Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Структура правосознания тгп. Понятие правосознания

Чем дальше забирается человечество в неисповедимые глубины прогресса, тем ярче проявляет себя юридическая природа сознания, тем важнее становится этапная задача - следовать многим положениям, раскрытым теорией права в правосознательной сфере человеческого общежития.

Правосознание - это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (законам , законности , правомерному и неправомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию).

Правосознание - одна из специфических форм общественного сознания. Оно состоит из трех элементов:

  • правовой идеологии, т.е. систематизированного научного выражения правовых идей, взглядов, принципов, требований общества и населения;
  • правовой психологии - совокупности правовых чувств, ценностных отношений, настроений, желаний, переживаний, характерных для всего общества и населения;
  • поведенческих элементов (привычки, установки, готовность к деятельности...).

Функции правосознания:

  1. Познавательная, ей соответствует определенная сумма юридических знаний.
  2. Оценочная, суть ее в определенном отношении личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Это отношения к праву и законодательству, к правовому поведению окружающих, к правоохранительным органам , к своему правовому поведению.
  3. Регулятивная. Эта функция осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций.

Правосознание является элементом правовой культуры .

Основные черты правосознания:

  • является одной из форм общественного сознания;
  • состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и других компонентов;
  • носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права ;
  • обращено не только к настоящему, но и к прошлому, и к будущему;
  • в отдельные периоды развития общества является формой права;
  • ориентирует субъектов права в социально-правовых ситуациях, позволяет им делать соответствующий (не всегда правомерный) выбор и принимать юридически значимые решения, т.е. выступает своеобразным "внутренним механизмом" регулирования деятельности людей.

Деформация правосознания - это его искажение, "разрушение" позитивных идей, убеждений, чувств, установок и т.п.

Дефекты правосознания - не только противопоставление духа и буквы закона, целесообразности и законности, но и более глубокие деформации: отрицание правовой системы и даже необходимости таковой; неподчинение конкретному закону; неуважение к правоохранительным органам; утверждение, что цель оправдывает средства, и т.п.

Нигилистическое отношение, т.е. абсолютное отрицание, формируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов, когда, например, все стражи порядка - это "менты"; когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен; когда появляются герои - "воры в законе", авторитеты преступного мира.

Правосознание может формироваться еще в детстве, когда расшалившегося ребенка пугают тюрьмой или милиционером вместо того, чтобы внушить ему мысль, что милиционер - это его защитник, помощник. Поэтому так важно формировать, используя и искусство, и средства массовой информации, и иные способы, положительный образ защитника правопорядка , а не опускаться до массовой дискредитации фигуры полицейского.

Виды деформации правосознания

Правовой инфантилизм бесформированность, недостаточность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке. "Перерождение" правосознания крайняя степень искажения правосознания, включающая преступный умысел . Это антипод законности . Правовой дилетантизм вольное обращение с законами либо с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям. Правовой нигилизм отрицание социальной ценности права ; осознанное игнорирование требований закона , та часть правосознания, которая резко критически относится к требованиям необходимости уважения и соблюдения права.

Нигилизм вообще (от лат. nihil - ничто, ничего) выражает отрицательное отношение субъекта к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам. Он рассматривается как одна из форм мироощущения и социального поведения. Критическому восприятию можно подвергнуть все стороны общественного бытия. Известный российский литературный персонаж XIX в. Козьма Прутков призывал всех "зрить в корень" и "подвергать все сомнению". Поэтому нигилизм может быть политическим, идеологическим, экономическим, нравственным, военным, правовым и т.д. Общей чертой, характерной для всех видов нигилизма, является не просто отрицание существующих или общепринятых взглядов, ценностей, а осуществление этого в крайне активной (нередко и не в правовой) форме.

Правовой нигилизм противостоит в правосознании требованиям законности. Причем правовой нигилизм может достигать таких уровней и силы, что влечет за собой разрушение правовой системы и правотворческих, и правоприменительных ее сегментов.

Причины правового нигилизма самые разные - от вполне обоснованных протестов против тех или иных законов до искусственно созданного неприятия права вообще, как ненужного социального института. В России одной из идеологических причин возникновения правового нигилизма явилось утверждение об "отмирании" права. В 1962 г. в стране с представлением о построении коммунизма пышно расцвели и идеи о решающей роли общественности в борьбе с правонарушениями . Отдавались "на поруки" преступники, вовсю работали товарищеские суды с их некомпетентностью. В итоге произошло умаление права, сформировалось нигилистическое отношение к нему.

Правовой фетишизм (или идеализм) - гипертрофированное представление о роли юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Это прямо противоположное правовому нигилизму явление. В то же время у этих явлений имеются общие корни, к которым следует отнести юридическое невежество, дефицит политико-правовой культуры.

Безграничная вера в закон существует на протяжении всей истории человечества. Специалисты отмечают следующие основные формы проявления правового идеализма:

  1. Необоснованное забегание законодательства вперед, выражающееся в том, что ни само государство , ни население не готовы выполнять предлагаемые правовые предписания.
  2. Отсутствие реального механизма, предназначенного реализовывать правовые предписания.
  3. Отсутствие в государстве надлежащих политических, идеологических, экономических, социально-психологических и иных условий, в которых должна действовать норма права .

Формы выражения правового нигилизма:

  • прямые умышленные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов ;
  • массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;
  • издание противоречивых или даже взаимоисключающих актов, которые как бы нейтрализуют друг друга;
  • подмена законности политической, идеологической или практической целесообразностью;
  • несогласованные действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях;
  • нарушения прав человека , особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество;
  • подмена идеи суверенитета и целостности государства идеями сепаратизма и разобщенности.

Правовая демагогия - особый вид социальной демагогии, состоящий в общественно опасном, внешне эффектном воздействии отдельного лица либо различных объединений граждан на чувства, представления, действия доверяющих им людей посредством различных форм ложного одностороннего либо грубо извращенного представления правовой действительности для достижения собственных корыстных целей, обычно скрываемых под видом пользы народа и благосостояния государства.

Правовой нигилизм - глубинная основа правовой демагогии.

Виды правосознания:

1. По субъектам:

  • Общественное (групповое) правосознание выражает правовые воззрения определенной части общества .
  • Индивидуальное правосознание - это представления о праве и правовых требованиях, которые имеет каждый гражданин. Уровень индивидуального правосознания у различных людей различен.
  • Групповое. Необходимо учитывать и такое понятие, как "эффект толпы". Французский социолог Гюстав Лебон одним из первых заявил о начале эры толпы и стал системно изучать это явление. Он считал, что толпе чужда демократия. Ей обязательно нужен вождь (за это ученого обожал Гитлер). Главное свойство толпы - это превращаемость. На эмоциональном фоне она может впадать в ярость, ужас, страх и иные полярные состояния, несовместимые с правовым характером действий. Это может происходить спонтанно и в то же время может намеренно стимулироваться.

Таким образом провокаторы могут добиваться социальных беспорядков с достижением в последующем определенных политических целей, вплоть до изменения государственного строя. В то же время руководители при помощи грамотных действий специальных служб и применения психологических приемов могут переориентировать ее действия, превратить толпу одного вида в другой.

Например, 21 августа 1991 г. после поражения ГКЧП собравшаяся многочисленная толпа в г. Москве на площади перед Лубянкой настраивалась штурмовать здание КГБ СССР. Избежать больших жертв удалось, только переориентировав внимание собравшихся на памятник Ф.Э. Дзержинскому. При этом использовались не только неприязнь людей к этому историческому персонажу, но и давний слух о том, что монумент состоит из чистого золота. Якобы так остроумно Сталин в свое время спрятал часть золота партии.

С участием американских специалистов был разработан и осуществлен ряд крупных международных политических операций. С их помощью удалось избежать начала гражданской войны после переворота в Чили и последовавшего за ним убийства президента страны Сальвадора Альенде. Действия многочисленных сторонников президента деморализовали тем, что своевременно запустили слух о том, что на помощь свергнутому правительству движется армейская бригада под командованием известного генерала Пратса. Когда эта версия приобрела в сознании населения устойчивый характер на центральном телевидении, было организовано "интервью" в прямом эфире с находившимся под домашним арестом генералом, который поддержал действия путчистов. Шок от этого "интервью" сломил волю сторонников президента Альенде к решительным действиям.

Позже социологи стали различать такие понятия, как: "толпа", "массы" и "народ".

2. По уровням правосознание делится на обыденное (эмпирическое), научное и профессиональное.

Понятие правовой культуры

В юридической науке и в культурологии отсутствует единое понимание не только термина "культура", но и другого - "правовая культура ". Правовая культура может рассматриваться по отношению к отдельным индивидам или группам индивидов, объединенных в организованном порядке (политические партии , профсоюзы , иные организации) или собравшихся в общественных местах (политические, культурные или спортивные мероприятия). Определенный уровень политической культуры имеет и само общество . Это многоплановое понятие и при подходе к его унификации исследователи (в том числе философы, социологи, юристы и др.) чаще всего стремятся выделить черты, присущие направлению их научного поиска.

Многие специалисты правовую культуру рассматривают как сферу человеческой практики, представляющей собой совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм. Своим предназначением она должна иметь выполнение функции социально-правовой ориентации людей в обществе.

Правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, положительно влияющее на общественное развитие и поддержание самих условий существования государства и общества.

В результате исследования правосознания различных слоев и групп населения установлено, что основные различия законопослушных лиц и правонарушителей заключаются не в правовой осведомленности (нормы права все знают или не знают примерно одинаково). Причина в другом - в отношении к праву и к практике его применения. Наиболее резко это выражается в правовых установках и ценностных ориентациях. Интенсивность, степень выраженности, острота проявления этих различий оказались особенно высокими у юристов-профессионалов, что, впрочем, вполне естественно.

Профессиональная юридическая культура включает в себя в качестве основы профессионально-правовую и профессионально-нравственную сферы (области) культуры, которые функционируют во взаимодействии с политической, эстетической, религиозной и другими проявлениями культуры.

Правосознание как элемент правовой и профессиональной культуры, юридической культуры, а также сама она реализуется (объективируется) в механизме поведения и фактическом поведении (деятельности). В отличие от правосознания и профессионального сознания правовая культура и профессиональная юридическая культура включает в себя только положительные, социально полезные и ценные компоненты правовой деятельности, которые накоплены человечеством в ходе его развития и которые в конечном счете способствуют социальному прогрессу, цивилизации.

Правовое воспитание

Чувство правовой защищенности может обрести реальные формы только то общество , в котором сформировано правосознание всех уровней, в том числе и профессиональное. Это является одним из обязательных условий формирования правового государства и права в средствах массовой информации. Большое значение для правового воспитания масс имеет практическая работа правоохранительных органов , деятельность которых широко освещается также в средствах массовой информации и становится достоянием общественности.

Правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, социальных групп, классов к праву, законности, правосудию , их представление о том, что является правомерным или неправомерным. Концентрированным выражением правосознания как формы общественного сознания является правовая идеология, т.е. система правовых взглядов, основывающихся на определенных социальных и научных позициях. Психологическую сторону правосознания составляют привычки, чувства, эмоции людей в отношении правовых явлений.

Правосознание включает знание действующего права, его основных принципов и требований, но не сводится к нему. Для правосознания не менее важен оценочный момент и поведенческие установки.

Правосознание подчинено общим закономерностям развития общественного сознания. Оно выступает как специфическое отражение экономических, политических и иных отношений данного общества, положения классов и индивидов в системе общественного производства и социально-политической структуры. Существенное влияние на правосознание оказывают другие формы общественного сознания - политическое сознание и мораль, общественная психология, исторические традиции, сложившийся образ жизни.

Взаимосвязи правосознания и права носят сложный характер. С одной стороны, правосознание предшествует праву, поскольку последнее выражает взгляды и установки господствующих в обществе классов. Сложившаяся в данном обществе правовая система , в свою очередь, выступает в качестве одного из важнейших факторов, воздействующих на правосознание. Наконец, функционирование права, его применение и соблюдение зависят от уровня правосознания.

Существуют различные формы общественного сознания, посредством которых люди вступают в общественные отношения, познают (отражают) окружающий мир и формируют определенное отношение к нему. Это - политическое, религиозное, эстетическое, национальное, нравственное сознание. К формам общественного сознания относится и правосознание, явление субъективное, идеальное, непосредственно не наблюдаемое.

Правовое сознание - это совокупность взаимосвязанных идей, теорий, убеждений, ценностных ориентацией, правовых установок, чувств, выражающих отношение общества, социальной группы, отдельного индивида к действующему или желаемому праву, а также к другим государственно-правовым явлениям.

Правовое сознание играет огромную роль в развитии и совершенствовании правовой жизни общества, так как от уровня правосознания граждан зависит качество правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития, а также точность и полнота исполнения их предписаний.

Правосознание обладает рядом признаков :

1) правосознание - это самостоятельная форма общественного сознания, тесно взаимодействующая с политическими, нравственными, религиозными, национальными и другими формами;

2) правосознание отражает лишь явления правовой действительности и охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни;

4) правосознание включает представления о прошлом, настоящем и будущем права;

5) осознание правовых явлений осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий (правоотношение, юридическая ответственность, правомерность и др.);

6) правосознание является источником права;

7) правовое сознание служит источником правовой активности и внутренним регулятором правового поведения или механизмом его осуществления.

Структура правового сознания. Правовое сознание - это сложное явление, состоящее из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии.

Правовая психология представляет собой совокупность чувств, переживаний, настроений, желаний, привычек, стереотипов, характерных для отдельного индивида, конкретной социальной группы или общества в целом и возникающих на основе существующих юридических норм и практики их реализации.

Правовая психология является наиболее распространенной формой осознания права, так как складывается на базе повседневной жизни в процессе общения и взаимодействия людей и выражается в виде отдельных психологических реакций человека на различные государственно-правовые явления. Правовая психология предполагает переживание права и следование его предписаниям или отступление от них.

Активной частью правосознания выступает правовая идеология, непосредственно влияющая на законодательство, юридическую практику и потому входящая в национальную правовую систему страны. Правовая идеология - это система правовых идей, теорий, принципов, убеждений, отражающих и оценивающих правовую реальность. В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, экономисты, политологи, представители других отраслей знания, которые обязаны учесть конкретные исторические условия жизни общества, расстановку политических сил, уровень общественного сознания, интересы и волю различных социальных групп и другие факторы.

Правовая идеология связана с интересами определенных классов, социальных слоев и отражает их представления о наиболее совершенном праве (естественно-правовая, потребительская, марксистская концепция государства и права, доктрина правового государства и другие современные идеологии). Основным компонентом правовой идеологии являются знания права.

Правовая идеология и правовая психология, составляющие содержание правового сознания, находятся в тесной взаимосвязи и своими средствами служат осуществлению функций правосознания.

Основными функциями правового сознания выступают познавательная, оценочная, регулятивная, и прогностическая, которые представляют собой направления его воздействия на общественные отношения.

Правовое сознание существует в различных видах .

Индивидуальное правосознание - это совокупность правовых знаний, оценок, чувств и эмоций, присущих каждому отдельному человеку. Оно уникально и неповторимо в силу разных познавательных способностей, психологических типов личности.

Индивидуальное правосознание проявляется при осуществлении гражданами юридически значимых действий, реализации прав и свобод, защите законных интересов, подготовке юридических документов. Формами его проявления служат заявления, ходатайства, объяснения, приспособление индивида к правовой системе, законопослушность, протест против существующей правовой системы и т. д. Особой формой проявления индивидуального правового сознания выступают произведения литературы и искусства, научные статьи, монографии, диссертационные работы и т. д.

Групповое правосознание отражает интересы различных социальных групп, например, государственных служащих, женщин, молодежи, пенсионеров и т. д.

Групповое правосознание проявляется в таких формах, как обращения, декларации, программы, принимаемые политическими партиями, общественными объединениями, ассоциациями людей; нормативно-правовые акты, научные и популярные издания идеологов тех или иных слоев, классов и пр.

Общественное правосознание - общественно-правовые идеи, теории, принципы, которые признаются большинством общества. Оно развивается через правосознание индивидов, но по содержанию общественное сознание богаче индивидуального, так как отражает правовую жизнь всего общества.

В числе основных правовых идей современного общества выступают следующие: всемерная охрана и защита прав и свобод человека и гражданина, равноправие, гуманизм, свобода экономической, политической, литературной, научной и иной творческой деятельности, признание верховенства закона и т. д.

Правосознание общества играет ведущую роль в правотворческой и правоприменительной деятельности государства. Оно наполняет правовые акты государства своим содержанием, стимулирует обновление законодательства в делах обеспечения поступательного развития общества. Особенно ярко проявляется на всенародных референдумах, на которые выносятся основные акты государства. Формами проявления общественного сознания выступают также выборы и плебисциты.

Уровни правосознания.

Обыденное (эмпирическое) правосознание представляет собой массовые представления людей о своих правах и обязанностях, о справедливости и несправедливости норм права, о сущности и принципах правовой организации общества; оценки государственно-правовых явлений на уровне стереотипов, штампов, слухов; чувства, настроения, эмоции по поводу права и законности. Оно складывается стихийно, непосредственно под влиянием условий жизни, личного опыта и правового образования, доступного населению.

Профессиональное правосознание - это понятия, идеи, убеждения, традиции и стереотипы юристов-практиков, иных работников государственного аппарата (судейского корпуса, прокуроров, следователей, нотариусов и т. д.). В его содержание наряду с квалифицированными, научно обоснованными выводами, суждениями входит умение применять право. Профессиональное правосознание характеризуется не просто устойчиво положительным отношением к праву и практике его применения, а согласием с правовыми предписаниями, пониманием полезности, необходимости и справедливости их применения, привычкой соблюдать закон.

Уровень профессионального правосознания во многом зависит от качества юридического образования в стране, а также от сложившихся в юридической практике традиций.

Научное (теоретическое) правосознание представляет собой систему идей, концепций, доктрин, взглядов, отражающих закономерности развития правовой сферы. Научное правосознание является непосредственным источником правотворчества и должно служить совершенствованию законодательства, развитию правовых институтов и права в целом. Субъектами научного правосознания являются ученые-правоведы, работающие в научноисследовательских институтах юридического профиля.

В правосознании конкретного человека могут присутствовать определенные элементы из различных видов правосознания. Так, правосознанию ученого-юриста свойственно сочетание элементов научного и эмпирического правосудия. Правосознанию юриста-практика также присуще подобное сочетание, только в другом соотношении. Научное правосознание может быть и индивидуальным, и групповым, когда общие правовые взгляды, воззрения разделяют представители одной научной школы.

34. Правовая культура: понятие, виды и структура

Правовая культура представляет собой важную часть культуры общества как исторически сложившейся системы общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, на основе которых осуществляется регуляция общественных отношений.

В современной отечественной юридической литературе не существует единого подхода к определению правовой культуры.

В широком смысле правовая культура - это все, что создано человечеством в правовой сфере: а) право, его нормы; б) источники права; в) правосознание; г) юридическая наука; д) юридическая практика. В узком смысле правовая культура - это знание правовых норм, уважительное отношение к правовым ценностям, непреходящими среди которых являются конституция, судебная власть и др.

Уровень, качество правовой культуры измеряется:

Состоянием правосознания, т.е. степень знания права, качество отношения к нему;

Состоянием законодательной базы, его совершенством и в технико-юридических измерениях, и содержательном отношении;

Состоянием и качеством работы судебной системы; правоохранительных органов;

Уровнем законности и стабильности правопорядка;

Развитием самой правовой культуры.

Понятия «правовая культура» и «правовое сознание» близки по своему содержанию, однако они не тождественны. Понятие правового сознания раскрывает процессы отражения в сознании людей существующих в правовой жизни различных правовых явлений и включает в себя теории, знания, оценки, ценностные ориентации, выражающие отношение общества и индивида к праву. Правовая культура показывает, как эти теории, знания, оценки и другие феномены правового сознания реализуются и закрепляются в образцах и нормах правовой деятельности.

Правовая культура представляет собой сложное и многоплановое социальное явление, в структуре которого выделяют три блока взаимодействующих между собой элементов:

1) познавательный (гносеологический);

2) ценностно-ориентационный;

3) деятельностный (поведенческий).

Познавательный блок составляют правовые воззрения людей на разнообразные аспекты правовой жизни; масштаб и глубина юридического образования, профессиональной подготовки; соответствующий объем и качество знаний принципов и норм права. В качестве элементов правовой культуры, входящих в познавательный блок, выступают также эмоции, чувства, стереотипы, на основе которых формируется позитивное отношение к праву.

Ценностно-ориентационный блок правовой культуры представлен правовыми ценностями, ценностными ориентациями, правовыми установками, характерными для носителя правовой культуры. Они определяют направленность правовой активности, предрасположенность позитивно воспринимать правовую информацию, критически воспринимать и использовать ее. Проявлениями правовой культуры здесь являются готовность соблюдать и исполнять законы, уважительное отношение к правам другого человека, закону, правопорядку, правосудию, потребность обращаться в суд за защитой прав и т. д.

В деятельностный блок входит набор правомерных действий, представляющих собой практическое отношение субъектов к праву и правовым явлениям, и направленных на соблюдение, исполнение и использование субъективных прав и юридических обязанностей. Проявлением поведенческого аспекта правовой культуры является правовая активность, предполагающая более высокую, чем просто соблюдение и исполнение правовых обязанностей, степень и интенсивность деятельности в правовой сфере, исключающая использование противозаконных силовых средств при разрешении споров.

Все рассмотренные компоненты правовой культуры относительно самостоятельны , но вместе с тем взаимосвязаны и образуют особую систему.

Правовая культура выполняет ряд функций : познавательную, регулятивную, правовой социализации, оценочную, коммуникативную, прогностическую.

Познавательная функция заключается в том, что через восприятие и осмысление государственно-правовых явлений у индивидов, социальных групп формируются необходимые правовые знания, представления, на основе которых они вступают в правоотношения для осуществления своих задач.

Регулятивная функция обеспечивает устойчивое, динамичное функционирование всех элементов правовой системы, а значит, и общества в целом. Достигается это через формирование и закрепление в сознании людей присущих правовой культуре идеалов, ценностей, принципов, традиций и образцов общественно полезного, юридически значимого поведения.

Функция правовой социализации состоит в способности правовой культуры обеспечивать передачу накопленного опыта, определенных правовых знаний, ценностей, принципов, норм правовой жизни от одного поколения к другому - по вертикали и между субъектами -по горизонтали. Тем самым она способствует более эффективному использованию субъектами своих прав и соблюдению юридических обязанностей, а также постоянному правовому обогащению как отдельной личности, так и общества в целом.

Оценочная функция правовой культуры направлена на измерение, оценку права, законности, правопорядка, правовых отношений, других правовых явлений путем сопоставления с соответствующими правовыми ценностями и выработку необходимого отношения индивидов, социальных общностей к данным явлениям.

Коммуникативная функция позволяет установить как непосредственную связь между гражданами в правовой сфере, так и косвенное общение с нашими современниками, с которыми мы лично незнакомы, или даже с представителями прошлых поколений. Такое общение напрямую зависит от наличия в обществе юридических произведений, уровня развития средств массовой информации и, конечно же, от способности правовой культуры аккумулировать в себе достижения всех типов правовых культур других народов.

Прогностическая функция выражается в способности правовой культуры предвидеть возможные направления развития правовой системы, предсказать последствия правотворческой и правоприменительной деятельности, определить наиболее эффективные средства для достижения поставленных целей, прогнозировать возникновение новых правовых ценностей и объяснять их необходимость.

Существуют различные виды правовой культуры , которые можно классифицировать на основе следующих критериев:

1) в зависимости от носителя правовой культуры выделяют правовую культуру личности, группы и общества;

2) по степени познания правовых явлений и использования их в правовой деятельности выделяют обыденный уровень правовой культуры, профессиональный и теоретический.

Правовые системы мира.

Правовая система – конкретно-историческая совокупность законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии в данном государстве.

Структура правовой системы включает в себя право, правовую идеологию, правосознание, юридическую практику и др. Кроме того, правовая система - есть комплексное образование, охватывающее все правовые явления. Основными элементами правовой системы являются: система права, система законодательства, правовые отношения, правовая политика, правовая культура, правосознание, правовые понятия и принципы, правовые учреждения, правотворческие органы и др.

В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. В каждой стране исторически в зависимости от национальных традиций, культуры, менталитета и других факторов социально-экономического и политического характера сложилась своя система права. Каждая национальная система права имеет свои особенности и характерные черты, что позволяет говорить о ее самобытности.

Однако, несмотря на свои особенности и различия, эти правовые системы имеют и общие черты, которые позволяют их объединить в так называемые правовые семьи. Понятие «правовая семья» используется лишь для того, чтобы выявить сходства и различия правовых систем современности.

Правовая семья – совокупность правовых систем, которые обладают общностью: а) источников права; б) его структуры; в) исторического пути правового развития; г) понимания нормы права.

В научной литературе принято выделять следующие основные правовые семьи:

Англосаксонскую (Англия, Северная Ирландия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.);

Романо-германскую (страны континентальной Европы);

Мусульманскую (Иран, Афганистан, Пакистан и др.);

Обычного (традиционного) права (страны Центральной и Южной Африки);

Индусскую и др.

Особенности романо-германской правовой семьи:

- возникла на основе рецепции римского права;

Основной источник права – нормативно-правовой акт (закон);

Единая иерархическая система источников права;

Деление права на частное и публичное, а также на отрасли права;

Законодательство носит кодифицированный характер;

Относительно единая система правовых принципов;

В законодательстве ведущая роль принадлежит конституции.

Особенности англосаксонской правовой семьи:

Основной источник права – судебный прецедент;

Основные правовые принципы берутся из решений суда;

Характерно развитие процессуальных дисциплин;

Отсутствует деление права на частное и публичное;

Нормативные акты не играют решающей роли;

Некодифицированный характер законодательства;

Суд играет ведущую роль.

Особенности мусульманской правовой семьи :

Норма права имеет божественное происхождение;

Основные источники – Коран, Сунна, Иджма, Кияс;

Отсутствует деление на частное и публичное право;

Характерно сочетание религиозного и собственно юридического начал;

Тесное взаимодействие с местными обычаями и традициями.

Особенности семьи обычного права :

Основной источник правового регулирования - обычаи;

Это право групп, сообществ, а не право индивидов;

Характерна идея примирения сторон;

Регулирование сводится преимущественно к сфере частного права.

Источники (формы) права

Под источниками права понимают различные формы его внешнего выражения, т. е. формы права.

В научной литературе понятие «источник права» употребляется в трех значениях :

В материальном смысле - это общественные отношения;

В идеологическом - правосознание;

В формально-юридическом смысле - форма права.

Формы права - способы внешнего выражения и закрепления норм права

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством.

Источниками права в юридическом смысле являются такие формы права, как правовой обычай, юридический прецедент, правовая доктрина, нормативный договор и нормативный акт.

Под правовым обычаем понимают нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании общества обязательное значение. Это исторически сложившееся привычное поведение, взятое под охрану государством. Обычаи складываются в процессе жизнедеятельности общества. Если обычаи получают признание государства и обеспечиваются его принудительной силой, то они называются правовыми обычаями. Правовые обычаи составляют обычное право.

В Российской Федерации применение обычаев ограничено законодательно, только Гражданский кодекс РФ предусматривает обычаи делового оборота. В настоящее время правовые обычаи применяются в государствах Азии, Африки, Латинской Америки и в международном праве.

Следующий вид источников права - это юридический прецедент. Под юридическим прецедентом понимают судебное или административное решение по конкретному делу, ставшее образцом для решения аналогичных дел. Правовой прецедент представляет собой нормативное решение, имеющее силу закона.

Юридический прецедент применяется в государствах, принадлежащих к англосаксонской системе, - Англии, США, Канады и др. В Российской Федерации характер судебного прецедента носят руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда, которые являются обязательными для всех судей.

Правовая доктрина - это компетентное суждение по правовым вопросам, или право давать разъяснения, обязательные для судов. Широкое распространение правовая доктрина имела в Древнем Риме. В Российской Федерации в настоящее время правовая доктрина не признается официальным источником права, но очень многие юристы-практики пользуются научными комментариями законов.

Нормативный договор , или договоры нормативного содержания, - это соглашения двух или более субъектов права, которые содержат общие правила, регулирующие отношения сторон. Нормативные договоры служат источниками права в основном в международных отношениях. Они признаются во всех правовых системах. Для Российской Федерации примером нормативного договора служит федеральный договор, заключенный между субъектами Федерации. Нормативный договор характеризуется тем, что его участники добровольно в него вступают, возлагая на себя обязанности, вытекающие из его содержания.

Следующим и наиболее распространенным источником права является нормативный акт . Это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, местным самоуправлением, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений. Нормативный акт, в отличие от других правовых актов (актов толкования и правоприменительных актов), создает новые правовые нормы. Это наиболее важный и распространенный источник права в государствах, составляющих систему права. Нормативные акты образуют стройную систему, основанную на их юридической силе. Высшей юридической силой обладают конституция и законы (В Российской Федерации - конституционные законы и федеральные законы), ниже располагаются подзаконные акты, к которым следует отнести акты Президента, акты Правительства, приказы и инструкции министров, ведомств, комитетов, решения местных органов власти. Нормативный акт - самая типичная и наиболее распространенная форма права Российской Федерации.

Религиозные тексты - характерны для мусульманского права (Коран - это священная книга, представляющая собой собрание поучений, речей и заповедей Аллаха; Сунна - сборник жизнеописаний Мухаммеда). Имеет распространение в странах Ближнего Востока.


Похожая информация.


Правосознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права.

То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Структура правосознания.

Правосознание по своей структуре, по внутреннему строению представляет собой сложное образование, в котором можно выделить такие элементы, как правовая идеология, правовая психология и правовая мораль. Под правовой идеологией понимается совокупность правовых теорий, идей, взглядов на право, научных оценок, представлений о праве. Это систематизированное научное выражение правовых взглядов, идей, требований. В правовой идеологии отражение правовой жизни происходит на уровне ее теоретического, научного анализа и обобщения правовых явлений на основе глубоких юридических знаний.

Правовая психология включает в себя различного рода чувства, эмоциональные оценки, настроения, переживания по поводу функционирующего права, справедливого или несправедливого применения правовых норм, нарушения законов, их соблюдения и т.д. Эти чувства могут выражать одобрение, радость, удовлетворение в отношении справедливых законов, правопослушного поведения людей и, наоборот, - недовольство, возмущение, гнев по поводу несправедливых законов, произвола чиновников, беззакония, совершаемых преступлений.

В качестве составного элемента правосознания можно выделить правовую мораль. Это представления людей о действующем праве, его реализации и развития с точки зрения их моральных убеждений. Специфика правового сознания в том и состоит, что оно воспринимает юридические явления через нравственные представления, требования о добром и справедливом. Именно с позиции этих моральных принципов и требований правосознание оценивает правовые установления, правовую деятельность.

Именно через правовую мораль чаще всего психологические и идеологические элементы правосознания приобретают характер установки к определенному образу поведения. Это обстоятельство подтверждается и фактом существования в правоведении проблемы исполнения законов, не отвечающим нравственным критериям.

Виды правосознания. Индивидуальное - личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида).

Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида. Групповое - отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов. Возникает у обособленной группы людей с определенными специфическими потребностями и интересами. Корпоративное - правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание. Массовое - правосознание обширных масс людей. Общественное - отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).

Функции правосознания. Под функциями правосознания понимают не воздействие, а взаимодействие правового сознания с окружающей правовой действительностью.

Познавательная функция - определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности. Познавательная функция связана с анализом общественной жизни, познанием социально-экономических процессов под углом зрения их правового осознания. При осуществлении этой функции, у индивида накапливается определенный жизненный опыт в сфере права, который осмысливается с помощью оценочной функции. При этом у индивида формируется внутреннее психологическое отношение к отражаемой правовой действительности и тому запасу опыта, который он приобрел до этого.

Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.

Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности. Правосознание высту-пает в качестве идеологического и социально-психоло-гического фактора функционирования всей системы правового регулирования.

Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.

Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которых в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, в правоведении выступает категория правосознания.

Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву. Правосознание – одна из форм общественного сознания. Как и иные формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, наука, философия, – правосознание выступает специфическим способом духовного познания действительности. Правосознанию в духовной культуре присуща относительная самостоятельность. Правовые взгляды, идеи, теории, чувства живут как бы обособленной жизнью, независимой от экономики, политики, государства и даже позитивного законодательства. Изменения последнего задает, конечно, определенные параметры для развития правосознания, но никогда не способно кардинально «перестроить» и тем более устранить исходного культурно-исторического смысла правосознания.

Поэтому, правосознание – весьма независимое, целостное явление, требующее изучения в качестве особого объекта правовой теории. Через правосознание теория права «выходит» на такие сокровенные вопросы, как сущность права, его генезис, культурная специфика юридического регулирования в рамках той или иной цивилизации, деформации правового поведения, источники и причины преступности и иной социальной патологии и т.д.

Правосознание имеет сложную содержательную морфологию. В науке выработано понятие структуры правосознания . Структурно правосознание складывается из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии .

Правовая психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания, формирующемуся в результате повседневной человеческой практики, как отдельных людей, так и социальных групп. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации. Правовая психология – своего рода стихийный, несистематизированный слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государство, право, законодательство, другие юридические феномены.

Правовая психология – форма осознания права, присущая в той или иной степени всем общественным отношениям, возникшим с участием юридического элемента. Это наиболее глубинная, «скрытая» от непосредственного восприятия и понимания сфера правового отражения, которая дает подчас такие типы индивидуальных и массовых реакций на право, законодательство, которые способны кардинально определить успех или неудачу тех или иных законодательных программ. Игнорирование юридической психологии населения в правовой политике государства не раз оборачивалось провалом тех или иных государственных мероприятий, с точки зрения своих социальных целей часто общественно полезных (борьба с самогоноварением, с отдельными противоправными традициям и обычаями и т.д.).



Кроме этого, юридическая психология, будучи сама по себе сложносодержательным, объективно-регуляторным явлением, включает значительную область бессознательного – целый мир психических явлений и процессов, обусловленных фактами действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Сфера бессознательного активно вовлечена в генезис правовых представлений, участвует в формировании как правового (стереотипы, привычки, автоматизмы и т.д.), так и противоправного поведения.

Бессознательное как явление правовой психологии находит выражение в таких формах познания действительности, как интуиция, психологический аффект (при совершении тех или иных противоправных поступков), привычные действия, социальное возбуждение (паника), а также в стремлениях, действиях и установках, причины которых не осознаются человеком.

Таким образом, правовая психология – принципиально значимая для правового регулирования сфера общественного сознания, на изучение которой направлены усилия, как теоретиков права, так и специалистов отраслевых юридических наук.

Правовая идеология – это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.

Правовая идеология характеризуется целенаправленным, как правило, научным либо философским осмыслением права как целостного социального института, не в отдельных его проявлениях (например, в виде тех или иных норм, судебных решений и т.д.), а в качестве самостоятельного элемента общества (общественно-экономической формации, культуры, цивилизации).

В сфере идеологии и через идеологию находят отражение потребности и интересы, прежде всего социальных групп, классов, народов, государства, мирового сообщества в целом. Конечно, элемент индивидуального, личностного присутствует и в идеологическом отражении правовой действительности: та или иная идеологическая доктрина создается и формулируется, как правило, отдельными людьми - учеными, философами, общественно-политическими деятелями, а далее становится достоянием многих людей, которые достигают в своем сознании системного целостного отражения государства и права.

Однако правовая идеология значительно превосходит правовую психологию по степени и характеру познания права. Если правовая психология фиксирует во многом внешний, часто поверхностно-чувственный аспект, срез правовых явлений, вполне умещающийся в повседневный человеческий опыт, то правовая идеология стремится к выявлению сущности, социального смысла, природы права, пытается, как правило, представить его в виде законченной культурно-исторической философии и догмы.

Примерами правовой идеологии как способа правового осознания действительности могут служить гегелевская философия права, естественно-правовая, позитивистская, марксистская доктрина государства и права, многие современные концепции правопонимания. Кроме этого, сфера наибольшего «применения» правовой идеологии – это нацеленность на выражение интересов, потребностей достаточно оформленных, институционализированных социальных сообществ (классов, политических партий, общественных движений, государства, межгосударственных объединений).

Таким образом, правовая психология и правовая идеология как структурные компоненты правового сознания общества каждая своими средствами служат осуществлению функций правосознания в правовом регулировании и в целом правовой культуре общества.

К функциям правосознания , как направлениям воздействия этого явления на общественные отношения, относят: познавательную, оценочную, регулятивную.

Познавательная функция правосознания заключается в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит, по существу, познание жизни – социальной или даже естественной, природной. Задачи такого познания (на уровне обыденной практики) состоят не в выявлении и изучении общих закономерностей и связанных с ними научных истин, а в установлении относящихся к правовой реальности событий, действий, состояний, признаков и т.д. Субъектом такого познания являются как законодатели, так и граждане: каждый из них использует представления о сущем и должном праве для выполнения своих задач в правовом регулировании.

Оценочная функция правосознания состоит в том, что с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым. Правовая оценка – это деятельность субъектов права, как граждан, так и правоприменителей по установлению (отождествлению) различных жизненных обстоятельств в их социальной и правовой квалификации с точки зрения своих представлений о праве, законности, должном поведении. Для того чтобы идентифицировать (оценить) то или иное поведение с позиций права, необходимо иметь достаточный уровень правового сознания.

Регулятивная функция правосознания реализуется через систему мотивов, ценностных ориентации, правовых установок, которые выступают специфическими регуляторами поведения и имеют особые механизмы формирования. Так, информация о юридических нормах порождает у субъектов права комплекс психологических реакций: чувств, эмоций, переживаний, с которыми связано возникновение определенной побуждающей или тормозящей мотивации поведения. В этом случае правосознание (в форме правовой психологии) выступает как мотив конкретного вида поведения.

Через правосознание происходит усвоение и определенных ценностных ориентацией субъектов в обществе, когда, в частности, та или иная конкретная личность, социальная доктрина становится основой устойчивой моральной позиции человека в жизни, особым стимулом к правомерному поведению. В этом смысле правосознание как социальный регулятор выступает мощным средством социально-юридического контроля за поведением.

В теории правоведения различаются следующие виды правосознания :

1. В зависимости от субъектов правосознания:

а) индивидуальное, т.е. отдельных физических лиц,

б) групповое, т.е. социальных сообществ людей (классы, страты, коллективы и др.)

в) общественное или общесоциальное, т.е. всего общества.

2. С точки зрения профессиональной подготовки субъектов правосознания:

а) обыденное правосознание – массовые представления людей, не имеющих юридической специализации, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта:

б) профессиональное правосознание – понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. Эта разновидность правосознания играет наиболее существенную роль в реализации юридических норм, и от ее демократической и гуманистической адекватности зависит стиль и дух правовой практики. К сожалению, профессиональному сознанию юристов свойственны и искажения, и деформации («обвинительный» или «оправдательный» уклон, бюрократизм, равнодушное отношение к человеческой беде и т.д.);

в) – научное правосознание – идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. В современных обществах научному правосознанию принадлежит приоритетная роль в указании путей развития права, законодательства, политико-конституционных отношений. Носителями и генераторами этого вида отражения правовых явлений выступают ученые-правоведы.

Понятие, структура, виды правосознания

Правосознание – это совокупность взглядов, идей, отражающих отношение людей, социальных групп и наций к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным и неправомерным.

Правосознание представляет собой своеобразную форму общественного сознания, которая отражает правовую действительность в форме юридических знаний, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих деятельность людей в юридически значимых ситуациях. Как специфическая форма общественного сознания правосознание содержит в себе совокупность взглядов, чувств, эмоций, идей, теорий, представлений и установок, которые характеризуют отношение лица, общественной группы и общества в целом к действующему или желаемому праву.

В.В. Лазарев отмечает, что правосознание – явление идеальное, непосредственно не воспринимается. Теория государства и права традиционно исследует такие категории как понятие, сущность, структура правосознания, его функции, соотношение с правом и роль в механизме правового регулирования общественных отношений в целом, в обеспечении законности в частности, а также правовое воспитание населения и юристов-профессионалов. В современной науке принято считать, что правосознание – это представления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей, законности и против законности; это правовые теории, правовая идеология. В рамках такого подхода правосознание является идейным выражением объективных общественных отношений, отражающих в свою очередь доминирующие в обществе экономические и социальные отношения.

Правосознание содержит оценочные суждения о праве. В связи с этим область правового сознания – элемент культуры, то есть факт, что относится к категории ценности. Независимо от того, насколько реальное право справедливо или не справедливо, его смысл и назначение состоят в том, чтобы быть справедливым, – право же (и правосознание) должны вобрать в себя и реализовать идею права. Идея права включает в себя формообразующие принципы и оценки политико-правовой реальности. Эти элементы идеи права образуют содержание правового сознания, изучать которые необходимо и как ценностные суждения (оценки деятельности) и как факты данного бытия (явления государства и права). По мнению А.А. Штанько, ощутимую роль правосознание играет на стадии реализации права, в процессе воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей. Правосознание – это не только отражение в индивидуальном сознании духа и характера уже существующих в обществе законов, оно активно и творчески корректирует и критикует действующие законы (и институты) с позиций индивидуальной справедливости, которая приобрела глубокий жизненный смысл и значение для достаточно большой массы людей. Согласно утверждению А. Ильина, мы постоянно нуждаемся в правосознании и пользуемся им; правосознание является творческим источником права, живым органом правопорядка и политической жизни. Каждый закон, каждый указ – возникает в правосознании. Каждый закон, который возник в правосознания власть имущих, обращается к правосознанию большинства подчиненных им людей, чтобы сформулировать им правовые веления, тем самым пробуждая в них желание действовать лучше, справедливее, осторожнее... Это происходит во всех сферах права. Это, по мнению мыслителя, означает, что именно в правосознании (а не в воле и не в силе) рождается любой закон (хороший или плохой, зрелый или незрелый). В то же время указывается, что важным признаком любого закона является то, что он направлен не только на действия человека (которого можно заставить поступать, так или иначе), но и на ее правосознание. То есть, издавая закон, государство стремится убедить правосознание каждого отдельного человека, что следование указанному закона будет способствовать лучшему, более справедливому и более совершенному общественному существованию. Поэтому, несмотря на то, что формально человек может и не принимать участия в принятии того или иного закона, он, тем не менее, всегда участвует в его реализации (ведь каждый индивид решает, соблюдать ему закон или нет и если соблюдать – то как именно?). Это означает, что правосознание является условием действенности закона, когда вследствии несовпадения представления о праве тех, кто принимает закон, и тех, кто его выполняет, закон превращается из внешней принудительной силы в свободное внутреннее убеждение. Кстати, именно благодаря этому своему свойству правосознание делает возможным адекватное применение закона в каждом конкретном случае. Действительно, каким бы четким не был закон и какими совершенными в логико-юридическом плане не были бы его нормы, он никогда, как отметил И. Ильин, не сможет дать четкие и однозначные указания, как действовать человеку в каждом конкретном случае (в этом плане всеобщность закона всегда будет проигрывать разнообразию общественной жизни и тех случаев, в которых он должен применяться). Это может вызвать ситуацию «summum jus summa injuria», когда неукоснительное следование закону порождает наивысшую несправедливость. Механизмом, который позволяет избегать возникновения подобных ситуаций, как раз и есть творческая правосознание, которая существует между общей формулой юридической нормы и отдельным индивидом и трансформирует общие требования права и закона в конкретные действия в той или иной ситуации.

Правосознание существует «до», «после» и «параллельно» с ним и выступает, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, во-вторых, одним из обязательных механизмов (инструментов) реализации, воплощения в жизнь, в-третьих, средством оценки соответствия поведения (деятельности) нормам права. Выступая в качестве непосредственного источника права, правосознание находит свое выражение в правовых актах, оказывает влияние на сам процесс и результаты правотворчества. Правовые нормы, в свою очередь, оказывают влияние на развитие правосознания граждан, формирование надлежащих представлений о правовых принципах и нормах, правоотношениях и ответственности. Определенным образом, истоки правосознания появляются в духовном измерении человека до появления права, когда еще не существовало ни представления о праве, нет его трактовки.
Следовательно, в отличие от других форм общественного сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия – право как систему юридических норм, правоотношения, законодательство, правовое поведение, правовую систему в целом. Правосознание не только отражает в правовых категориях, концепциях, теориях, чувствах, взглядах людей правовую действительность, но и направляет субъекты права на определенные изменения в правовой среде, прогнозирует и моделирует их. Существует определенное взаимодействие правосознания и права. Взаимосвязь правового сознания и права имеет достаточно сложный характер. С одной стороны, правосознание предшествует праву, поскольку последнее является выражением воли общества или определенной его части, то есть выражает взгляды и установки общества или определенной его части, то есть их правосознание. С другой стороны, правовая система, которая сложилась в обществе, выступает одним из важнейших факторов, влияющих на правосознание. И, наконец, функционирование права, его применение и соблюдение зависят от уровня правового сознания.



Существенное влияние на правосознание оказывают другие формы общественного сознания, прежде всего политическое сознание и мораль, а также общественная психология, исторические традиции, образ и уклад жизни.

В современной юридической науке существует деление правосознания на институциональное и не институциональное (в зависимости от официальности или неофициальности нормативных основ его организации и наличия или отсутствия профессиональной компетенции применения последних). В приведенных определениях форм правосознания прослеживается их расширения до масштабов более общего понятия правовой культуры.

Правосознание – сложное социальное образование. Согласно субъектов правовое сознание подразделяется на : индивидуальное, групповое и общественное. По характеру деятельности носителей правосознание делится на: 1) профессионально-юридическое (практически-юридическое и научно-юридическое); 2) профессионально-неюридическое; 3) непрофессиональное или обыденное.
В «горизонтальной» структуре правосознания, как правило, отличают «теоретическое» (научное), «профессиональное» (профессионально-юридическое) и «обыденное» (повседневно-практическое). К теоретическому правосознанию относят правовые теории, систематизированные и научно обоснованные идеи, правовые установки, парадигмы и прочее. «Профессиональной» называют «одну из коллективных форм правосознания, носителями которой являются юристы и которая представляет собой систему правовых взглядов, знаний, чувств, ценностных ориентаций, других структурных образований...»; то есть это – «правосознание специальной группы людей, профессионально занимающихся юридической деятельностью, которая формируется в результате специальной образовательной подготовки и практической деятельности и характеризуется единством социальных задач, форм и методов профессиональной деятельности». И, наконец, «обыденное правосознание включает в себя представления, чувства и волеизъявления массы людей, их субъективное отношение к действующему праву, знания о существующих законах и их оценку, убеждения в правомерности или неправомерности судебных действий, в справедливости или не справедливости самих законов; эта сфера создает массовое общественное мнение вокруг действующего права, поддерживая его или требуя его замены».

С точки зрения глубины отражения правовой деятельности выделяют три уровня правосознания : обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное.

Обыденное правосознание формируется стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению. Теоретическое (научное) правосознание, в отличие от обыденного, формируется на основе глубоких правовых обобщений, знания закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности. Именно научное правосознание должно быть непосредственным источником правотворчества, служить совершенствованию юридической практики и тому подобное.
Профессиональное правосознание – это правовое сознание юристов. В зависимости от предмета отражения в правосознании юриста образуются сферы, соответствующие разным отраслям правовых отношений (например, хозяйственным, коммерческим, гражданско-правовым, уголовно-правовым, уголовно-процессуальным и т.д.). Сущность и особенности правового сознания юристов конкретизируются в содержании правовой идеологии и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, установок, ценностных ориентаций и тому подобное. Юристы традиционно входят в перечень представителей идеологической специальности. Основная цель науки – выделить конкретные особенности правосознания юристов, прежде всего те, которые позволяют быть высококвалифицированным специалистом, строго и неуклонно соблюдать законность.

К профессиональному правосознанию относится и правосознание юристов, которое характеризуется тем, что непосредственно связано с умениями и навыками практического познания и применения правовых норм. Правосознание юристов влияет на функционирование государственных институтов, органов местного самоуправления, темпы становления гражданского общества, реализацию принципов основ конституционного строя и прежде всего верховенства права.

Также следует выделить национальное правосознание, благодаря которому возможным является создание такой модели идеологической доктрины, которая способна всецело обеспечить национальные интересы государства.

В структуре правосознания выделяют три блока: правовые знания, правовые оценки и правовые установки. Субъект правосознания приобретает правовые знания в процессе осмысления различных правовых явлений, включая сведения о конкретных нормах права, назначение правового регулирования, роль тех или иных правоприменительных и правоохранительных органов государства и тому подобное. Вместе с тем, наличие определенного объема правовых знаний еще не определяет уровень правосознания, который определяется также пониманием сущности права, правовых норм, других правовых явлений, их требований, целей и назначения.
Необходимость и объем правовых знаний, обусловленных включенностью субъекта в систему правовых отношений. Приобретение, усвоение правовых знаний осуществляется посредством социального и правового опыта человека. Сквозь призму собственного правового опыта субъект воспринимает новые правовые явления, что обусловливает наличие определенного оценочного отношения, которое отображается в значимости, ценности, как полученных знаний, так и правовой действительности, с точки зрения лица. Роль правовых оценочных представлений заключается в том, что лицо не просто совершает действия, предусмотренные определенными юридическими нормами, а осмысливает свое поведение с точки зрения его законности, соответствия требованиям закона. Правовые установки – это определенные психологические комплексы, которые характеризуют правосознание личности, влияя как на правовое поведение, так и на формирование представлений, оценки правовых явлений. То есть, правовые установки влияют как на регулятивную, так и на познавательную и оценочную функции правосознания.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме