираются на складывающиеся в обществе представления категорий "добро", "зло", "плохо", "порядочно", "справедливо" и т.д. -По форме существования (или форме выражения). Правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в строго определенных документальных формах, таких как нормативные акты, судебные решения и т.д. Способы их фиксации должны отвечать строго определенным требований, установленным в централизованном порядке. Это касается, например, характера текста, его атрибутов. Также достаточно четко очерчен круг субъектов, которые формируют юридические тексты, содержащие нормы права. В то время как моральные нормы содержатся в общественном сознании и существуют в виде принципов, понятий, идей, оценок. Значит, не предъявляется никаких особых требований к форме, тексту по поводу морали; -По способу обеспечения. Право обеспечивается государством, предусматривая для норм права - меры государственного воздействия, а мораль обеспечивается мерами общественного воздействия; -По характеру регулятивного воздействия. Регулятивное воздействие права на общественные отношения осуществляется через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные юридические права и обязанности субъектов. Эти права и обязанности четко определены в виде возможных и должных вариантов поведения субъектов. Моральные нормы выражены, наоборот, в безличном долженствовании и воздействуют путем формирования внутренних регуляторов личности. Суть действия моральных норм заключается в формировании общих принципов, установок, внутренних убеждений. Следовательно, регулятивное воздействие моральных норм не имеет, в отличие от правовых норм, заранее установленных способов поведенческой реализации; -по сфере действия. Право может регулировать наиболее важные общественные отношения и только те, которые в состоянии упорядочить, а мораль - практически все общественные отношения. Из чего можно сделать вывод, что отношения, регулируемые правом, подконтрольны государству, а отношения, регулируемые моралью, не подконтрольны государству; -по времени введения в действие: моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, а правовые нормы - в конкретно установленный срок; -По критериям оценки. Если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права - с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного. По мнению большинства авторов, изучающих вопросы взаимодействия морали и права, таких как Явмч Л.С., Агешин Ю.А.. Лукашева Е.А. и других, определение взаимодействия морали и право достаточно сложно определить. На современном этапе, несомненно, право поддерживается общественным сознанием. Следование праву входит в число моральных ценностей общества. Более того, принято говорить об общечеловеческих ценностях которые закреплены как нравственные принципы во внутрегосударственных и международных актах как права человека (например, Конституция РФ закрепляет общечеловеческие ценности,ст.150 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), вслед за Конституцией, закрепляет жизнь, честь, достоинство и т.д. как нематериальные блага). Поэтому можно утверждать, что данные ценности являются конституирующими и для моральной, и для правовой системы. Регулятивное взаимодействие права и морали достаточно отчетливо отражено в текстах юридических актов. В законодательных нормативных актах нередко используются оценочные понятия нравственного характера (недостойное поведение, цинизм и т.п.). Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, моральные нормы могут выполнять функции оснований юридической оценки, а с другой - нарушение моральных принципов общества является в некоторых случаях достаточным для наступления правовых следствий (санкций). Приведем примеры из действующего законодательства, когда правовая норма делает ссылку на необходимость использования моральных норм. Ч.2 Ст.137 ГК РФ "Животные" закрепляет, что при осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности. Понятия "жестокое обращение" и "гуманность" относятся к сфере морали. В общество определенным образом сформировалась определенная система знаний о гуманности - человечности, которая может быть применена в случае ненадлежащего обращения с животными. Как последствие несоблюдения принципа гуманности по отношению к животным, выступает ст.241 ГК РФ - основание для принудительного прекращения права собственности: в случаях, когда собственник домашних животных обращается м ними в явном противоречии с принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, эти животные могут быть изъяты у собственника путем их выкупа. Или ст.293 ГК РФ предусматривает возможность прекращения права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение. Одним из оснований для прекращения права собственности может выступить систематическое нарушение собственником прав и интересов соседей. Понимание интересов соседей также пребывает не только в сфере права, но и морали. Вместе с тем возможны и противоречия между моралью и правом. Это связано с тем, во-первых, что существование социальных групп обуславливает возможность формирования групповой морали, то есть системы нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, которая может полностью или вообще не совпадать с общественной моралью. Например, криминальные группы имеют свою. На их взгляд правильную мораль, которая может быть названа антисоциальной, и идущей в разрез с общественной моралью. Во-вторых, возможны противоречия между моралью и правом, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны морали и права. Причины могут быть как объективными - существующие различия между правом и моралью - и субъективными - право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов. Например, осуществление экономических реформ, кардинально меняющих тип экономики, может отразиться на моральных устоях общества. Право поменяется, закрепляя новые положения, а общественная мораль остается прежней. Вообще необходимо сказать, что смена морали процесс более длительный, нежели смена права. Таким образом, можно сказать, что только рассмотрев в единстве различие, взаимодействие и противоречия морали и право возможно целостное восприятие соотношения права и морали. Представляется необходимым отметить регулятивное взаимодействие морали и права. В целом, в нашем обществе прослеживается определенная тенденция гармонизации механизмов взаимодействия права и морали, что связано с повышением уровня цивилизованности нашего общества.

Социальные нормы и санкции.


Понятие «Норма»

Слово «норма» происходит от лат. norma, что означает «правило, образец, стандарт».

Норма указывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой.


Социальные нормы

Социальные нормы - общепризнанные правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей.


Признаки социальных норм

1. Общий характер

2. Процедурность

наличие детально регламентированного порядка (процедуры) их реализации

рассчитаны на многократное применение, действуют постоянно и для всего круга лиц

3. Санкционированность

Наличие определенного механизма реализации предписаний


  • Групповые привычки - нормы малых групп. Появляются и продолжают существовать только в малых группах (семьях, спортивных командах, дружеских компаниях).
  • Общие правила - нормы больших групп (общества в целом). Это манеры поведения, традиции, этикет. Каждая социальная группа обладает своими обычаями, правилами поведения, традициями.

  • Обычаи
  • Традиции
  • Моральные нормы
  • Правовые нормы
  • Религиозные нормы
  • Политические нормы
  • Корпоративные
  • Этикетные нормы
  • Эстетические нормы

Табу

Табу – запреты, неукоснительно принимаемые без обсуждения всеми членами рода. Например, запрет на убийство сородича, на брак между членами одного рода и др.

В основе их лежал предыдущий жизненный опыт и стремление к выживанию. По мере накопления опыта трудовой деятельности и организации быта складывались обычаи.


Обычаи

Обычай – совокупность правил поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения.

Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки.

Обычаи морального содержания называют нравами.


Традиции

Традиция (лат. Tradere «передавать») - набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих регуляторами общественных отношений. (то, что унаследовано, передано от предшественников, предыдущих поколений).

Реализация этого вида норм

обеспечивается силой привычки


Моральные нормы

Моральные нормы несут в основном оценочную нагрузку (хорошо - плохо, благородно - подло, справедливо - несправедливо).

Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает общественное осуждение.


Религиозные нормы

Религиозные нормы выступают как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи.

Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи - отступление от этих норм.


Правовые нормы

Правовые нормы закрепляются в законах, издаваемых государством, четко описывающих границы поведения и наказания за их нарушение.

Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства.


Политические нормы

Политические нормы регулируют политическую деятельность, отношения между личностью и властью, между социальными группами, государствами.

Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах.

Реализация таких норм обеспечивается внутренними убеждениями людей,

входящих в эти организации,

либо страхом

быть исключенными из них.


Корпоративные нормы

Корпоративные нормы – правила поведения, установленные общественными организациями.

Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а так же самими общественными объединениями.


Этикетные нормы

Этикетные нормы - совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).


Эстетические нормы

Эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей, в производстве и быту.


  • Регулируют общий ход социализации;
  • Интегрируют людей в группы, группы в общество;
  • Контролируют отклоняющееся поведение;
  • Служат образцами, эталонами поведения.

Са́нкция (от лат. sanctio - строжайшее постановление )

Реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации.


Выделяют следующие типы социальных санкций :

  • формально-позитивные санкции - публичное одобрение официальных организаций: правительства, учреждения, творческого союза и т.д.; правительственные награды, государственные премии и стипендии, жалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (избрание президентом правления);
  • неформально-позитивные санкции - публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций, - дружеская похвала, комплимент, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы и т.д.; признание лидерских или экспертных качеств;
  • формально-негативные санкции - наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, отлучение от церкви, смертная казнь;
  • неформально-негативные санкции - наказания, не предусмотренные официальными инстанциями, - порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестное прозвище, пренебрежение, отказ подать руку, поддерживать отношения, распускание слухов, недоброжелательный отзыв, жалоба, разоблачительная статья.

САНКЦИИ - СТРАЖНИКИ НОРМ

социальные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидании соотвествующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шабло­ны), предписывающие то, что люди должны говорить, ду­мать, чувствать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом.

Первый тип - это нормы, которые возникают и сущест­вуют только в малых группах (молодежных тусовках, ком­пании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных коман­дах). Они называются «групповыми привычками».

К примеру, американский социолог Элтон Мэйо в 1927 - 1932 годах, проводивший знаменитые Хоторнские экспери­менты, обнаружил нормы, которые применяли по отноше­нию к новичкам, принятым в производственную бригаду, старшие товарищи:

· не держись со «своими» официально,

· не говори начальству то, что может навредить членам
группы,

· не общайся с начальством чаще, чем со «своими»,

· не изготовляй изделий больше, чем твои товарищи.

Второй тип - это нормы, которые возникают и сущест­вуют в больших группах или в обществе в целом. Они назы­ваются «общими правилами».

Это обычаи, традиции, нравы, зако­ны, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский эти­кет, есть манеры поведения молодежи. Есть общенациональ­ные традиции и нравы.

Все социальные нормы можно классифицировать в зави­симости оттого, насколько строго соблюдается их исполне­ние.

· За нарушение одних норм следует мягкое наказание -
неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд.

· За нарушение других норм жесткие санкции - тюрем­ное заключение, даже смертная казнь.

Определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочета­ния вызывает неловкость, ставит человека в затруднитель­ное положение. Но оно не влечет за собой жесткое наказа­ние.

В других ситуациях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а поте­ря библиотечной книги - пятикратным штрафом. В некото­рых обществах малейшие отступления от традиций, не гово­ря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарты в V веке до н. э. и советские партийные органы в XX веке.



Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божес­тва, раскрытие государственной тайны), мягче всего - при­вычек. Будь то индивидуальные (забыл почистить зубы или убрать за собой кровать) или групповые, в частности, се­мейные (например, отказ выключить свет или закрывать входную дверь).

Однако существуют групповые привычки, которые це­нятся очень высоко и за нарушение которых следуют стро­гие санкции. В тех же Хоторнских экспериментах новичков, нарушивших правила поведения, ждало суровое наказание: с ними могли не разговаривать, приклеить обидный ярлык («выскочка», «штрейкбрехер», «подсадная утка», «предатель»), вокруг них могли создать нетерпимую обстановку и заста­вить уволиться, к ним могли применить даже физическое насилие. Такого рода привычки получили название нефор­мальных групповых норм. Они рождаются в малых, а не в больших социальных группах. Механизм, который контро­лирует соблюдение подобных норм, называется групповым давлением.

Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они:

· регулируют общий ход социализации,

· интегрируют индивидов в группы, а группы - в об­щество,

· контролируют отклоняющееся поведение,

· служат образцами, эталонами поведения.

Каким образом удается достичь этого при помощи норм? Во-первых, нормы - это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая но­вичкам общаться с начальством чаще, чем со своими то­варищами, малая группа накладывает на своих членов оп­ределенные обязательства и ставит их в определенные от­ношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, общес­тве.

Во-вторых, нормы это еще и ожидания: от соблюдающе­го данную норму человека окружающие ждут вполне одноз­начного поведения. Когда одни пешеходы движутся по пра­вой стороне улицы, а идущие навстречу - полевой, возни­кает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновение и беспорядок. Еще более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнеры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъек­тов действия, само действие, ожидание, опенку и средст­ва.

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

· как стандарты поведения (обязанности, правила) или

· как ожидания поведения (реакция других людей).

Защита чести и достоинства членов семьи представляетсобой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о нор­ме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соот­ветствует вполне конкретное ожидание членов семьи, над­ежда на то, что их честь и достоинство будут защищены. У кавказских народов подобная норма ценится очень высоко, а отступление от этой нормы карается очень строго. То же самое можно сказать о южно-европейских народах. Итальян­ская мафия возникла как неформальная норма защиты чес­ти семьи, и лишь позже ее функции изменились. Отступни­ков от принятого стандарта поведения карало все сообщест­во.

Почему люди стремятся соблюдать нормы, а сообщество строго следит за этим?

Нормы - стражники ценностей. Честь и достоинство се­мьи - одна из важнейших ценностей человеческого сообщес­тва с древнейших времен. А обществом ценится то, что спо­собствует его стабильности и процветанию. Семья - основная ячейка общества и забота о ней - его первейшая обязанность. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстриру­ет свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается окружающими. Его социальный статус повышается. Напротив, неспособный защитить домочадцев подвергается презрению, его статус резко снижается. Пос­кольку защита семьи - основа ее выживания, то выполне­ние этой важнейшей функции в традиционном обществе де­лает мужчину автоматически главой семьи. Не возникает спо­ров о том, кто первый - муж или жена. В результате укреп­ляется социально-психологическое единство семьи. В современной семье, где мужчина не имеет возможности проде­монстрировать свои лидирующие функции, гораздо выше нестабильность, чем в традиционной.

Как видим, социальные нормы действительно стражни­ки порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом.

Социальные санкции

санкциями называются не только наказания, но также поощрения, способствующие соблюдению социальных норм.

Санкции - охранники норм. Наряду с ценностями они ответственны за то, почему люди стремятся выполнять нор­мы. Нормы защищены с двух сторон - со стороны ценнос­тей и со стороны санкций.

Социальные санкции - разветвленная система вознаграж­дений за выполнение норм, т. е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т. е. за девиантность.

конформизм представляет собой внешнее согласие с об­щепринятым,потому что внутренне индивид может сохра­нять в себе несогласие с ними, но никому не говорить о том.

Конформизм - цель социального контроля. Однако це­лью социализации конформизм не может быть, ибо она до­лжна завершаться внутренним согласием с общепринятым.

Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негатив­ные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа санкций:

формальные позитивные санкции (Ф+) - публичное одоб­рение со стороны официальных организаций (правительст­ва, учреждения, творческого союза): правительственные на­грады, государственные премии и стипендии, пожалован­ные титулы, ученые степени и звания, сооружение памят­ника, вручение почетных грамот, допуск к высоким до­лжностям и почетным функциям (например, избрание пред­седателем правления).

неформальные позитивные санкции (Н+) - публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дру­жеская похвала, комплименты, молчаливое признание, до­брожелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных ка­честв, улыбка.

формальные негативные санкции (Ф-) - наказания, предусмотренные юридическими законами, правительствен­ными указами, административными инструкциями, пред­писаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, от­лучение от церкви.

неформальные негативные санкции (Н-) наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порица­ние, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддержи­вать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжела­тельный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельето­на, разоблачительная статья.

Итак, социальные санкции выполняют ключевую роль в системесоциального контроля.

Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, кото­рые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение норм, как и выполнение санкций, делает наше поведение предсказуемым. Каждый из нас знает, что за выдающееся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяж­кое преступление - тюремное заключение. Когда мы ожида­ем от другого человека определенного поступка, то надеем­ся, что он знает не только норму, но и следующую за ним санкцию.

Таким образом, нормы и санкции соединены в единое це­лое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.

Применение социальных санкций в одних случаях требу­ет присутствия посторонних лиц, а в других не требует. Уволь­нение оформляется отделом кадров учреждения и предпол­агает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебно­го разбирательства, на основании которого выносится су­дебное решение. Привлечение к административной ответствен­ности, скажем, штрафование за безбилетный проезд, пред­полагает присутствие официального транспортного контро­лера, иногда и милиционера. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученого совета.

Санкции к нарушителям групповых привычек требуют наличия меньшего числа лиц. Санкции никогда не применяются по отношению к самому себе. Если применение санк­ций совершается самим человеком, направлено на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем.

самоконтроль называют еще внутренним контролем: ин­дивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласо­вывая его с общепринятыми нормами.

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство нелов­кости или вины.

В таких случаях у человека обычно возникает чувство вины, и тогда говорят о муках совести. Совесть - проявле­ние внутреннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписа­ниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположе­на сфера подсознания или бессознательного, состоящая из сти­хийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание при­родной стихии, он основывается на волевом усилии.

Трансформации экономики на постсоветском пространстве сопровождалась значительным спадом производства и потребления. Особенно это отразилось в социальной сфере: уровень жизни населения и его социальная защищенность резко снизились. При разработке экономической стратегии реформирования в 90-е годы социальная политика не называлась в качесте очевидной цели реформ. Роль социальной сферы была осознана после финансового кризиса 1998 года. Беларусь избежала социальных потрясений благодаря эволюционному переходу к экономическим реформам. Однако результатом явилось сокращение сбережений, что стало сдерживающим фактором экономического роста. В 2000 году в нашей стране 35,7% белорусских семей обладали доходом ниже прожиточного минимума на одного члена семьи. Потребовалось введение пособий для безработных и бедных. Это привело к росту социальной доли ВВП. В 1999 году валовые расходы на социальные программы и субсидии превысили треть ВВП республики, что потребовало высоких налогов и социальных выплат и стоало сдерживающим фактором экономического роста. Назревшие решения в сфере социальной политики принимаются со значительной временной задержкой.

Первой попыткой ввести определенность в ранее выданные обязательства государства и одновременно сохранить минимальный уровень государственного социального обеспечения были государственные минимальные социальные стандарты (ГМСС). Закон о ГМСС был принят в 1999 году. Но только в 2003 году были разработаны и утверждены постановлением Совета Министров по внедрению в республике 44 государственных социальных стандартов. Цель стандартов – удовлетворить важнейшие потребности человека в материальных благах и услугах и таки образом соблюсти конституционные гарантии. Большинство норм и нормативов, которые входят в систему стандартов, являются обязательствами государства перед различными группами населения и должны обеспечиваться за счет его финансовых ресурсов. Это дало возможность сохранить равные минимальные гарантии социальной защищенности населения. В перспективе государственное социальное обеспечение должно сохраниться на уровне минимального стандарта, ориентированного на малообеспеченную часть населения.

Активное реформирование социальной политики началось после 2000 года. Основными направлениями реформирования стали: поиск путей ограничения расходов государственного бюджета на социальные нужды и ужесточение финансовой дисциплины использования средств; активное привлечение средств нанимателей к социальной защите и страхованию; расширение круга платных услуг для населения в здравоохранении, образовании, санаторно-курортном обслуживании. В 2007 году был принят законопроект о ликвидации льгот. В Беларуси существовало более 200 видов льгот, правом их получения пользовались более 30 категорий граждан, 25% льгот получали наиболее обеспеченные граждане. В декабре 2009 года, несмотря на негативное общественное восприятие законопроекта, он вступил в силу. Однако государственная социальная поддержка населения является важнейшей составляющей социально экономической политики Беларуси. С 2007 года в стране активно задействуется принцип адресности при осуществлении государственной поддержки. Эта мера, закрепленная на законодательном уровне, позволяет применять четкий, прозрачный, дебюрократизированный механизм предоставления государственной адресной социальной помощи тем, кто в ней действительно нуждается.

К концу 2010 года предусмотрено сократить долю населения, располагающего доходами ниже бюджета прожиточного минимума, в два раза. Уровень малообеспеченности населения снизился с 11,1 процента в 2006 году до 7,7 процента в 2007 году. Важно отметить, что такое снижение произошло во всех регионах страны, а не только в крупных городах. Оно происходило при относительно низком уровне дифференциации доходов граждан.

Одним из ключевых аспектов обеспечения эффективного социального развития является расширение занятости. Эта одна из первостепенных задач государственной социально-экономической политики Беларуси. Уровень безработицы в Беларуси является одним из самых низких в Европе, он составляет в настоящее время менее 1 процента. Государство предоставляет дополнительные гарантии в области занятости особо нуждающимся и особо уязвимым категориям граждан, в том числе родителям многодетных и неполных семей; лицам до 21 года, которые впервые находятся в поисках работы; инвалидам; гражданам, освобожденным из мест лишения свободы и др. Дополнительные гарантии включают в себя такие меры, как бронирование рабочих мест для определенных категорий граждан, осуществление программ профессионального обучения.

В Беларуси на протяжении почти десяти лет наблюдается тенденция снижения женской и молодежной безработицы.

Одним из приоритетных элементов социальной поддержки государства является пенсионное обеспечение. С учетом демографической структуры населения, обусловленной его старением, получателями пенсий являются 26 процентов населения. Расходы на выплату пенсий составляют 11 процентов ВВП страны. С начала 2008 года рост размера пенсий составил более 6 процентов. За период с 2003 по 2008 год доля пенсионеров с пенсией ниже бюджета прожиточного минимума снизилась с 29, 9 процентов до 6 процентов от общей численности пенсионеров.

Для обеспечения дополнительной защиты права граждан на пенсионные выплаты Беларусь активно развивает соответствующую международную договорную базу: специальные соглашения о гарантиях пенсионного обеспечения при переселении граждан Беларуси действуют практически со всеми соседними странами и государствами СНГ.

В рамках деятельности по социальной поддержке одиноких пожилых людей и инвалидов важное место занимает развитие сети стационарных учреждений социального обслуживания. В Беларуси действуют 70 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, в том числе 9 домов для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, а также Республиканский интернат ветеранов Второй мировой войны и труда, в которых проживает более 16 тысяч человек.

Образование и грамотность – важнейшая основа прогрессивного социально-экономического развития Республики Беларусь. В Беларуси ежегодные расходы на нужды образования составляют 6 процентов от уровня ВВП и превышают аналогичные показатели ряда высокоразвитых стран. В Беларуси гарантировано бесплатное среднее образование, сохранено бесплатное высшее образование, которое доступно любому человеку на конкурсной основе. При этом особое внимание уделяется обеспечению равенства образовательных возможностей городской и сельской молодежи.

Таким образом, в социальной политике Беларуси можно выделить следующие изменения:

· Распределение социальной составляющей между основными экономическими субъектами: государством, нанимателями и населением.

· Поддержание минимальной дифференциации доходов между работниками различных отраслей экономики;

· Введение института негосударственных платных услуг в социальной сфере;

· Отказ от льгот и переход к адресному назначению социальной помощи через систему государственных минимальных социальных стандартов.

29. Структура и содержание социальной политики.

Социальная политика – деятельность институтов государства, направленная на управление социальным развитием, умножением и распределением материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев общества, каждого человека.

u Объектом социальной политики могут быть отдельные граждане, их группы, объединенные конкретными связями и отношениями, население страны в целом.

u Субъекты социальной политики – те, кто определяют цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. Это органы государственного управления на республиканском и местном уровнях; различные негосударственные объединения; коммерческие структуры, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы.

u Цель социальной политики государства – формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, в котором нет нищеты и резких социальных контрастов; достигнут социально приемлемый жизненный уровень и качество жизни; имеется достаточная степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов.

Следовательно, можно выделить две основные функции социальной политики:

стимулирующую, т.е. стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой трудовой мотивации работников к высокоэффективному труду; учет доли каждого работника в созданном продукте.

- стабилизирующую - достигается на основе перераспределения доходов, развития системы социальных гарантий и социальной защиты как населения в целом, так и его социальных групп.

Социальная политика базируется на ряде принципов.

u Принцип социальной справедливости предполагает, с одной стороны, равенство всех членов общества независимо от их индивидуальных и социальных различий в возможностях (уравнительный тип справедливости); с другой – дифференциацию населения по заслугам (распределительный тип справедливости).

u Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Государство должно оказывать помощь своим гражданам только в крайнем случае, если они не в состоянии обеспечить себя сами.

u Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни.

u Принцип всеобщности состоит в том, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества на основе дифференцированного к ним подхода.

С точки зрения субъектов социальной политики, выделяют два ее уровня – общегосударственный и региональный.

u Государственная социальная политика характеризуется единым законодательным пространством для всего населения, единой социальной инфраструктурой.

На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального развития и способы их достижения по отношению ко всему обществу: принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципы социальной политики в стране; устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры; определяется порядок предоставления гражданам льгот и социального обслуживания; разрабатываются целевые социальные программы.

u Региональная социальная политика предназначена для обеспечения удовлетворения потребностей жителей конкретного региона с учетом особенностей культурного, исторического, религиозного и иного характера. На этом уровне принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие социально-экономические отношения в регионе, а также региональные социальные программы, направленные на решение конкретных проблем населения региона.

Первый подход к рассмотрению структуры социальной политики связан с территориально-государственным устройством Российской Федерации. Вопрос, который логично вытекает из такого рассмотрения, заключается в том, можно ли говорить о социальной политике на общегосударственном (федеральном) уровне, о региональной социальной политике (на уровне субъекта Федерации) или о социальной политике на муниципальном уровне? Осуществляется ли такая политика на каждом из уровней государственного устройства, имеется ли у нее своя специфика, и в чем она заключается?

Пытаясь найти ответы на такие вопросы, нужно иметь 1 виду, что современное государственное устройство Российской Федерации является становящейся системой, формирование ее не завершено, особенно в части федеративного устройства и местного самоуправления. Учитывая также противоречивость и сложность социальной политики в целом можно предвидеть те трудности, которые содержит в себе анализ социальной политики в такой структуре. Нам представляется, что вполне правомерно анализировать формирование и реализацию социальной политики на каждом указанных уровней.

Деятельность государства в сфере социальной политики на федеральном уровне создает условия для ее осуществления на всех других уровнях. Эти предпосылки определяются в первую очередь Конституцией (Основным законом) страны, рамочными федеральными законами, разработкой и реализацией не только социальной политики, но также экономической политики и всех других ее видов. На этом уровне разрабатываются и утверждаются социальные минимумы и стандарты, которые должны лежать в основе деятельности расположенных "ниже" органов управления и самоуправления.

Социальный характер России, как сказано в Конституции, находит выражение в установлении гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечении государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитии системы социальных служб, установлении государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Этим гарантиям посвящена, главным образом, ст. 39 Конституции: "Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом". Характерно, что в этой статье не зафиксировано важнейшее право на социальное обеспечение. Формулировка статей Конституции, посвященных социальной защите населения, особенно наиболее уязвимых групп, а также положения главы 2 Конституции "Права и свободы человека и гражданина" позволяют сделать вывод об отсутствии реальных гарантий осуществления права на социальное обеспечение, не говоря уже о более широком понятии права на социальную защиту 1 .

В Конституции не получил закрепления принцип взаимосвязи прожиточного минимума и гарантированных социальных стандартов: минимальной заработной платы, минимальной пенсии, пособия и т. д.

Слово «санкции» сейчас у всех на слуху, и значение этого слова уже понятно многим. Однако словосочетание «социальная санкция» - это малоизвестный социологический термин, и он может поставить в тупик. Кто же и на что накладывает санкции в этом случае?

Понятие о санкциях

Сам термин происходит от латинского sanctio (строжайшее постановление). В праве санкция рассматривается как элемент правовой нормы, который предусматривает негативные последствия для лица, нарушившего правила, установленные в такой норме. Понятие социальных санкций имеет схожее значение. Когда речь идет о социальной санкции, то, соответственно, подразумевается нарушение социальной нормы.

Социальный контроль и социальные санкции

Устойчивость социальной системы, сохранность социальной стабильности, появление положительных изменений в обществе обеспечиваются таким механизмом, как социальный контроль. Санкции и нормы - его составные элементы.

Общество и окружающие люди задают индивиду правила социального поведения и осуществляют социальный контроль, контролируя соблюдение по своей сути - это подчинение человека социальной группе, обществу, он подразумевает следование социальным нормам. Осуществляется контроль через принуждение, общественное мнение, социальные институты, давление группы.

Это самое важное средство социального контроля. В сочетании с социальными нормами они образуют механизм социального контроля. В более широком смысле социальная санкция - это все меры и средства, которые направлены на приведение индивида к норме социальной группы, стимулируют его иметь определенное поведение и определяют отношение к совершаемым действиям.

Внешний социальный контроль

Внешний контроль является сочетанием механизмов и институтов, контролирующих деятельность людей и обеспечивающих следование социальным нормам. Его подразделяют на формальный и неформальный. Формальный контроль заключается в положительной или негативной реакции со стороны официальных органов. В его основе лежат акты, имеющие юридическую и административную силу: законы, указы, постановления. Его действие распространяется на всех граждан страны. Неформальный контроль основан на реакциях окружающих: одобрении или неодобрении. Он не закреплен в официальной форме и не является эффективным в большой группе.

Внешний контроль может включать в себя изоляцию (содержание в тюрьме), обособление (неполную изоляцию, содержание в колонии, больнице), реабилитацию (помощь в возвращении к нормальной жизни).

Внутренний социальный контроль

Если социальный контроль слишком сильный и мелочный, это может привести к негативным результатам. Индивид может потерять контроль над собственным поведением, самостоятельность, инициативу. Поэтому очень важно наличие у человека внутреннего социального контроля, или самоконтроля. Человек сам согласует свое поведение с принятыми нормами. Механизмы этого контроля - чувство вины и совесть.

Социальные нормы

Социальные нормы - это общепринятые стандарты, которые обеспечивают упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия социальных групп и индивидов. Они направлены на регламентирование того, что говорят, думают, делают люди в конкретных ситуациях. Нормы являются эталонами не только для общества, но и для конкретных социальных групп.

Не зафиксированы документально, и зачастую являются неписанными правилами. К признакам социальных норм относят:

  1. Общезначимость . Распространяется на группу или на общество в целом, но не может распространяться только на одного или нескольких членов группы.
  2. Возможность применения группой или обществом одобрения, порицания, наград, наказаний, санкций.
  3. Наличие субъективной стороны. Индивид сам принимает решение, принимать или нет социальные или общества.
  4. Взаимозависимость . Все нормы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Социальные нормы могут противоречить друг другу, и это создает личностный и социальный конфликт.
  5. Масштабность . По масштабу нормы делятся на социальные и групповые.

Виды социальных норм

Социальные нормы делятся на:

  1. Нормы права - установленные и охраняемые государством формальные правила поведения. К нормам права относят социальные табу (педофилия, каннибализм, убийство).
  2. Нормы морали - представления общества о манерах, морали, этикете. Эти нормы работают благодаря внутренним убеждениям индивида, общественному мнению, мерам общественного воздействия. не однородны во всем обществе, и определенная социальная группа может иметь нормы, противоречащие нормам общества в целом.
  3. Нормы обычаев - традиции и обычаи, которые сложились в обществе и регулярно повторяются всей социальной группой. Следование им имеет в своей основе привычку. К таким нормам относят обычаи, традиции, ритуалы, обряды.
  4. Нормы организаций - правила поведения внутри организаций, которые отображены в их уставах, положениях, правилах, распространяются на работников или членов, и охраняются при помощи мер общественного воздействия. Такие нормы действуют в профсоюзах, политических партиях, клубах, компаниях.

Виды социальных санкций

Социальные санкции бывают четырех типов: позитивные и негативные, формальные и неформальные.

  • Негативная социальная санкция - это наказание за нежелательные действия. Она направлена против человека, который отступил от принятых социальных норм.
  • Позитивные санкции - поощрение за действия, одобряемые обществом, направленные на поддержку индивида, следующего нормам.
  • Формальные социальные санкции - исходят от официальных, общественных, государственных органов.
  • Неформальные санкции - являются реакцией членов социальной группы.

Все типы санкций образуют несколько сочетаний. Рассмотрим эти сочетания и примеры социальных санкций.

  • Формальные позитивные - публичное одобрение со стороны официальных организаций (награды, титулы, премии, ученые степени, грамоты).
  • Неформальные позитивные - публичное одобрение, выраженное в похвале, комплименте, улыбке и т. п.
  • Формальные негативные - наказания, предусмотренные законом (штрафы, арест, тюремное заключение, увольнение и т. п.)
  • Неформальные негативные - замечания, насмешки, жалоба, клевета и др.

Эффективность санкций

Позитивные санкции оказывают большее влияние, чем негативные. Одновременно с этим неформальные санкции являются наиболее действенными, по сравнению с формальными. Для человека личные отношения, признание, стыд и боязнь осуждения являются большими стимулами, чем штрафы и награды.

Если в социальной группе, обществе, есть согласие относительно применения санкций, они постоянны и неизменны и существуют достаточно продолжительное время, то они наиболее эффективны. Однако существование такой вещи, как социальная санкция, - это не гарантия эффективности социального контроля. Во многом она зависит от особенностей конкретного человека и от того, стремится ли он к признанию и безопасности.

Санкциям подвергаются люди, чье поведение признается обществом или социальной группой как отклоняющееся от норм и неприемлемое. Вид применяемых санкций и приемлемость их использования в определенной ситуации зависят от характера отклонения от социальных норм и от степени социального и психологического развития группы.

Социальные нормы -.это некие образцы, пред­писывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать, делать в конкретных ситуациях. Чаще всего нормы представляют собой установленные модели, эталоны поведения с точки зрения не только общества в целом, но и конкретных социальных групп.

Нормы выполняют регулятивную функцию как по от­ношению к конкретному человеку, так и по отношению к группе. Социальная норма выступает как обществен­ное явление, не зависящее от индивидуальных вариа­ций.

правила. Признаки социальных норм:

1) общезначимость. Нормы не могут распространять­ся только на одного или нескольких членов группы или общества, не затрагивая поведение большин­ства. Если нормы являются общественными, то они общезначимы в рамках всего общества, если же групповыми, то их общезначимость ограничивает­ся рамками данной группы;

2) возможность применения группой или обществом санкций, наград или наказаний, одобрения или по­рицания;

3) наличие субъективной стороны. Проявляется в двух аспектах: человек вправе решать сам, принимать или не принимать нормы группы или общества, вы­полнять их или не выполнять;

4) взаимозависимость. В обществе нормы взаимо­связаны и взаимообусловлены, они образуют слож­ные системы, регулирующие действия людей. Нор­мативные системы могут быть различными, и это различие иногда содержит в себе возможность конфликта, как социального, так и внутриличност-

ного. Некоторые социальные нормы противоречат


друг другу, ставя человека в ситуацию необходимо­сти выбора; Ь) масштабность. Нормы различаются по масштабу на собственно социальные и групповые. Социаль­ные нормы действуют в рамках всего общества и представляют собой такие формы социального контроля, как обычаи, традиции, законы, этикет и т. д. Действие групповых норм ограничивается рамками конкретной группы и определяется тем, как здесь принято себя вести (нравы, манеры, группо­вые и индивидуальные привычки). Все процедуры, при помощи которых поведение индивида приводится к норме социальной группы, называются санкциями. Социальная санкция - мера воздействия, важнейшее средство социального конт­роля.

Виды санкций: негативные и позитивные, фор­мальные и неформальные.

Негативные санкции направлены против челове­ка, отступившего от социальных норм.

Позитивные санкции направлены на поддержку и одобрение человека, который следует данным нор­мам.

Формальные санкции налагаются официальным, об­щественным или государственным органом или их представителем.

Неформальные предполагают обычно реакцию чле­нов группы, друзей, сослуживцев, родственников и т. д.

Позитивные санкции обычно влиятельнее негатив-ных. Сила воздействия санкций зависит от многих обстоятельств, самым важным из которых выступает согласие по поводу их применения.


вневременной характер и существует достаточно дол­го, передаваясь из поколения в поколение. Тради­ции - такие обычаи, которые сложились историчес­ки в связи с культурой данного этноса; передаются из поколения в поколение; определяются менталитетом народа. Обычаи и традиции охватывают массовые формы поведения и играют огромную роль в интегра­ции общества. Существуют особые обычаи, имеющие нравственное значение и связанные с пониманием добра и зла в данной социальной группе ил и* общест-ве, - мораль. Категория нравов служит для обозна­чения обычаев, имеющих нравственное значение и характеризующих все те формы поведения людей в том или ином социальном слое, которые могут быть подвергнуты нравственной оценке. На индивидуаль­ном уровне нравы проявляются в манерах человека, особенностях его поведения.

Манеры включают совокупность привычек поведе­ния именно данного человека или определенной со­циальной группы.

Привычка - неосознаваемое действие, которое столько раз повторялось в жизни человека, что при­обрело автоматизированный характер.

Этикет- установленный порядок поведения, форм обхождения или совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к лю­дям.

Любой член общества находится под сильнейшим психологическим влиянием социального контроля, который не всегда осознается индивидом из-за про­цессов и результатов интериоризации.


оценочных аспектах. Предубеждение связано с опре­деленными аспектами социального познания - спо­собами, посредством которых мы выделяем, храним, возвращаем из памяти и позднее используем инфор­мацию о других людях. В своих попытках найти объяс­нения различным явлениям социального мира часто используем кратчайшие когнитивные пути. Обычно это делается, когда наши способности справляться с со­циальной информацией достигают своего предела; тогда мы с наибольшей вероятностью опираемся на стереотипы как на кратчайшие ментальные пути для понимания других людей или формирования сужде­ний о них.



Социальные установки не всегда отражаются во внешних действиях. Во многих случаях люди, нега­тивно относящиеся к представителям различных групп, могут не выражать этих взглядов открыто. За­коны, социальное давление, страх возмездия - это СО удерживает людей от открытого выражения своих "sf предубеждений.

Многие люди, имеющие предубеждения, чувствуют, что открытая дискриминация - это плохо, и воспри­нимают подобные действия как нарушение личных поведенческих стандартов. Когда они замечают, что проявили дискриминацию, то испытывают чувство большого дискомфорта.

В последние годы вопиющие формы дискримина­ции - негативных действий по отношению к объектам расовых, этнических или религиозных предубежде­ний - наблюдаются редко. Новый расизм более утон­ченный, но такой же жестокий.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме